Два уровня двойственности - на уровне «нефеш» и на уровне «руах»




Кроме нижнего уровня противоречий в душе человека, между «устремлением к добру» и «устремлением ко злу» - есть и более высокий уровень двойственности. внутри самого устремления к добру. Противоречие Адама Властвующего и Адама Познающего внутри «устремления к добру» - это противоречие между двумя идеалами, каждый из которых пытается захватить всего человека.

 

Адам Властвующий реализует свой Божественный потенциал через преобразование мира, а Адам Познающий через поедание плодов Сада, духовное совершенствование. Оба эти пути обладают для человека Божественной привлекательностью, и в конфликте между ними проявляется экзистенциальный дуализм добра.

 

В терминах каббалы нижний уровень двойственности – это двойственность на уровне нефеш, «душа», противостояние между нефеш беhемит, «животная душа», и нефеш Элоhит, « Божественная душа». Второй же уровень - это двойственность на уровне руах, «духа»: противостояние руах hа-олам hа-зе, «дух мира Этого», стремления к исправлению окружающего мира, - против руах hа-олам hа-ба, «дух мира Грядущего», стремление к чистой Божественности, за пределы Этого мира. (Аналогичные дихотомии есть и на более высоких уровнях души человека, называемых в каббале нешама, хая и йехида, но мы не будем разбирать их здесь).


Рав А.-И. Кук говорит о проблеме двух уровней двойственности в душе человека так:


«Невозможно переоценить значение учения каббалы в вопросе знания о двух душах, святой и нечистой, которые даны человеку (нефеш беhемит, «животная душа», и нефеш Элоhит, « Божественная душа»), и о том, как каждая из них, стремясь захватить все вокруг себя, старается расширить границы своей власти над телом человека. Ибо лишь исходя из этого представления о душе мы сможем увидеть ее тайны и понять мотивы человеческих поступков. А мудрость, основанная на морали, благодаря этому знанию сможет контролировать действия.

 

«Но еще выше этого находится знание о том, что также и внутри святой души содержатся два духа – «дух мира Этого» и «дух мира Грядущего». И следует признать, что эти два духа тоже ведут войну друг с другом – хотя это уже иная, мирная война, полная любви и уважения, которые каждый дух испытывает по отношению к другому.

 

«Но их двое! И когда один дух усиливается, и, например, стремление к миру Грядущему до краев наполняет сердце, тогда дух мира Этого не может больше, как прежде, продолжать заниматься делами мирскими, даже самыми возвышенными и правильными из них. И наоборот, когда усиливается «дух мира Этого», тогда удаляется «дух мира Грядущего», и посылает он только слабые искры, чтобы освещать дорогу духу мира Этого, когда тот идет прямыми путями (т.е. поступает достойно).

 

«Необычен был праотец наш Ицхак после Акеды («Жертвоприношения Ицхака», #Берешит. гл. 22), ибо после этого жил в нем только дух мира Грядущего. И по причине сияния на нем высшего света, он становится печатью на мысли о прощении в мире Грядущем. Ибо в ответ на слова Высшего Судьи «Твои сыновья грешили?» – он не скажет: «Что ж, пусть они будут уничтожены ради освящения Имени Твоего», как могли бы сказать Авраам и Яаков, во многом устремленные к исправлению Этого мира,- потому что дух Этого мира основан на справедливости, на награде и наказании. Что же касается мощи милосердия, приводящей к полному прощению, – и на ней зиждется существование мироздания! – то она взята именно из высшего духа мира Грядущего, вознесенного над миром Этим, и поэтому способного постоянно оживлять его и осуществлять над ним Провидение во благо ему, в полном объеме – как в вещах частных, так и в общих. Однако, в парадоксальном смысле, именно тот, кто выше всего Этого мира, находит все добро мира пред собою, и именно так сказала нам Тора об Ицхаке: «И сеял он, и получал стократный урожай, и возвеличивался все более и более» (#Берешит 12:26).

 

«Мудрые сердцем воистину знают ничтожность Этого мира как такового, и они поднимают свои мысли и ощущения до уровня мира Грядущего и его блаженства. Но как только и поскольку они видят, что все мироздание – как мир Этот, так и мир Грядущий – есть одно всеобщее неразделимое единство, то тотчас также и Этот мир становится прекрасным для них, и поэтому они стремятся исправить его и усовершенствовать его; не ради него самого, но поскольку он неотделимое единство с миром Грядущим.

 

«И из этого проистекает их стремление к развитию общей культуры, и к усовершенствованию жизни Этого мира, которое произойдет через праведников, святых духом. И это исправление мира, совершенное праведниками, в будущем превзойдет своей силой все, что открыл дух человека ранее, когда это происходило из обычной, поверхностной любви обычных людей к Этому миру как таковому, – ибо такая любовь была основана на хаосе и на внутренней лжи. Да, для существования мира и для его заселения необходимо, чтобы в мире были такие люди, которые бездумно стремятся лишь к своим материальным достижениям – ибо попутно они строят и обустраивают мир для всего человечества. Но гораздо совершеннее мир станет в будущем, когда его построение и заселение будут осуществлены людьми мира праведности, и лишь тогда оно будет идти от полноты знания.


(Орот hа-Кодеш, глава «Двойственность души и двойственность духа»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: