Технологическая карта урока литературы в 7 классе




Тема: «Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

УМК: под редакцией В. Я. Коровиной

Цель урока: знакомство со стихотворениями М.Ю. Лермонтова и провести параллели с духовными жанрами в рамках духовно-нравственного эксперимента.

Планируемые результаты:

- Предметные: формируется умение соотносить произведение М.Ю. Лермонтова с духовным жанром; формируется умение видеть различия между произведением поэта и религиозной службой, умение понимать лирическое произведение и осуществлять анализ художественных средств, а также осуществлять комплексный анализ лирического произведения.

- Метапредметные: формируется умение сформулировать и высказать свое мнение, договориться в паре и в группе; формируется умение аргументированно доказать свою точку зрения и умение работать по плану, а также умение формулировать выводы из коллективного обсуждения.

- Личностные: формируется ответственное отношение к учению и осознание ответственности за работу в группе; формируется способность адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологии: технология проблемно-исследовательского обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве.

Этапы урока и цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
познавательные коммуникативные регулятивные личностные
Организационный этап: проверить подготовленность к уроку, организовать внимание. Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой.     Проявляют готовность к восприятию учебного материала. Приветствуют учителя. Готовятся к уроку литературы. Контролируют эмоции, перестраиваются с предыдущего урока.
Мотивационный этап: актуализировать знания и проверить выполнение домашнего задания. Выявляет уровень знаний о пройденном материале с помощью вопросов: -О произведении какого автора мы закончили разговор на прошлом уроке? -Что вам запомнилось? Приглашает продемонстрировать выполнение домашнего задания. -Расскажите о личности поэта. - Кто из героев «Песни наиболее симпатичен? Почему? -К какому литературному направлению принадлежит поэма «Песня про купца Калашникова»? - Какие признаки романтизма вы можете указать в поэме? - Какие символы чаще встречаются в романтических произведениях?   Выдают информацию о поэте, читают отрывки наизусть. Отвечают на предложенные вопросы. Высказывают собственное мнение относительно изученного материала. Проговаривают предыдущие цели, оценивают степень усвоения пройденного материала. Выражают адекватные эмоции, отвечают за выполнение домашнего задания.
Этап постановки учебной задачи: подготовить к изучению нового материала, сообщить тему и цели урока. «Лермонтов – звёздная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны и с которым говорили демоны и ангелы». К. Бальмонт Формулировка вместе с учащимися темы урока. Устанавливают причинно-следственные связи между словом, водой и молитвой. Формулируют тему урока. Понимают версию фрагмента, анализируют, создают высказывание, оформляют записи. Сверяют видеофрагмент с целью урока. Критически осмысливают свое понимание материала.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе: обеспечить осмысление материала, глубину понимания. Создает проблемную ситуацию и обеспечивает актуализацию субъектного опыта. «Молитва» У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них — «В минуту трудную...» — написано в 1939 году. Что такое молитва? Какова ее цель? Почему человек время от времени прибегает к молитве? Молитва — обращение к Богу, разговор с Ним. Молитву произносит человек, который верит, что судьба зависит от воли Божией, что только Бог решает вопросы судьбы, жизни и смерти, помогает в делах и наказывает за прегрешения, исцеляет и посылает испытания. В молитве человек выражает просьбы, прославляет Бога, кается в своих проступках. Люди прибегают к молитве в тот момент жизни, когда нуждаются в помощи, милости и поддержке, часто — в минуты отчаяния. Что же заставило Лермонтова обратиться к молитве? Анализируют, обобщают, делают выводы. Высказывают свое мнение, корректируют его и создают письменное высказывание. Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта. Опираются на общечеловеческие ценности, критически осмысливают свои понятия.
Ознакомление с новым материалом: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала. Предлагает новый материал. -По воспоминаниям О.А. Смирновой, для княгини М.А. Щербатовой М.Ю. Лермонтов, ухаживающий за молодой вдовой в 1839-40г., написал стихотворение, потому что «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Активизирует материал вопросом: -Когда человек обращается к молитве? -Согласны ли вы, что тоска – это и есть трудная минута? Именно так начинается стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году. Печаль… Легкость… Облегчение… Все это соединено в трех строфах. Начинается стихотворение с печали, в душе лирического героя смута, отягощение… Но этот образ не несет в себе тяжкий груз, печаль какая-то легкая. Грусть, тяжесть в душе усиливается за счет использования ассонанса. Повторение звука «у» создает ощущение смуты, которая нарастает от строчки к строчке. На контрасте стоят слова: грусть — облегчение, трудно – легко, теснИтся грусть – бремя скАтится. Все это примеры антитезы, которые Лермонтов использует для подчеркивания состояния души лирического героя. Центральное место в стихотворении отведено самОй молитве: она чудная, благодатная, живая. Инверсионные эпитеты выбраны автором не случайно. Молитва обладает чудодейственной силой. Она действительно может помочь, подвести к нужному решению, подсказать. Молитва меняет состояние души … Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию. Участвуют в дискуссии в процессе подбора материала, организовывают работу в группе, договариваются с товарищами. Выдвигают индивидуальные версии, определяют цель и совместно работают по плану. Примеряют роли лидера, исполнителя, контролера и др. Контролируют свои эмоции в случае несогласия с участниками группы, предлагают свои варианты, справляются с эгоизмом.
Этап первичной проверки понимания изученного материала: установить правильность и осознанность изучаемого материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Первая строфа дает нам описание состояния души лирического героя, вторая – молитву, ее живые силы и способность воздействия на душу и состояние героя, третья строфа – итог, то, что принесла молитва. А дала она спокойствие… Стихотворение пылает божественным мотивом. В нем переплетается гармония, надежда, вера, воодушевление, откровение. Письменно: Что побудило писателя написать такое стихотворение? Возможно, в сердце поэта поселилась грусть, овеянная сомнениями. Молитва очищает душу и сердце, согревая их. «Созвучья слов живых» помогают человеку пережить трудную минуту, не дают ему упасть духом. Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М. Лермонтова «Молитва», корректируют.   Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М. Лермонтова «Молитва», корректируют вслух. Оценивают степень достижения цели. Выражают эмоции в соответствии с результатами деятельности.
Этап закрепления новых знаний: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. «Когда волнуется желтеющая нива» Когда волнуется желтеющая нива…   Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,— Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Соглашаются с трудностью работы в группе, когда выдвигается сразу несколько версий. Фиксируют записи художественных приемов в тетрадь (название, примеры из текста) Включаются во фронтальную работу над анализом лирического текста. Предлагают индивидуальные ответы на вопросы, самостоятельно исправляют ошибочные версии. Критически осмысливают свое поведение во время работы группы. Отвечают за свои предложения.
Этап обобщения и систематизации: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных связей. В стихотворении как будто всё способно говорить, это делает его изящным и необыкновенным. Внешне все кажется спокойным и уравновешенным, но мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон». Что же не дает ему покоя? Зарождается тревога, недосказаность, тайна… Поэт уверяет нас, что счастье есть, его можно почувствовать на земле, но… Мир грез существует сам по себе, он отделен от жизни человека. В этом настроении можно уловить мотив одиночества, безысходности. Счастье есть, но оно кратковременно. В жизни ничто не вечно, все меняется, течет, проходит: «и счастье я могу постигнуть на земле», «когда волнуется желтеющая нива…». Лермонтов чувствует себя одиноким и во времени. Ведь счастье — это ощущение себя частью целого. Нива, лес, слива, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми существами, они в определенный момент предстают такими на самом деле. Но их жизнь и разум — это жизнь и разум высшей Божественной силы. Читатель как будто находится там, чувствует шумящий лесок, играющий ключ, восхищается этой красотой, обретая гармонию. Нет, прекрасная картина погружает мысль в смутный сон. Есть красота, есть природа, но нет места лирическому герою… В последней строфе стихотворения раскрывается замысел поэта. Он признается, что именно знакомые пейзажи дают ему силы жить. - Сколько строф в стихотворении? - Сколько предложений? Стихотворение имеет необычную структуру: оно состоит их четырех строф, которые написаны одним предложением. Это создает ощущение, что произведение создано на одном дыхании. Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.   Демонстрируют разную степень владения смысловым чтением, сравнивают и выбирают нужную информацию. Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.   Различают мнения, предположения других участников группы, объясняют выбор материала друг другу и коллективу. Выдвигают версии относительно излишнего количества информации.     Определяют проблему, связанную с жанром молитвы. Осваивают новые правила, стремятся применить их в личной жизни.   Осознают свои эмоции в различных речевых ситуациях.
Этап самоконтроля знаний и способов действий: организовать деятельность по созданию синквейна.   Организует деятельность по применению новых знаний. -Какое стихотворение вам понравилось? - Почувствовали ли вы какое -то умиротворение? - Продолжите фразу: «Я доволен, что у меня получилось...»   Осознанно используют речевые средства для ответов на вопросы и создания собственного продукта. Создают предложение. Осознают свой выбор и отвечают за него, признают уровень своих достижений.
Этап объяснения домашнего задания: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Домашнее задание: 1) Выучить наизусть понравившееся стихотворение; 2) Письменный анализ стихотворения «Ангел» по тезисному плану: История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери. Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры. Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души. Жанр – элегия. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы. Средства выразительности и их роль (Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”. Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”). Мысли и чувства, навеянные стихотворением. Получают план анализа. Планируют использовать технические средства для выражения собственного мнения. Оценивают степень готовности к самостоятельному выполнению работы. Осуществляют пошаговую самопроверку. Выбирают один из видов работы, отвечают за свой выбор и оценку.
Этап подведения итогов занятия: дать качественную оценку работы класса, инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности. Сообщает о завершении работы на уроке, Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Зачитывают работы и оценивают степень усвоения материала. Высказывают свое мнение относительно усвоенного материала. Сверяют свои достижения с планом урока. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 

Письменный анализ стихотворения «Ангел» по тезисному плану:

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.

Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.

Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.

Средства выразительности и их роль (Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”. Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”).

Мысли и чувства, навеянные стихотворением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: