Основной принцип построения занятий - от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, научите его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.
На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, не давайте алфавитных названий букв, называйте букву так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М, а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением.
Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
В задачу обучения первоначальному чтению входит не только усвоение ребенком новых звуков и букв, но и чтение слогов и слов с этими буквами, а на более поздних этапах обучения и коротких предложений.
В книге вы найдете разнообразные графические упражнения, направленные как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно-пространственных представлений через навык зрительного анализа и синтеза. Их успешное выполнение поможет ребенку запомнить зрительный образ каждой печатной буквы, научит различать буквы, похожие по начертанию, и не путать их во время чтения и письма. Для этого предлагаются различные приемы работы с буквами: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях, написание по точкам, выбор правильно написанной буквы, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение и подчеркивание буквы в стихотворном тексте и др.
|
При выполнении графических упражнений обратите внимание на то, как сидит ребенок, правильно ли держит карандаш или ручку, точно ли обводит контуры фигур, учитывает ли направление штриховки, не переворачивает ли книжку.
Так, переходя от задания к заданию, дети постепенно познакомятся со всеми звуками родного языка и всеми печатными буквами.
Эта книга окажет практическую помощь родителям и педагогам дошкольных учреждений. Занятия по тетради могут проводиться как с группой детей, так и индивидуально в домашних условиях.
Книга предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый читает текст заданий и осуществляет контроль, при необходимости оказывая минимальную помощь: без прямых подсказок дает возможность ребенку самому достичь нужного результата.
Анализируя ошибки при выполнении заданий, не увлекайтесь критикой ребенка, важнее помочь ему понять, какую ошибку он допустил при выполнении того или иного задания и причины, приведшие к ошибке. Доброжелательный настрой взрослого, тактичный анализ причин помогут детям правильно реагировать на неудачу и не отобьют желания заниматься дальше.
Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, быть одновременно серьезными и занимательными - от этого во многом зависит их эффективность. Хвалите ребенка за старание и успехи, шутите, играйте, соревнуйтесь - пусть он выйдет победителем.
Проводите занятия регулярно, два-три раза в неделю, по 20-25 минут.
Количество предлагаемых ребенку заданий определяется индивидуально с учетом его возможностей и подготовки.
|
Успешно выполнив все задания предлагаемого пособия, ваши дети получат хорошую подготовку и будут чувствовать себя уверенно на уроках по обучению грамоте в начальной школе.
Остается надеяться, что эта книга понравится и детям, и взрослым и сделает каждое занятие полезным и интересным.