Товар — это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности и произведенный для обмена, для продажи.
Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство — полезность, т. е. способность удовлетворять какие-либо потребности людей. Товар отличается от натурального продукта тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок.
Деньги — всеобщий эквивалент для всех других товаров, посредством которого совершается обмен.
Деньги как всеобщий эквивалент обладают следующими свойствами:
· Обмениваются на все товары.
· Служат средством для удовлетворения потребностей.
· Имеют всеобщую потребительную стоимость.
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
· Меры стоимости (выступают мерилом воплощенного труда).
· Средства обращения (посредники в обмене товаров и услуг).
· Средства платежа.
· Средства сбережения и накопления.
· Мировые деньги.
Цена — это денежное выражение стоимости товара, денежная мера его оценки.
К основным функциям цены можно отнести следующие:
• Учетная. При помощи цен учитываются затраты на производство и реализацию продукции, оцениваются экономические процессы и результаты
• Доходная. Цены позволяют получать доходы производителям.
• Стратегическая. Цены позволяют производителям осуществлять свои рыночные стратегии.
• Регулирующая. Цены выступают средством государственного регулирования.
• Стимулирующая. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим и стимулирующим выбор покупателя.
Основными видами цен являются:
v Оптовая цена.
v Розничная цена.
v Закупочная цена.
|
v Мировая цена.
v Прейскурантные цены.
v Договорные цены.
v Свободные цены.
v Демпинговые цены.
v Монопольные цены.
Рынок, его сущность, функции и виды. Структура и инфраструктура рынка.
Рынок — это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров.
Под функциями рынка понимается его роль в реализации экономических целей общества:
1. Соединительная функция. Обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.
2. Распределительная функция. Опосредует разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг.
2. Информационная функция. Через цены, процентные ставки на кредит и т.д. рынок дает участникам производства объективную информацию.
3. Стимулирующая функция. Позволяет каждому предпринимателю сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка и в условиях существующей конкуренции принимать меры к снижению затрат и производство, повышению качества продукции.
4. Дифференцирующая функция. Дифференцирует хозяйствующих субъектов, этим очищается производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий.
По пространственному признаку можно выделить:
- Местный.
- Региональный.
- Национальный.
- Мировой.
По субъектам, вступающим в обмен, различают рынки:
· Потребителей.
· Производителей.
· Промежуточных продавцов (посредников, которые приобретают товар с целью перепродажи в оптовой и розничной торговли).
· Государственных учреждений.
По объектам обмена рынки бывают:
|
- Товарными.
- Финансовыми.
- Рынками труда.
- Услуг.
- Недвижимости.
- Интеллектуальной собственности и др.
По рыночной конкуренции различают:
- Рынок чистой конкуренции.
- Рынок чистой монополии.
- Рынок монополистической конкуренции (вступить в отрасль не так то просто).
- Олигопольный рынок (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм).
По степени соблюдения законности различают:
- Легальный или официальный рынок.
- Нелегальный или теневой, рынок.
По степени насыщенности выделяют:
- Равновесный рынок.
- Дефицитный рынок.
- Избыточный рынок.
По степени развитости экономических свобод продавца и покупателя на рынке они делятся на:
- Свободный.
- Регулируемый.
Инфраструктура рынка — это совокупность разнообразных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают деятельность рынка, связывают в разных формах продавцов и покупателей. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются:
· Торговые предприятия.
· Специализированные посредники (страховые компании, брокерские конторы).
· Биржи.
· Аукционы и ярмарки.
· Государственные бюджетные учреждения и т.д.