Дубин Б. Сталин и другие. Фигуры высшей власти в общественном мнении в современной России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 26.
действительности. Многие видные российские социологии вообще ставят под сомнение факт самого существования российского общественного мнения на современном этапе.
Каковы же перспективы развития общественного мнения в России? Как отмечает А. Здравомыслов, одна из проблем дальнейшего развития России связана с перспективами упрочения российского национального государства. «Понимание России как общего дома многих народов, восприятие равенства всех народов - важная объединяющая идея, которая очень слабо прорабатывается как в СМИ, так и в политологической литературе».21 При этом идея возрождения России выходит на первое место в различных опросах и, наряду с укреплением правовых основ государственности, получает поддержку почти половины населения.
Социологические исследования, проведенные в России по одной и той же методике и с одной и той же выборкой в конце XX в. и начале XXI в., показывают, что если в 1999 г. с избранным направлением развития общества соглашалось только 17%, то в 2003 г. таковых было уже 44%. И наоборот, если в 1999 г. избранное направление развития считали неправильным 81% опрошенных россиян, то в 2003 г. таковых было лишь 40%. Таким образом, сформировалось «воспринимающее большинство» по отношению к политике государства (в лице президента).
Выводы
1. Первая половина 1990-х гг. характеризуется глубокими изменениями в структуре и динамике массового сознания: «произошла смена парадигмы, механизмов «работы» и рамок движения этого сознания... сменилась и «сцена», и правила политической «игры»... и сами «игроки»... сменилась «оптика», способы видения этих сил и персонажей в общественном мнении».22
|
2. Во второй половине 1990-х гг. переменчивость настроений, увлекаемость «измами» и т.д. пошли на убыль. Сказался консерватизм стереотипов массового сознания. Таким образом можно сказать, что состоялся разлом, но не перелом в мировоззренческой структуре и ценностных ориентациях базовой личности в России. Общественное мнение в России на рубеже тысячелетий функционировало (продолжает функционировать) на основе такого человеческого материала, как «новый старый человек».
3. В настоящее время у российского общественного мнения пока еще нет вполне сформировавшегося субъекта - как в лице элиты, так и в лице
1 Здравомыслов А. Национальное самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 51. 23 Левада Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М.. 2000. С. 18.
«среднего человека». На уровне элиты господствует социальный тип «человек лукавый», в массовой среде - социальный тип «зритель».
4. В качестве объекта общественного мнения в России выступают не важнейшие социальные проблемы, а лишь интересы различных социальных групп. При этом само российское общество разделено несколькими линиями размежевания. «Постсоветское общество, несомненно, серьезно разделено, но разделение это не равномерно и во многом не упорядочено. Существует недвусмысленная линия размежевания, проходящая через все общество и неизменно выходящая на первый план в наиболее ответственные, переломные моменты политической борьбы... Это - противостояние сторонников свободной инициативы и государственной опеки (рыночной модернизации и традиционализм)... Самобытность и демократия - авторитаризм... Элитарность - социальность».23
|
Основные понятия и термины
Динамика, дискурс, закон, закономерность, менталитет, общественное мнение в России, особенности переходного периода, российская общественность, сегментирование общественности, структура, тенденция, ценности.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте особенности общественности в разные исторические периоды (царская Россия, Советский Союз, современная Россия).
2. Выявите и опишите специфику общественного мнения в бывших республиках Советского Союза (сходство и различие сложившихся типов общественности и характеристик общественного мнения на постсоветском пространстве).
3. Каковы особенности субъекта российского общественного мнения на современном этапе?
4. В чем состоят особенности объекта российского общественного мнения на современном этапе?
5. Опишите особенности структуры и механизмов «работы» российского общественного мнения на современном этапе.
6. Охарактеризуйте особенности детерминации российского общественного мнения на современном этапе.
23 Холодковскин К.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
Проблемные задания
1. Заполните следующую таблицу, которая отражает специфику российского общественного мнения в разные исторические периоды. Аргументируйте свои ответы. На семинарском занятии (на заседании научного кружка, студенческой конференции и др.) с помощью коллективного обсуждения составьте итоговую таблицу с развернутыми пояснениями и комментариями. В случае необходимости введите иные параметры общественного мнения.
|
Периоды Параметры | Царская Россия | Советский Союз | СНГ (постсоветское пространство) | Современная Россия |
Объект общественного мнения | ||||
Субъект общественного мнения | ||||
Структура общественного мнения | ||||
Место и роль в общественной жизни | ||||
Особенности общественного мнения | ||||
Объективные условия существования общественного мнения | ||||
Субъективные факторы формирования общественного мнения |
2. Проанализируйте данные, представленные в журнале «Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии» (2004. № 2. С. 3-8, 97-134). Для более развернутого и углубленного анализа основных тенденций, которые отмечены в ходе мониторинга экономических и социальных перемен, каждый из графиков можно закрепить за группой студентов (2-3 человека) для совместной домашней работы.
3. Выполните подобное задание, но в отношении общественного мнения жителей Тверской области.
Вид общественности Параметры | Население Российской Федерации В целом | Население отдельных субъектов Российской Федерация | Жители 'Москвы, других мегаполисов России | Жители Твери, население Тверской области |
Объект общественного мнения | ||||
Субъект общественного мнения | ||||
Структура общественного мнения | ||||
Место и роль в общественной жизни | ||||
Объективные условия существования обществениого мнения | ||||
Субъективные факторы формирования общественного мнения | ||||
Особенности общественного мнения |
4. Прокомментируйте следующую цитату с точки зрения взаимосвязи объективных и субъективных детерминант в развертывании современного российского общества: «До сих пор половина россиян (49%) полагают, что путь развития, по которому движется страна после 1985 г. ей «искусственно навязан», лишь 37% считают этот процесс «естественным и неизбежным». Как обычно, разделителем служит возрастной рубеж 40 лет и уровень высшего образования (январь 2004 г.). Возврат к «брежневским» временам готовы одобрить 41%, но считают его вероятным не более 5% (март 2004 г.)».24
5. Изучите динамику социальных проблем как объекта российского общественного мнения (см. данные различных мониторингов за период 1992-2004 гг.). Объясните, почему появляются новые и исчезают прошлые (в качестве главенствующих) социальные проблемы, почему одни
4 Левада Ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
повышают, а другие понижают ранг своей значимости в общественном мнении россиян.
6. А. Жид в своей книге «Возвращение из СССР», написанной в 1936 году, отмечает: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение... Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу... Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естествен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие».25
Какие особенности общественного мнения России зафиксированы в выдержке из книги?
7. Опираясь на материалы «Мониторинга общественного мнения» (статьи Т.И. Заславской, Ю.А. Левады и др.), проанализируйте специфику субъекта, объекта, структуры, динамики и детерминант современного российского общественного мнения.
8. В.В. Лапкин и В.И. Пантин отмечают: «Отличительными чертами взаимодействия политических институтов и общественного мнения в странах Запада после второй мировой войны являются повышенное внимание политических деятелей, политической элиты к общественному мнению и его сдвигам, довольно чуткое и быстрое реагирование на эти изменения, а также стремление ликвидировать или уменьшить (хотя бы по видимости) возникающие отчуждения политических, властных институтов от рядовых граждан. В основе этих особенностей лежат такие предпосылки, как отсутствие явного раскола в обществе, относительно слабо выраженное ценностное размежевание между элитой и массовыми слоями, опытность и зрелость элиты, ее способность использовать существующие политические институты как эффективные инструменты управления обществом и т.п. Соответственно для изменения политических институтов в странах Запада, как правило, характерен не революционный, а эволюционный путь».26
Подумайте, какие из важных «предпосылок» не перечислены авторами и какие отсутствуют или крайне неразвиты в общественном мнении в России на современном этапе.
Какие особенности российского общественного мнения из этого вытекают?
9. Проанализируйте и прокомментируйте содержание таблицы «Ментальные, деловые и экономические установки новых, старых и средних русских»27 (ниже помещены выдержки из таблицы).
* Жвд А. Возвращение из СССР. М.. 1990. С. 535-536.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С. 105-106.
Полный текст статьи и полное содержание данной таблицы см.: Крамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 110-114.
Ментальные установки | Новые русские -индивидуализм (эгоизм) (независимое Я) | Старые русские - Средние русские - альтруизм на стыке (взаимозависимое установок новых и Я) старых русских (маргинальное Я) | |
Смысл жизни | Жить для себя | Жить для других | Жить для себя и других |
Самоидентификация | Вера в себя, в свои силы, способность самому определять свою судьбу | Вера в других, потребность в опеке, привычка полагаться на власть, коллектив | Вера в себя, в своих близких, соратников, единомышленников |
Групповая идентификация | Признание себя как богатого | Признание себя как бедного | Признание себя как представителя среднего класса |
Деловая этика | Хочешь жить -умей вертеться | Хочешь жить - не лезь на рожон | Хочешь жить -шевелись |
Счастье | Счастье в количестве денег | Не в деньгах счастье | Счастья не бывает без денег |
Человеческая жизнь | Своя- многоценна, чужая - малоценна | Своя и чужая -малоценна | Любая жизнь -многоценна |
Конфликт | Стремятся победить | Готовы уступить | Хотят не уступить |
Мировоззрение | Сторонники западного образа и качества жизни | Почвенники -российское начало при нейтральном или критическом отношении к миру | Просвещенные патриоты -российское начало при нейтральном или уважительном отношении к миру |
Экономический строй | Свободный (или монопольный) рынок | Государственная экономика | Социальная рыночная экономика |
Чтобы Ваши утверждения не были голословными, проведите соответствующие исследования или подберите статистические, конкретно-социологические, аналитические и иные материалы, подтверждающие или опровергающие вышеприведенные данные.
Рекомендуемая литература
Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.
Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. Л., 1992.
Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. 1998. № 6.
Горин Н.И. Национальные лидеры России // Власть. 1998. № 5. С. 24-28.
Горшков М.К. Динамика общественного мнения молодежи // Социологические исследования. 1979. № 4. С. 33-40.
Грушин БЛ. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Книга 1. М., 2001.
Гудков Л., Дубин Б. Сельская жизнь: рациональность пассивной адаптации // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 6 (62). С. 24-36.
Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология // Власть. 1998. №5. С. 8-16.
Докторов Б.З., Ослон А.А., Петренко Е.С. Эпоха Ельцина: мнения россиян. Социологические очерки. М., 2002.
Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 11-15.
Заславская Т.И. О социально-трансформационной структуре российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 15-19.
Здравомыслов А.Г. Национальное самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 48-53.
Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999.
Зоркая Н., Дюк Н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 66-77.
Есть мнение. Итоги социологического опроса. М., 1990.
Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. М., 1996.
Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты. М., 1997.
Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1994.
Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях. М., 1994.
Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. Результаты мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (1990-2002 гг.) // Мир России. 2003. № 4.
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования. 1996. №5.
Лапкин В.В. Ценностная дифференциация элитообразующих и массовых групп современного российского общества // Политическая мысль (Политична думка). 2000. № 2. С. 31-38.
Левада Ю.А. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 9-11.
Левада Ю.А. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 19-27.
Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1997. № 2.
Маслова О.М. ВЦИОМ: хроника общественного мнения периода экономических реформ // Социологические исследования. 1995. № 2.
Ментальность россиян. М., 1999.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 1993-2005.
Образы власти в политической культуре России. М., 2000.
Политическая культура России. СПб., 2000.
Прилуцкая О.А. Социальные страхи у населения. Оренбург, 1997.
Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.
Сафронов В.В., Бурмыкина О.Н., Корниенко А.В., Нечаева Н.А. Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том П. №2.
Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.
Социализм, перестройка и общественное мнение // Социологические исследования. 1991. № 9.
Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963.
Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М., 1998.