6. Если незаконное вознаграждение передается в несколько приемов, охватываемых единым умыслом, за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для подкупающего результата, содеянное рассматривается как единое продолжаемое преступление.
Напротив, если с целью достижения нужного ему результата лицо, осуществляющее подкуп, передает вознаграждение нескольким лицам по отдельности, вступая в соглашение с каждым из них самим по себе, содеянное представляет собой совокупность преступлений (ч. 1 ст. 17 УК).
7. О понятии организованной группы см. коммент. к ч. 3 ст. 35.
8. Закон дифференцирует ответственность за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера для спортсменов-профессионалов (ч. 3 ст. 184) и для спортивных судей, тренеров, руководителей команд, других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, организаторов и членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ч. 4 ст. 184). И в том, и в другом случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения этими лицами, независимо от того, выполнили ли они обещанное, повлияло ли их поведение (действие или бездействие) на достижение цели, к которой стремилась подкупающая сторона. Необходимо, чтобы данные лица понимали, что вознаграждение принимается ими незаконно, а передано оно с целью оказать влияние на результаты спортивного соревнования или зрелищного конкурса.
9. Субъектом преступления по ч. ч. 3 и 4 ст. 184 являются лица, непосредственно названные в законе, достигшие возраста 16 лет, как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства.
|
10. Согласно примечанию к комментируемой статье лицо, совершившее подкуп единолично или в составе организованной группы (ч. ч. 1 и 2 ст. 183 УК), освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
Комментарий к статье 185
1. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно подрывает рынок ценных бумаг, причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
2. Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых.
Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением законодательно установленных формы и порядка; б) размещается выпусками; в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>).
|
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
К числу эмиссионных ценных бумаг относятся акция, облигация, опцион эмитента и российская депозитарная расписка.
Акция закрепляет права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации; облигация - на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента (она также может предусматривать права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права); опцион эмитента - на покупку в предусмотренный в ней срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона.
Российская депозитарная расписка не имеет номинальной стоимости; она удостоверяет право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляет право ее владельца требовать от эмитента получения взамен данной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.
3. Объективная сторона преступления может выражаться в четырех альтернативно указанных деяниях: а) внесении в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации; б) утверждении либо подтверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта; в) утверждении или подтверждении заведомо недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг; г) размещении ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
|
Первая форма деяния характеризуется внесением в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации. Исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в проспекте ценных бумаг, дан в ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Заведомо недостоверная информация может относиться к сведениям: о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, банковский счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента и иных лицах, подписавших проспект; об объеме, сроках, порядке и условиях размещения по каждому виду, категории (типу) размещаемых эмиссионных ценных бумаг; о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности; об участниках (акционерах) эмитента и совершенных сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; о бухгалтерской отчетности; о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.
Вторая форма деяния заключается в утверждении либо подтверждении проспекта ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию. Проспект хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции данного совета, а юридических лиц иных организационно-правовых форм - лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента. Подписывается он данным лицом, главным бухгалтером эмитента, аудитором, а в предусмотренных законом случаях - независимым оценщиком (по усмотрению эмитента, финансовым консультантом), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей содержащейся в проспекте ценных бумаг информации.
В случае выпуска облигаций с обеспечением достоверность информации об обеспечении подтверждает лицо, предоставившее его.
Третья форма деяния выражается в утверждении или подтверждении заведомо недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" эмитент обязан не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (ст. 25). В этом случае недостоверная информация может относиться к дате начала и окончания размещения ценных бумаг, их фактической цене, количеству, доле размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска, общему объему поступлений за размещенные ценные бумаги (в том числе объему денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объему денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте РФ по курсу Банка России на момент внесения; объему материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте РФ), к сделкам, признаваемым федеральными законами крупными, и сделкам, совершенным в процессе размещения ценных бумаг, в отношении которых имеется заинтересованность.
Эмитент вправе представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, если брокером оказывались услуги по размещению указанных бумаг путем открытой подписки, и фондовой биржей осуществлен их листинг (т.е. включение в котировальный список), в том числе при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг, если листинг ценных бумаг соответствующего выпуска был осуществлен ранее.
Четвертая форма деяния предполагает размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. Государственная регистрация входит в процедуру эмиссии ценных бумаг, являясь одним из ее этапов. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации дан в ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". К их числу, в частности, относятся: несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных либо недостоверных сведений и др.
Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Под размещением понимается отчуждение указанных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Надо иметь в виду, что законодательство предусматривает случаи, когда регистрация выпуска ценных бумаг не производится.
4. Состав преступления является материальным. Преступление признается оконченным с момента наступления крупного ущерба.
Крупным признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК).
Между данным последствием и деяниями, указанными в ст. 185 УК, должна быть причинная связь.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, на это в частности указывает признак заведомости. Мотив и цель преступления значения не имеют, хотя, как правило, все разновидности злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг совершаются из корыстных побуждений.
6. Субъект преступления специальный, обусловлен видом преступного деяния:
а) за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации несут ответственность подписавшие его лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, а также иные названные выше лица, ответственные за достоверность включенной в проспект ценных бумаг информации и подписавшие этот проспект;
б) за утверждение либо подтверждение проспекта ценных бумаг или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг могут подлежать ответственности уполномоченные работники организации-эмитента, а также иные лица, утвердившие или подтвердившие содержание указанных проспекта или отчета (уведомления);
в) за размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ответственными являются уполномоченные работники организации-эмитента.
7. В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 185 УК названо совершение деяний, предусмотренных ч. 1 статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ч. ч. 2 и 3 ст. 35).
Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Комментарий к статье 185.1
1. Комментируемая статья содержит описание двух различных преступлений: а) злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах; б) предоставление заведомо неполной или ложной информации.
2. Согласно ст. 23 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам. В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации с тиражом не менее 10000 экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать вышеизложенное и указать порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации тиражом не менее 1000 экземпляров.
Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг. В ст. 30 названного Закона указаны формы раскрытия эмитентом информации о своих ценных бумагах и о своей финансово-хозяйственной деятельности и содержание раскрываемой информации.
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Порядок и сроки раскрытия информации регламентированы Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н <1>.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2007. N 4.
Формами раскрытия информации об эмитенте, его ценных бумагах и финансово-хозяйственной деятельности в случае регистрации проспекта ценных бумаг являются: ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Он должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Этот отчет также предоставляется владельцам эмиссионных ценных бумаг (инвесторам) по их требованию за плату, не превышающую затрат по изготовлению брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.
Сообщения о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, в срок не более пяти дней с момента появления факта должны направляться эмитентом в регистрирующий орган, а также публиковаться в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента. В Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 10.10.2006 N 06-117/пз-н установлено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования о нем сообщения в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством и (или) иной организацией, имеющей статус средства массовой информации (ленте новостей) - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее трех дней; в периодическом печатном издании - не позднее пяти дней (ст. 6.3). Сообщение о существенном факте подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или иным уполномоченным лицом эмитента, а в определенных Положением случаях - также лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) главного бухгалтера (ст. 6.1.4).
3. Помимо эмитента Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон от 05.03.99 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1> возлагают обязанности по раскрытию соответствующей информации и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, каковыми являются юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, депозитарная и др., а также в определенных случаях и на владельцев обыкновенных акций.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.
4. Злостность уклонения от предоставления требуемой информации может определяться истечением продолжительного времени после наступления сроков для предоставления информации контролирующему органу, упорным невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа, и т.п.
5. Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является причинение деяниями, указанными в комментируемой статье, последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей 1 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК).
6. Субъект преступлений, предусмотренных в ст. 185.1, определен как лицо, обязанное обеспечить инвестора или контролирующий орган информацией, содержащей данные об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами. В случаях предоставления инвестору или контролирующему органу заведомо неполной или ложной информации субъектами преступления будут лица, подписавшие документ, содержащий такую информацию (ежеквартальный отчет, сообщение о существенных фактах и др.).
Преступление совершается умышленно. Мотивы и цели преступной деятельности квалифицирующего значения не имеют.
Статья 185.2. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги
Комментарий к статье 185.2
1. На рынке ценных бумаг функционирует учетная система, под которой понимается совокупность учетных институтов - организаций, осуществляющих депозитарную (кастодиальную) деятельность, и организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Данная система выполняет функции подтверждения прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами, в целях передачи и осуществления этих прав, а также хранит и корректирует информацию о собственниках и номинальных держателях ценных бумаг (профессиональных участниках рынка ценных бумаг, которые являются держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица, не будучи их владельцем), обеспечивает трансферт прав на ценные бумаги <1>.
--------------------------------
<1> Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.1997 N 36 // Вестник ФКЦБ России. 1997. N 8.
Рассматриваемое преступление, посягая на деятельность указанной системы, причиняет имущественный вред гражданам, организациям или государству.
2. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется нарушением установленного порядка учета прав на ценные бумаги.
Диспозиция уголовно-правовой нормы является бланкетной, в связи с этим для уяснения сущности деяния необходимо обращаться к соответствующим нормативным правовым актам. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" услуги по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и переходу прав на ценные бумаги составляют суть депозитарной деятельности.
Этим же Законом предусмотрено ведение реестра владельцев ценных бумаг. Реестр содержит совокупность данных (на бумажном носителе или в электронном виде), обеспечивающую идентификацию зарегистрированных номинальных держателей и владельцев данных бумаг, учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя. Система ведения реестра должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
В указанном реестре отражаются количество, номинальная стоимость и категории принадлежащих владельцам ценных бумаг, причем информация должна позволять идентифицировать этих владельцев, количество и категорию ценных бумаг, которые им принадлежат.
В соответствии с Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг от 02.10.97 N 27 в реестре должна содержаться информация об эмитенте, о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах, всех выпусках ценных бумаг эмитента, зарегистрированных лицах, виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости, государственном регистрационном номере выпусков ценных бумаг, учитываемых на лицевых счетах, и об операциях по лицевым счетам <1>.
--------------------------------
<1> Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7.
Следовательно, нарушение указанных правил будет характеризовать деяние, предусмотренное комментируемой статьей.
Надо иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 29.07.98 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <1> не ведется реестр владельцев по именным ценным бумагам РФ. Права на именные ценные бумаги, переданные в депозитарий, не удостоверяются записями в реестре.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.
3. Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Под крупным понимается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК).
Между указанным ущербом и нарушением установленного порядка учета прав на ценные бумаги должна быть установлена причинная связь.
4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления непосредственно назван в комментируемой статье - лицо, в должностные обязанности которого входит совершение операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги, т.е. соответствующие уполномоченные лица:
а) эмитента, самостоятельно ведущего реестр владельцев ценных бумаг;
б) регистратора (держателя реестра);
в) трансфер-агента - юридического лица, выполняющего по договору с регистратором функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передаче регистратору информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре;
г) депозитария или иного юридического лица, имеющего лицензию на осуществление депозитарной деятельности.
6. Квалифицированный вид рассматриваемого преступления совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК) либо причиняет особо крупный ущерб - на 2,5 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК).
Статья 185.3. Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг
Комментарий к статье 185.3
1. К манипулированию рынком относятся следующие действия:
1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Этот вид манипулирования относится к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Данный вид манипулирования применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются 2 и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Этот вид манипулирования относится к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;
7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.
2. Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.