внутреннее освобождение от всякой целенаправленной деятельности.




д) Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с социальными отношениями:

1) друзья-враги;

2) начальник-сотрудники;

3) родитель-дети;

4) производитель-потребитель.

2. Дополните определения.

Дао (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

Ян, Инь (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии; различные аспекты единой действительности.

Ли - буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

Вэнь - культурный смысл человеческого бытия, воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь: qì; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух», «дыхание», «энергия», «жизненная сила».

Жэнь - «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность».

Карма (санскр. कर्म — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् ка́рман — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

А́тман (санскр. आत्मन्, ātman IAST, «самость, дух», высшее «Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность. Абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин, используемый для описания высшего «Я», человека и всех живых существ. После Пробуждения человек знает себя как «Атма» — я не это, я ТО, «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование.

 

3. Заполните таблицу.

Сравнительный анализ древнегреческой и древневосточной философий (проблема Запад – Восток).

Представители Основные идеи Древневосточного учения Представители Основные идеи Древнегреческого учения
Конфуций, Лао-Цзы, Будда 1.Проблема человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. 2.Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. 3.В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая «помеха» душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало. 4.В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально — правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание. 5.Социальная проблематика - проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя. Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Левкипп, Сократ, Платон, Аристотель 1.Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания. 2.Более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Довольно сильна атеистическая тенденция. 3.Атомы — мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание — форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот — положение. 4.Познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. 5.Почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества. Ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом.

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

4. Ответьте на вопросы.

а) Основные школы и периоды древнекитайской философии:

Конфуцианство (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь rúxué, палл. жусюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа ученых»); таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.

Моисты — представители моизма, древнекитайской философской школы мо цзя (墨家), основанной философом Мо Ди (Мо-цзы, 5-начало 4 в до н. э.). Известны имена некоторых из них: Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь. Школа моистов просуществовала более двух веков. Время деятельности поздних моистов относят к 4-3 вв. до н. э. Взгляды поздних представителей этой школы изложены в шести главах сочинения «Мо-цзы». Это главы: «Канон». Часть первая; «Канон» Часть вторая; «Пояснение к „Канону“. Часть первая»; "Пояснение к «Канону». Часть вторая; «Большой выбор»; «Малый выбор». Первым комментатором двух частей моистского канона «Канона» и «Пояснений» называют китайского философа 3-начала 4 вв.н. э. Лу Шэна. Считается, что поздние моисты (наряду с Сюнь-цзы) выступили продолжателями заложенной Хуэй Ши и Гунсунь Луном традиции очищения собственно логических проблем от социально-политической окраски. Перспективным направлением для анализа логико-семантических проблем, активно обсуждавшихся древними моистами в настоящее время представляется использование идей и методов современной логики (например, аксиоматического представления теории).

Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.

Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа.

Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей».

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит. 法家, фацзя; англ. Legalism).

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Среди последователей даосизма существуют направления как политеистического характера — неоконфуцианство, так и монотеистических тенденций — моизм. Считают, что даосизм следует отличать от Учения о Дао (道学). Существует также даосская философия.

б) Перечислите основные школы древнеиндийской философии:

Ортодоксальные школы - шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед.

Неортодоксальные школы - три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

4.Прокомментируйте текст.

«Цзы-гун спросил Конфуция: «Есть ли такое слово, которому можно следовать всю жизнь?» Учитель ответил: «Это – взаимоуважение! Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Из книги «Лунь юй»).

Конфуций сформулировал «золотое правило нравственности». Его смысл заключается в том, чтобы люди осознанно совершали какие-либо поступки, потому что все деяния, совершенный когда-то человеком, обязательно к нему вернутся. На самом деле, если подумать, то смысл этого изречения лежит гораздо глубже, как кажется на первый взгляд. Ведь, чтобы совершать благородные и нравственные поступки, необходимо углубиться в собственный внутренний мир, ответить на многие «почему?», т.е. провести глобальную работу над собой. Человек, который будет неуклонно следовать этому золотому правилу, будет сочетать в себе духовное и моральное величие, и, как следствие, иметь высокий социальный статус. Но достичь этого не так просто, я считаю, что должно пройти много времени, чтобы человек понял всю ту важность и набрался жизненного опыта, который позволит ему уважать, осознанно уважать других людей.

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

9.Философские основы Фэн-Шуй.

Фэн-Шуй - это китайское словосочетание, которое переводится как «ветер и вода». Произносится оно так на мандаринском диалекте. Некоторые мастера называют эту науку Функ Сой, так звучит ее название на кантонийском диалекте, и это тоже правильно.

Время возникновения Фэн-Шуй во многих источниках указывается разным. Усредняя эти даты, можно сказать, что Фэн-Шуй возник около 5 тысяч лет назад еще до Христа и до Будды и считается одной из древнейших наук. Фэн-Шуй возник на практической основе как результат наблюдения за природой в течение тысячелетий. Явился основой для таких дисциплин, как Ци Гун, Тай Чи и акупунктура. Знания о течении энергии внутри тела сейчас широко распространены и известны способы корректировки, а законы взаимодействия нашей энергии с энергией окружения почти не изучаются.

Фэн-Шуй - это ключ к пониманию диалога человека и природы на уровне взаимодействия энергий. Мы неразрывно связаны с миром вокруг нас, с тем, что нас непосредственно окружает, и с тем, что далеко от нас. Все в этом мире состоит из активной, движущейся и постоянно меняющейся энергии - и все живое, включая и все на первый взгляд неживые окружающие нас предметы. Все обладает сознанием. Большое значение в системе Фэн-Шуй придается энергии ци - «дыханию жизни». Энергия ци - это энергия самой Земли, пронизывающая все вокруг и наполняющая пространство жизненной силой, питающая человека, дающая жизнь Природе, движение воде.

Состояние и качество наружного Фэн-Шуй важнее планировки и отделки интерьера. Физические формы и наружные структуры испускают могучие энергии и могут поставить под угрозу благополучие вашей семьи, истощить вашу жизнь и лишить вас всех перспектив на ее улучшение.

Чтобы «видеть мир глазами Фэн-Шуй» надо:

развивать в себе способность распознавать различные картины и запахи в вашем окружении;

ощущать различные уровни поверхности земли;

разбираться в ветрах и водах, которые вас окружают;

замечать малейшие перемены в окружающей среде;

всегда анализировать, какое воздействие окажет любой новый элемент окружающей среды на ваш дом и ваше жизненное пространство.

Фэн-Шуй - не панацея от всех наших проблем, это всего лишь один из аспектов в триединстве удачи, это удивительная наука о взаимодействии души, тела и окружающей среды, это альтернативные возможности и методы видения Вселенной, понимание того, как энергия движется и работает, а также влияет на наше благополучие.

 

 

Тема. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

• Арабская философия в Средние века.

• Европейская философия в Средние века

• Апологеты. Начало патристики

• Классический период патристики.

• Схоластика.

• Фома Аквинский. Теология и наука.

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

• Особенность культурной ситуации средних веков. Христианство как основа новой картины мира;

Утверждение христианства в качестве господствующей религии в Европе сопровождалось долгой и упорной борьбой с языческим политеизмом. В становлении христианского мировоззрения важную роль сыграл Филон Александрийский (20г. до н.э. – 40г. н.э.), усмотревший содержательную «тождественность» христианского монотеизма и античной философии. В представлении Филона греческая философия и библейская мудрость имеют один общий источник – божественный разум, Логос. Те места Библии, где можно было усмотреть хоть малейшее сходство с суждениями греческой философии, Филон всячески выпячивал. В результате Филон отождествлял античное понимание логоса (как внутренней связи, закона, смысловой структуры мира) с ветхозаветным понимание логоса («слова» в смысле откровения).

• Периоды средневековья, их специфика и выдающиеся представители.

Средневековье условно делится на три основных периода:

• Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков) - период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

• Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XIV веков) - период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1050 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

• Позднее Средневековье или раннее Новое время (XIV—XVI века) - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV — XVI веках.

Позднему Средневековью предшествовало Зрелое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

 

• Основные проблемы: соотношение веры и разума, теория универсалий.

Общая схема направлений: Крайний реализм (Тертуллиан – Ансельм), умеренный реализм (Альберт, Фома), концептуализм (Абеляр), номинализм (Росцеллин, Бэкон, Оккам).

• Номиналисты: вера имеет приоритет. Рад. универсалии не существуют; ум. универсалии сущ. в уме человека.

• Концептуалисты: универсалии воспроизводят в уме сходные признаки единичных вещей.

• Реалисты: приоритет имеет вера, но где возможно, нужно использовать разум. Рад.: универсалии сущ, могут быть познаны разумом; Ум.: универсалии сущ. как идея в уме бога, единое во многом, отвлеченное понятие.

• Оцените вклад средневековой философии в копилку общечеловеческой культуры: достоинства и недостатки.

• Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но и фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

• Задание №3. Самопроверка знаний

• 1. Тестовый контроль.

• Отметьте правильный ответ.

• а) Важнейшие принципы средневековой философии:

• 1) гуманизм;

• 2) рационализм;

3) теоцентризм;

• 4) антропоцентризм.

• б) Какая средневековая модель мира имела место в средние века?

• 1) космоцентрическая;

• 2) гелиоцентрическая;

3) геоцентрическая.

• в) Какой знаменитый философ пытался доказать существование Бога с помощью пяти доказательств?

• 1) И.-С. Эриугена;

• 2) Д. Скотт;

3) Ф.Аквинский;

• 4) Ориген.

• г) Отметьте правильное соответствие. Назовите имена философов, которые трудились в указанные периоды.

а) апологетика; 1) Фома Аквинский, Д. Скотт, И.-С.Эриугена;

б) патристика; 2) Тертуллиан, Ориген, Филон Александрийский;

• в) схоластика. 3) Августин Аврелий, Боэций, Григорий Нисский.

2. Заполните таблицу. Для уяснения специфики средневековой философии важно уяснить суть спора по проблемам универсалий и позиции спорящих сторон.

• Проблема универсалий • Реализм • Концептуализм • Номинализм
• Спор об универсалиях (X—XIV вв.), выясняющий онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании). • Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский полагали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. С точки зрения реализма только общее, идея существует; предмет науки есть общее в предметах, которые различаются не по существу, а лишь по своим акциденциям, случайным признакам. Познать общее - значит познать все. • Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот истолковывали универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов. • Иоанн Росцелин видел в универсалиях общее имя, доступное только разуму. Номинализм защищает частное, отдельные предметы, утверждая, что общее знание есть отвлечение, нисколько не охватывающее природы предметов.

• Какая из позиций кажется вам наиболее убедительной? Почему?

• Мне ближе позиция концептуализма, т.к. я считаю что она содержит в себе полное представление об универсалиях, находится как бы между реализмом и номинализмом. Из этой теории можно получить наиболее полную информацию об универсалиях, не кидаясь из крайности в крайность.

Задание №4. Дополните определения.

• Главными принципами средневековой философии являются:

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Креациони́зм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Провиденциализм – историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Ревеляционизм относится к принципу познания мира; он состоит в том, что самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.

2. Рассмотрите данные выражения. Какой актуальный средневековый спор в них отражён?

«Без веры нет знания» (Августин);

«Верю, чтобы знать» (Ансельм Кентерберийский);

«Вера и разум находятся в гармоническом согласии друг с другом» (Фома Аквинский);

«Не только верить, но и знать» (Росцелин);

«Никакой веры, прежде разума» (П.Абеляр).

 

Здесь отражен актуальный средневековый спор о соотношении веры и знания. В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой. Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако, Писание требует правильного прочтения. Таким образом, неизбежно возникает вопрос - какое прочтение считать правильным?

Дискуссии по вопросу прочтения Писания впервые возникают не как чисто философские, а как результат несовпадения интерпретации текстов Писания в трудах Отцов Церкви. Для решения этой проблемы был необходим соответствующий инструментарий. И, в качестве такого инструментария используются грамматика, риторика и диалектика. Здесь они выступают уже не как «свободные искусства», а как средство проникновения в христианские истины. Таким образом, происходит обращение веры к знанию.

Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих. Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся на разум, на его рациональные принципы. Именно такие принципы и были найдены в платоновской и аристотелевской философии. «Полемизируя с евреями, можно опереться на Ветхий завет. В схватке с еретиками можно апеллировать ко всей Библии. Но на что опереться в спорах с язычниками, как не на разум?»

Официальная христианская доктрина всегда доверялась только церковным иерархам и, поэтому, до определенного момента, обсуждение вопроса о соотношении веры и разума оставалось уделом узкого круга лиц. Ситуация изменилась с возникновением монастырских школ и созданием университетов. Они стали «катализаторами» развития в теологии вопроса о соотношении веры и разума. На университетских семинарах, где церковь официально дозволяла вести дискуссии на любую тему, а также в монастырских школах вопрос о соотношении веры и знания приобрел новую аудиторию и новое звучание.

Как отмечают Дж.Реале и Д.Антисери в своем труде «Западная философия от истоков до наших дней», для того, чтобы лучше увидеть линии напряжения, возникавшие между разумом и верой (верой и знанием) необходимо вспомнить о внутреннем устройстве средневекового университета, о различных ориентациях его факультетов. Университет «…делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет…». Первый факультет был подготовкой ко второму. На факультете искусств преподавались грамматика, логика, математика, физика и этика. То есть опора здесь делалась на разум и знание. На факультете теологии, напротив, основное внимание уделялось точному изучению Библии. При этом магистрами теологии становились лишь обучавшиеся на факультете искусств.

Следовательно, из данных высказываний и приведенного текста, можно сделать вывод о том, что вера не может существовать без знания, также как и знание без веры. Т.е. они тесно взаимосвязаны, они дополняют и объясняют друг друга.

3. Прокомментируйте текст.

Какие черты средневекового знания отражаются в приведённом отрывке:

«Известно…заявление перипатетика, который на приглашение Галилея посмотреть в телескоп и воочию убедиться в наличии пятен на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочёл Аристотеля и ничего не нашёл у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стёкол, либо от недостатка твоих глаз» («Философия науки, 2006. стр. 75»).

По моему мнению, здесь приводится принцип созерцательности, т.к. Средневековье в чем-то продолжало традиции Античности. В те времена Аристотель для многих ученых мужей был чуть ли не «идолом», мнение которого воспринималось, как действительность. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Аристотель – великий философ, однако, в тоже время он такой же человек как и все, а людям свойственно ошибаться.

Задание № 5. Творческие вопросы и задания.

6) Лезвие бритвы: Уильям Оккам.

«Бритва Оккама» или «лезвие Оккама» — методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

Однако то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он всего лишь сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного основания». «Бритва Оккама» — это лишь название принципа, а не его атрибуция (указание на авторство).

Бритва Оккама используется в науке по принципу: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, то сущность D лишняя, и верным является первый способ (который может обойтись без привлечения лишней сущности).

В издании «Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by Philotheus Boehner» (New York, 1957) специалист по истории средневековой философии Филотеус Бёнер сообщает, что чаще всего «Бритва Оккама» даётся автором в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (лат. Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Более определённо Оккам выразился так:

«…множественность никогда не следует полагать без необходимости… [но] всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, — это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания.»

Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» в произведениях Оккама не встречается.

В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают более общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них.

Содержание принципа можно упрощённо свести к следующему: не надо вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами. Сейчас этот принцип — мощное орудие научной критической мысли. Сам же Оккам сформулировал этот принцип как подтверждение существования Божия.

Ещё проще говоря, словосочетание «Бритва Оккама» значит, что «Самое простое объяснение — самое верное».

В философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать («сбривать», от англ. shave away) маловероятные, неправдоподобные объяснения какого-либо явления. Shave в качестве существительного имеет кроме прочих значение «мистификация», «обман», отсюда глагол shave означает «мистифицировать», «обманывать»; прибавка away (shave away) означает обратный процесс, то есть установление истины. Однако, в общеупотребительной лексике глагол shave значит «бриться». А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие (razor), то и на «инструмент» установления истины было перенесено это же название. Примеры других «бритв»: Принцип фальсифицируемости Поппера, Бритва Хэнлона.

Примеры:

• В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас дал императору Наполеону. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторяемое Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался».

• Когда ученики Платона попросили дать определение человека, философ сказал: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Услышав это, Диоген Синопский поймал петуха, ощипал его и, принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!». После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

• Переформулированный на языке теории информации принцип «Бритвы Оккама» гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.

• Альберт Эйнштейн переформулировал принцип «Бритвы Оккама» следующим образом: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

 

Тема. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Задание №1. Составьте план изученной темы.

1. Предпосылки возникновения новой культуры

2. Общая характеристика эпохи Возрождения

3. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения.

4. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители.

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

• Условия формирования Ренессанской философии.

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Было бы слишком сложно и нецелесообразно искать четкую границу между философией Ренессанса и философией Нового времени в собственном смысле слова. В период, когда формируются философские системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе еще не отзвучали идеи завершающегося Ренессанса.

На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

 

• Специфические черты философии Возрождения.

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

• антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

• торжество индивидуализма;

 

• Главные представители эпохи.

 

Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, котор<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: