Ход урока
Организационный момент.
Записать в тетрадях дату и тему урока, познакомиться с понятием интерьера.
2. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием интерьера и будем учиться описывать помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.
- Прочитать материал на странице 92 (6 –Г, 6 – Д классы), стр.102 – 103 (6 – Е класс) Выполнить устно упражнение 164,165 (6 –Г, 6 –Д классы), упр.209,210 (6 –Е класс)
- Ответы на вопросы по прочитанному материалу:
- Что такое интерьер?
- Какие два типа интерьера различают?
- Что относится к общественному интерьеру?
- Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
- общественный и жилой.
Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.
- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.
- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).
- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).
- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому помещению ярко выражено.
- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер...
|
(Из путеводителя)
Слово учителя:
- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?
- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
- Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
|
(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.
- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
- Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка