Священник Алексей Петропавловский




Поучение в день Святителя и Чудотворца Николая.

Блажен и кротцыи, яко тии наследят землю»

(Мф. 5, 5)

Сию заповедь Спасителя положим в основание настоящего слова нашего к вам, возлюбленные братие!

Спаситель наш, Господь Иисус Христос, называет кротких людей блаженными, стало быть, кротость Он возводит на степень добродетели. О добродетелях прилично и нужно говорить всегда, для научения добру. Сейчас же особенно благовременно говорить о добродетели кротости потому, что празднуемый ныне Угодник Божий, Святитель Николай, именуется Святою Церковью «образом кротости» (тропарь Святителю), потому что Святитель Николай был кроток в высшей степени, так что он служит превосходным примером сей добродетели, - «образом ».

В чем же состоит добродетель кротости, и что значит быть кротким?

Быть кротким значит – быть тихим, нераздражительным, несварливым. Тот человек может быть назван кротким, кто не превозносится пред другими, не гневается, не оскорбляется и не озлобляется, когда его злословят или порицают. Кроткий не только сам не оскорбляет никого, но даже и тогда, когда другие его оскорбляют словом или делом, он не отплачивает им теми же оскорблениями, не воздает злом за зло, не мстит обидчикам, никого не порицает, не презирает и не осуждает, а терпеливо переносит все оскорбления и обиды.

Преподобный Макарий Египетский дает следующее понятие о кротости: «Вопросил однажды преподобного Макария некоторый юноша, желавший сделаться иноком: как мне должно поступать, чтобы спастись? Макарий, желая научить его кротости и смирению, послал его на кладбище, сказав: «иди к мертвецам и сначала ругай их, потом хвали: ты услышишь, что они тебе ответят». Юноша пошел и исполнил это приказание старца. Когда он возвратился, то преподобный спросил его: «что отвечали тебе мертвые»? «Они были безмолвны и к похвале и к порицанию», отвечал юноша, - «молчали, когда я их хвалил и ругал». – «Иди, и ты будь таков же», - сказал ему преподобный» («Вертоград духовный», Ф. Тихвинского, С. 13). Итак, быть кротким, значит одинаково относится и к похвале, и к порицанию: при похвале не превозноситься, при порицании не раздражаться и не злобиться.

Быть кротким и требует от нас, братие, наше звание христианское. Христианин, если он желает быть таковым на самом деде, должен быть кротким. Потому что христианское учение внушает нам во всех отношениях с ближними не искать только своих выгод, а желать блага (пользы) другим; оно учит «любить врагов, благословлять проклинающих, молиться за обижающих » (Мф. 5, 44). Христианин всего себя должен предавать воле Божией, должен постоянно помнить о своих грехах; считая же себя человеком грешным и виновным пред Богом и людьми, христианин должен признавать себя достойным всяких оскорблений и считать их для себя заслуженными. В покаянном чувстве своей виновности перед Господом, в сознании, что мы постоянно оскорбляем Бога своими беззакониями, - не должно ли нам переносить оскорбления кротко, без гнева!

Кротость есть великая добродетель и по побуждениям к оной и по плодам. Какие она приносит.

Побуждения к кротости заключаются в примерах сей добродетели. Наивысший образец кротости мы видим в Спасителе нашем. Сколько гнева, зависти, ненависти, злословий переносил Он! Святейшее учение Иисуса Христа враги Его называли богохульным, чудесам Его не верили, постоянно преследовали Его насмешками. И все эти обиды были не заслужены: Спаситель наш творил только одно добро людям. Как же Он, невинный Страдалец, переносил свои обиды и оскорбления? В высшей степени кротко и терпеливо. Не оставил Он кротости и во время последних страданий. Вися на Кресте, в предсмертных муках, Иисус Христос не выразил гнева и не сказал ропотного слова, - напротив, Он молился за врагов Своих: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лук. 23, 24). И Спаситель наш призывает своих последователей научиться у Него кротости, когда говорит: «возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есьм и смирен сердцем» (Мф. 11, 20).

Подражая Спасителю, и все Святые угодники Божии имели эту добродетель, кротость, и между ними – образ кротости Святитель Николай. Не напрасно Святая Церковь именует Святителя Николая образом (примером) кротости. Святитель Николай в высшей степени был кроток. Кротость ясно отпечатлевалась на лице его. Вот что поет о Святителе Церковь: «свидетельствовавшее светлость лица твоего душевное незлобие; извествоваше кротость слово молчаливое…» (Служба Святителю, стих. По L пс.). Кротость Святителя Николая, по свидетельству историков, обращала на путь истинный многих грешников, укрощала мятежи народные. Кротость Святителя среди других добродетелей снискала ему необычайную славу.

Имея такие высокие примеры добродетели - кротости, примеры Самого Спасителя нашего и великого угодника Божия Святителя Николая, как нам, братие христиане, не украшать себя сею добродетелию, как не постараться быть кроткими? Быть кроткими побуждают нас и те блага, которые даются кротким людям. Господь Иисус Христос называет кротких блаженными, потому что они наследят землю. Под наследием земли здесь разумеется наследие Царства Небесного. Стало быть, истинно кроткие люди, по непреложному слову Спасителя, получат на том свете Царство Небесное, вечное блаженство.

Но награда кротким начинается еще и здесь на земле.

Господь Бог особенно любит кротких и щедро посылает им блага жизни, как Он Сам говорит чрез Пророка: «на кого воззрю? Токмо на кроткаго, молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2). Получая от Бога, в награду все потребное для жизни, кроткие люди так же благоденствуют и живут мирно. В жизнии сношениях с людьми неприятностей, обид, оскорблений не избежит никто; но кто имеет добрую, незлобивую душу и кроткий, уступчивый нрав, тот умеет благодушно переносить различные оскорбления и живет спокойнее, нежели люди сварливые и злобные. Человек кроткий и смиренный сам никого не обидит, не оскорбит, но всегда бывает пред всеми покорен, уступчив, потому везде и уживается. Какое бы мирное и прекрасное составляли бы мы общество, если бы все имели кротость христианскую; тогда среди нас не было бы ни вражды, ни притеснений, а всюду царствовали бы мир и спокойствие.

И наоборот: что служит причиною ссор и раздоров между людьми, как не строптивость их характеров и сварливость? От чего происходят среди нас всевозможныя неурядицы, разстройства семейныя, общественныя? От того, что у нас нет кротости, взаимоуступчивости. Каждый считает себя умнее других. Где бы нужно помолчать, да послушать других людей, более опытных, кто постарше нас, - нет, нам хочется быть впереди, чтобы нас слушали. Скажет нам кто напротив, нужно бы уступить, - нет, мы горячимся, сыплем слова без всякого смысла, и этим пустословием раздражаем только собеседников, а дела не делаем. Никогда бранью и злословием нельзя достигнуть ничего доброго и полезного, ибо брань есть зло, а злом никогда никакого добра нельзя достигнуть. Пусть, сказал тебе кто неприятное слово, даже оскорбил тебя, - смолчи, терпеливо перенеси оскорбление: кротостию своею ты пристыдишь обидчика, и зла не будет, мир опять водворится между вами. Нет, у нас не так бывает, - на одно слово неприятное стараются сказать десять слов оскорбительных. И поднимается ссора, брань, иногда оканчивающаяся побоями. А после этого зло не скоро проходит: возникают судебные дела, друг под другом роют ямы, как бы повредить противнику. Вот до каких грехов доводит наш гордый нрав, сварливость и неуступчивость. И люди раздражительные, сварливые никому не нравятся. В тесных обстоятельствах они редко получают помощь от ближних. И сами в сердце своем они постоянно непокойны, досадливы. Стало быть, люди строптивые, заносчивые, люди не кроткие и здесь на земле не видят блага и на небе не получат награды.

Из всей нашей беседы видно, что кротость есть великая добродетель и приносит благие плоды. Почему, постараемся, братие, украшать себя сею добродетелию, будем тихи и кротки на язык, а скоры на дела благия, чтобы нам здесь на земле жить в мире и спокойствии, составляя прекрасное благоустроенное общество, к радости возлюбленного Монарха нашего Николая Александровича, День Тезоименитства Коего мы ныне празднуем, - а на том свете получить обещанное кротки блаженство. Аминь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: