А. Проблемы умственного развития
Если заявлены проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.), то основными направлениями сбора анамнеза будут следующие:
Возможные источники органических поражений мозга:
– па то логия в протекании беременности: гормональные нарушения, угроза выкидыша; заболевания, из которых наиболее опасны краснуха (рубелла) беременных и грипп (особенно в первой половине беременности); работа на химическом производстве, с химическими реактивами;
– па то логия в протекании родов: сильная недоношенность; стремительные роды; родовспоможение (щипцы – частый источник локальных органических поражений; вакуум нередко вызывает множественные микропоражения); асфиксия, проявляющаяся в том, что ребенок закричал не сразу после рождения;
– травмы головы, сопровождавшиеся признаками сотрясения мозга: тошнотой, рвотой (при этом диагноз «сотрясение мозга» мог отсутствовать);
– неврологические заболевания (менингит, энцефалит и др.).
Признаки нарушений в раннем психическом развитии:
– замедленное развитие прямос то яния и ходьбы; можно ориентироваться на следующие примерные границы нормы: ребенок начинает сидеть к 6—8 месяцам, стоять – к 9—11 месяцам, ходить – к 12—14 месяцам;
– замедленное развитие речи; ориентировочные нормы: лепет (повторение однотипных слогов типа «ба-ба-ба», «на-на-на» и т.п.) – с 6 месяцев, отдельные слова (например, «мама» или «дай») – к 11—14 месяцам, простейшие фразы из двух слов – к 18—24 месяцам;
– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления — активной радостной реакции и смеха при виде взрослого; в норме комплекс оживления появляется к 3 месяцам;
– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (в норме они обычно появляются в 3 года).
История обучения ребенка:
– посещал ли детский сад; если да, то с какого возраста и какого типа (дневной, круглосуточный; массовый, специальный);
– в каком возрасте пошел в школу; если пошел раньше или позже обычного срока, то почему;
– каковы успехи в учебе в настоящее время и в предшествующие годы, какие имеются (имелись) трудности, по каким предметам.
Б. Проблемы поведения
Если заявлены поведенческие проблемы, то вне зависимости от того, на какие именно трудности жалуется клиент, полезно собрать сведения о поведении в разных ситуациях.
Поведение ребенка в школе:
– соблюдение норм поведения на уроке: сидит ли ребенок за столом или может вдруг встать и пойти по классу (выйти из класса); мешает ли вести урок; слушает ли учителя; как реагирует на его замечания;
– поведение на перемене: спокоен или сверхподвижен; общается ли с другими детьми; вступает ли в драки.
Поведение в семье:
– выполняет ли общие требования родителей (выполнение домашних заданий, укладывание спать, соблюдение гигиенических требований);
– как реагирует на отдельные поручения, просьбы и указания;
– особенности поведения по отношению к разным членам семьи;
– поведение с родителями вне дома (в магазине, в гостях).
Поведение в общении с другими детьми:
– играет ли с детьми, участвует ли в коллективных развлечениях;
– часты ли конфликты, ссоры; по каким причинам они возникают; как ведет себя в случае конфликта.
Воспитательные воздействия, применяемые взрослыми:
– поощрения (подарки, развлечения, сладости и т. п.): насколько часты; в каких случаях ребенок их получает; зависят ли от поведения ребенка;
– наказания: какие именно наказания используются, насколько они часты;
– общий стиль общения с ребенком, время, уделяемое ему родителями; совпадают ли у родителей взгляды на воспитание.
Образцы, которые ребенок наблюдает дома (поведение родителей в разных ситуациях, не имеющих прямого отношения к ребенку).
В. Эмоциональные и личностные проблемы
При жалобах на эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенную возбудимость, частую смену настроений, страхи, раздражительность, безволие и т. п.) можно рекомендовать следующие направления сбора анамнеза:
Типичные ситуации, вызывающие те или иные негативные проявления.
Ситуации, способствующие улучшению состояния.
Реакции ребенка на разные жизненные ситуации: школа (в частности, ответственная контрольная); выполнение домашних заданий; общение с родителями; самостоятельная деятельность; общение с детьми; развлечения; каникулы.
Г. Проблемы общения
Нарушения общения могут проявляться в замкнутости, агрессивности, неадекватных притязаниях на лидерство, повышенной обидчивости, неумении «постоять за себя» и т. п. Они могут относиться к любым ситуациям общения или только к некоторым из них (например, только к общению с детьми или, напротив, со взрослыми; только к общению в школе или, наоборот, в семье). В любом случае рекомендуется собрать достаточно подробный анамнез об особенностях общения ребенка в разных ситуациях:
Раннее развитие общения:
– имелся ли комплекс оживления (см. 2. А);
– любил ли ребенок в младенческом возрасте быть у родителей на руках, просился ли на руки, часто ли его брали.
Общение со сверстниками:
– есть ли у ребенка друзья (подруги), сколько их, насколько часто они общаются, где (в школе, в кружке, на улице, ходят друг к другу в гости), чем обычно занимаются;
– поведение в общении с другими детьми (см. 2. Б).
Общение со взрослыми:
– общение в семье: проявляет ли ребенок инициативу в общении, старается ли обратить на себя внимание взрослых, делится ли своими проблемами и переживаниями; кто из членов семьи проводит с ребенком больше всего времени;
– общение в школе: любит ли ребенок учительницу (учителя), обращается ли к ней (к нему) по собственной инициативе, как реагирует на обращение к себе;
– общение с пос то ронними взрослыми: стремится ли ребенок к такому общению или старается его избегать; как ведет себя в гостях, на улице, в транспорте.