Правообладатель имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком (наименованием места происхождения товара), а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак или знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара без разрешения правообладателя. Чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" <1>).
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2007. N 7.
2. Незаконным использованием признается использование соответствующих обозначений без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), для индивидуализации которых товарный знак (знак обслуживания) зарегистрирован, или в отношении однородных товаров (работ, услуг), в том числе размещение товарного знака (знака обслуживания) и сходного с ним до степени смешения обозначения: на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках, ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью либо ввозятся на территорию РФ; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях к продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (ст. 1484 ГК РФ).
|
Использованием наименования места происхождения товара считается размещение его на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо возятся на территорию РФ; на счетах, бланках и иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (ст. 1519 ГК РФ).
3. Правообладатель (обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара) может проставлять рядом с товарным знаком (наименованием места происхождения товара) предупредительную маркировку (знак охраны), указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (наименованием места происхождения товара), зарегистрированным в РФ (ст. ст. 1485 и 1520 ГК РФ).
Эта предупредительная маркировка признается предметом преступления по ч. 2 ст. 180.
Под использованием предупредительной маркировки следует понимать ее изображение на товарах и (или) на упаковках, а также ее применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ.
|
4. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товаров, а также предупредительной маркировки наступает лишь при условии неоднократности этих действий или причинения ими крупного ущерба. Неоднократность деяний в данном случае - это не разновидность множественности преступлений, поскольку каждое из этих деяний, не повлекшее причинение крупного ущерба, само по себе не является преступлением. Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что неоднократность по смыслу ч. 1 ст. 180 предполагает совершение двух или более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара (п. 15 Постановления от 26.04.2007 N 14).
Не образует неоднократности продолжаемое деяние, когда незаконное использование чужого товарного знака охватывается единым умыслом (например, проставление чужого товарного знака на предметах, входящих в одну партию выпускаемого товара).
5. Ущерб данным деянием причиняется конкурирующему хозяйствующему субъекту или гражданам-потребителям. Крупным является ущерб в сумме, превышающей 250000 руб. (примечание к ст. 169 УК).
|
6. Преступления совершаются умышленно. В случаях причинения деянием крупного ущерба (материальный состав) возможен косвенный умысел. Мотивы и цели преступления могут быть различными: корысть, стремление преуспеть в конкурентной борьбе, испортить деловую репутацию конкурента и т.д.
7. Субъектом преступления могут быть граждане России, лица без гражданства и иностранные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, как зарегистрированной, так и незарегистрированной, а также руководители организаций, принимавшие решение о незаконном пользовании чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или предупредительной маркировкой.
8. Если при помощи чужих товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара потребитель вводится в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (услуги), то при наличии всех признаков состава ст. 159 УК виновный будет нести ответственность по совокупности этих преступлений.
9. Квалифицированными видами незаконного использования чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначения для однородных товаров, а также незаконного использования предупредительной маркировки является совершение этих действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 35).
Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм
Комментарий к статье 181
1. Согласно ст. 13 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1> федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства (см. также Постановление Правительства РФ от 18.06.99 N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" <2>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
<2> СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.
Пробирный надзор осуществляется Российской государственной пробирной палатой через территориальные государственные инспекции, которые, в частности, производят клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства и указанных изделий, ввезенных на территорию РФ для продажи. Правила клеймения, порядок проведения связанных с этим работ, знаки государственных пробирных клейм устанавливаются Министерством финансов РФ (см. Инструкцию по осуществлению пробирного надзора, утв. Приказом Минфина России от 11.01.2009 N 1н <1>).
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2009. N 12.
2. Объективная сторона может выражаться в совершении хотя бы одного из следующих действий: а) несанкционированное изготовление государственного пробирного клейма; б) несанкционированный сбыт государственного пробирного клейма; в) несанкционированное использование государственного пробирного клейма; г) подделка государственного пробирного клейма.
Государственные пробирные клейма для механического клеймения изделий изготавливаются Монетным двором Гознака Министерства финансов РФ; клейма-электроды для электроискрового клеймения - Центральной госинспекцией по заказам Пробирной палаты. Клейма должны строго соответствовать утвержденным единым образцам и техническим условиям (п. 3.3.1 Инструкции по осуществлению пробирного надзора).
Под изготовлением нужно понимать как полное самостоятельное несанкционированное создание пробирного клейма, так и несанкционированное исправление пришедшего в негодность клейма. Сбыт - любые формы несанкционированной передачи подлинного государственного пробирного клейма другому лицу для использования и распоряжения как своим собственным. Использованием клейма считается применение его для клеймения изделий. Не имеет значения, соответствует или нет поставленное клеймо фактическому достоинству металла, из которого изготовлено изделие. Важно, что использование клейма было несанкционированным. Под подделкой государственного пробирного клейма понимается фальсификация подлинного клейма путем частичного изменения его реквизитов.
Состав преступления сконструирован по типу формального, каких-либо последствий не предусматривает.
3. Субъектом преступления может быть как работник пробирной палаты или Монетного двора, так и любое, в том числе и частное лицо, достигшее возраста 16 лет.
4. Преступление совершается умышленно, обязательно с одним из указанных в законе мотивов: корыстной или иной личной заинтересованности.
5. В случаях, когда несанкционированно изготовленное субъектом государственное пробирное клеймо затем им же сбывается или используется, содеянное рассматривается как единое преступление. Напротив, если субъект, несанкционированно изготовив государственное пробирное клеймо, затем несанкционированно сбывает, использует или подделывает другое клеймо, действия лица образуют совокупность преступлений.
6. О понятии организованной группы и особенностях квалификации преступлений, совершенных ею, см. коммент. к ст. 35.
7. Несанкционированные изготовление, сбыт или использование, а равно подделку государственного пробирного клейма с последующим обманом потерпевшего и хищением чужого имущества следует квалифицировать по совокупности как нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм и мошенничество (соучастие в мошенничестве).
8. При наличии признаков состава злоупотребления должностными полномочиями нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм, совершенное должностным лицом Российской Государственной пробирной палаты или Монетного двора Гознака, квалифицируется по совокупности ст. ст. 181 и 285 УК.
9. Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 181 УК.
Статья 182. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
Комментарий к статье 183
1. В комментируемой статье предусмотрена ответственность за совершение двух разных преступлений: 1) незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1); 2) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну (ч. 2). Помимо общности основного непосредственного объекта у этих преступлений (отношения добросовестной конкуренции) их объединяет и общность предмета посягательств - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
2. Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1> как "сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны" (п. 2 ст. 3).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В ст. 1465 ГК РФ отождествляются понятия секрета производства и информации, составляющей коммерческую тайну. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1466 ГК РФ). Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства (ст. 1470 ГК РФ).
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Коммерческой тайной могут являться и другие секреты хозяйствующих субъектов, как то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. Вместе с тем в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, в других федеральных законах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <2>, где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<2> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
3. Основные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Так, ст. 857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основании и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Эти положения конкретизируются в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", где указано, что кредитная организация, Центральный банк РФ, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все иные сведения, которые обязаны хранить в тайне служащие кредитных организаций, относятся уже не к банковской, а к коммерческой тайне кредитной организации.
Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок. Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, также не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
4. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (организациях и физических лицах), за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его разрешения; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см. ст. 102 НК РФ). Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5. В части 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, равно иным незаконным способом. Хотя в законе назван лишь один конкретный предмет - документы, сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть материализованы в других предметах: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау, физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов, и др.
6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183, может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием "собирание". Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой (банковской, налоговой) тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих коммерческой (банковской, налоговой) тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документацией или ее копирование иными способами, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.
Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностных лиц, ответственность наступает не только по ч. 1 ст. 183, но и по ч. 1 или ч. 2 ст. 204 или ст. 291 УК.
Состав преступления формальный: наказуемы сами действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.
7. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления различны: корысть, зависть и месть, связанные с желанием причинить вред владельцу тайны, и др.
8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое не являлось владельцем коммерческой (банковской, налоговой) тайны и не было к ней допущено по профессиональной или служебной деятельности.
9. Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение или использование коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Это могут быть рядовые работники и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, налоговых органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.
10. Способы разглашения или использования коммерческой (банковской, налоговой) тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.
Разглашение - это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации (п. 9 ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне"). Принято считать, что разглашение имело место, когда такая информация без согласия владельца стала известной хотя бы одному постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями.
Незаконное использование сведений, являющихся чужой коммерческой, налоговой или банковской тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца лицом, которому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Незаконное использование может выразиться и в совершении с такой информацией любых сделок.
Состав преступлений, предусмотренный ч. 2 ст. 183, сконструирован по типу формального, для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. В данной норме отсутствует и указание на корыстную или иную личную заинтересованность как на обязательные мотивы преступления.
11. Квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 ст. 183 (крупный ущерб и корыстная заинтересованность), относятся только к незаконному разглашению или незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием чужой коммерческой, налоговой или банковской тайны. Это могут быть большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта продукции и т.д.
Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК).
Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает либо безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможности причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183).
Корыстная заинтересованность связана со стремлением виновного получить в результате совершаемых им действий материальную выгоду для себя или для близких ему лиц.
12. Тяжкие последствия незаконного разглашения или незаконного использования сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимаются более широко, чем причинение материальных убытков, хотя, конечно, сверхкрупные убытки могут быть квалифицированы как тяжкое последствие. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, самоубийство потерпевшего и др., если эти последствия находятся в причинной связи с незаконными разглашением или использованием соответствующих сведений.
Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
Комментарий к статье 184
1. Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <1> профессиональный спорт - это часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату (п. 11 ст. 2). Организатор спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится это мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия (п. 8 ст. 2). Спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях (п. 22 ст. 2). Спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию (п. 21 ст. 2).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
Конкурс считается коммерческим, если он проводится с целью получения прибыли организаторами конкурса. Участники конкурса также, как правило, получают вознаграждение.
2. Уголовный закон предусматривает ответственность как за подкуп названных в нем лиц (ч. ч. 1 и 2 ст. 184), так и за получение ими незаконного вознаграждения имущественного характера (ч. ч. 3 и 4 ст. 184).
3. Предметом подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество (валютные ценности, различные вещи, в том числе недвижимые), а также предоставляемые без оплаты (или по явно заниженной стоимости) услуги имущественного характера (например, путевка за границу и т.п.).
4. Объективная сторона подкупа заключается в передаче лично или через посредника названных выше имущественных ценностей или в предоставлении услуги имущественного характера спортсмену-профессионалу, судье спортивного соревнования, тренеру, руководителю команды, другому участнику или организатору профессиональных спортивных соревнований, а также лицу, являющемуся организатором или членом жюри зрелищного коммерческого конкурса. К числу других участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований можно отнести начальника команды, спортивного комиссара, инспектора матча, секунданта, массажиста, стартера, автомеханика при проведении ралли и др.
Подкуп признается оконченным преступлением при условии принятия хотя бы части незаконного вознаграждения спортсменами или другими участниками и организаторами спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Не имеет значения, выполнено ли обещанное лицом, принявшим вознаграждение, повлиял ли подкуп на результаты соревнования или конкурса. Необходимо лишь, чтобы стороны осознавали, что материальные ценности или услуги передаются с целью оказать влияние на результаты соревнования или конкурса. Если вознаграждение не принято, то попытка его передачи или предоставления имущественной услуги рассматривается как покушение на подкуп.
Как правило, при подкупе передача вознаграждения или хотя бы его части предшествует выполнению желательных для подкупающего действий со стороны спортсмена и других названных в законе лиц. Возможны случаи, когда незаконное материальное вознаграждение вручается по окончании соревнования или конкурса, но этому предшествовала предварительная договоренность о вознаграждении, которая определила поведение участников или организаторов спортивного соревнования (зрелищного конкурса).
В практику проведения спортивных соревнований широко вошло так называемое стимулирование спортсменов путем вручения им не предусмотренного никакими контрактами материального вознаграждения функционерами другого профессионального клуба или иными лицами с тем, чтобы получившие такое вознаграждение спортсмены приложили максимум усилий для победы над соперником-конкурентом в борьбе за призовые места, за нахождение в высшей профессиональной лиге и т.п. Представляется, что подобное "стимулирование" подпадает под признаки составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей.
5. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 184, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Преступление совершается с прямым умыслом и с целью оказать влияние на результат профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Мотивы подкупа обычно корыстные, но возможны и любые другие.