Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают циклический характер его развития. Смена подъемов и спадов в экономическом развитии определяется как экономический цикл (его иначе называют циклом деловой активности). Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одной точки взлета («бума») экономической активности к другой, от одного кризиса – к другому.
Экономический цикл в классическом варианте имеет четыре последовательно сменяющие друг друга фазы: кризис, депрессию, оживление и подъем.
Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:
1. Краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
2. Среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
3. Ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
4. Длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).
Экономический кризис - это нарушение равновесия в экономике, вызывающее снижение и приостановку производства, а в наиболее тяжелых случаях - даже разрушение производительных сил.
Виды экономических кризисов:
- Частичные кризисы - охватывают не всю, а какую-либо локальную сферу экономической деятельности (например, кризис в сфере денежного обращения и кредита).
- Структурные кризисы - вызываются крупными диспропорциями в развитии экономики.
- Общесистемный кризис - охватывает не только сферу экономики, но и политики, идеологии, науки, образования, культуры и т.д.
В частности - различают два типа кризиса (относительно повлекшей причины) - кризис перепроизводства и кризис недопроизводства товаров.
Инфляция, ее сущность, причины и виды. Экономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Инфляция – процесс обесценивания денег из-за нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.
В мировой экономической литературе выделяют три основные причины инфляции:
1. Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов;
2. Монополия профсоюзов на рынке труда, задающая размеры и продолжительность того или иного уровня оплаты труда при заключении коллективных договоров;
3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.
В зависимости от преобладания в общей макроэкономический теории различных факторов выделяют различные виды инфляции:
1. Инфляция спроса (выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг);
2. Инфляция предложения (обусловлена ростом издержек на создаваемые товары);
3. Структурная инфляция (предполагает перемещение спроса, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает), не снижается вообще либо снижается незначительно);
4. Инфляция прибылей (проявляется в получении сверхприбыли, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшением качества продукции);
5. Инфляция налогов (ее может вызывать государство, повышающее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы).
По темпам инфляция бывает трех видов:
1. Умеренная (цены растут на 10% в год);
2. Галопирующая (цены растут до 100% в год);
3. Гиперинфляция (количество денег в обращении и цены растут астрономически).
Негативными последствиями инфляции выступают перераспределение национального дохода и национального богатства, искажение системы налоговых ставок, системы национальных счетов, снижение инвестиционной активности, диспропорциональность и разбалансированность экономики. Последствия инфляции для конкретного человека проявляются главным образов в снижении уровня его реальных доходов и уровня жизни.
Поскольку современная инфляция – многофакторный процесс, то многофакторной должна быть и антиинфляционная политика, которую проводит государство. Она основана на двух принципах: адаптации (включает индексирование доходов, контроль за ростом цен, заработной платой) и активного сдерживания (предусматривает всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции).
Для снижения уровня инфляции возможно проведение дефляции. Дефляция – изъятие из обращения части избыточной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции.