Товар и его свойства. Деньги, их сущность и функции. Цена, ее функции и виды.




Товар — это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности и произведенный для обмена, для продажи.

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство — полезность, т. е. способность удовлетворять какие-либо потребности людей. Товар отличается от натурального продукта тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок.

Деньги — всеобщий эквивалент для всех других товаров, посредством которого совершается обмен.

Деньги как всеобщий эквивалент обладают следующими свойствами:

· Обмениваются на все товары.

· Служат средством для удовлетворения потребностей.

· Имеют всеобщую потребительную стоимость.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

· Меры стоимости (выступают мерилом воплощенного труда).

· Средства обращения (посредники в обмене товаров и услуг).

· Средства платежа.

· Средства сбережения и накопления.

· Мировые деньги.

 

Цена — это денежное выражение стоимости товара, денежная мера его оценки.

К основным функциям цены можно отнести следующие:

Учетная. При помощи цен учитываются затраты на производство и реализацию продукции, оцениваются экономические процессы и результаты

Доходная. Цены позволяют получать доходы производителям.

Стратегическая. Цены позволяют производителям осуществлять свои рыночные стратегии.

Регулирующая. Цены выступают средством государственного регулирования.

Стимулирующая. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим и стимулирующим выбор покупателя.

Основными видами цен являются:

v Оптовая цена.

v Розничная цена.

v Закупочная цена.

v Мировая цена.

v Прейскурантные цены.

v Договорные цены.

v Свободные цены.

v Демпинговые цены.

v Монопольные цены.

Рынок, его сущность, функции и виды. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок — это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров.

Под функциями рынка понимается его роль в реализации экономических целей общества:

1. Соединительная функция. Обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.

2. Распределительная функция. Опосредует разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг.

2. Информационная функция. Через цены, процентные ставки на кредит и т.д. рынок дает участникам производства объективную информацию.

3. Стимулирующая функция. Позволяет каждому предпринимателю сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка и в условиях существующей конкуренции принимать меры к снижению затрат и производство, повышению качества продукции.

4. Дифференцирующая функция. Дифференцирует хозяйствующих субъектов, этим очищается производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий.


По пространственному признаку можно выделить:

  • Местный.
  • Региональный.
  • Национальный.
  • Мировой.

По субъектам, вступающим в обмен, различают рынки:

· Потребителей.

· Производителей.

· Промежуточных продавцов (посредников, которые приобретают товар с целью перепродажи в оптовой и розничной торговли).

· Государственных учреждений.

По объектам обмена рынки бывают:

  • Товарными.
  • Финансовыми.
  • Рынками труда.
  • Услуг.
  • Недвижимости.
  • Интеллектуальной собственности и др.

По рыночной конкуренции различают:

  • Рынок чистой конкуренции.
  • Рынок чистой монополии.
  • Рынок монополистической конкуренции (вступить в отрасль не так то просто).
  • Олигопольный рынок (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм).

По степени соблюдения законности различают:

  • Легальный или официальный рынок.
  • Нелегальный или теневой, рынок.

По степени насыщенности выделяют:

  • Равновесный рынок.
  • Дефицитный рынок.
  • Избыточный рынок.

По степени развитости экономических свобод продавца и покупателя на рынке они делятся на:

  • Свободный.
  • Регулируемый.


Инфраструктура рынка
— это совокупность разнообразных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают деятельность рынка, связывают в разных формах продавцов и покупателей. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются:

· Торговые предприятия.

· Специализированные посредники (страховые компании, брокерские конторы).

· Биржи.

· Аукционы и ярмарки.

· Государственные бюджетные учреждения и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: