для детей 5-6 лет
АС
А
ACT • Астрель • Транзиткнига Москва • 2005
Уважаемые взрослые!
Эта книга поможет подготовить ребенка к обучению грамоте.
Она предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и дома.
Книга в интересной, доступной форме знакомит детей со звуками и буквами родного языка, учит анализировать звучащее слово, помогает сформировать первоначальные навыки чтения и письма.
Она представляет собой рабочую тетрадь, в которую вошли 200 разнообразных - в том числе игровых - заданий, содержащих наиболее эффективные приемы обучения основам грамоты дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Данное практическое пособие поможет решить эту непростую задачу.
Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка - ведущая цель пособия, но не единственная. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребенок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные -твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьется речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретет графические навыки.
Предложенная система занимательных упражнений с успехом может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к грамоте получит хорошую возможность для профилактики нарушений чтения и письма.
С книгой легко и удобно работать. Весь материал имеет занимательный для ребенка характер и легко доступен восприятию дошкольника - максимум наглядности, минимум текста.
Центральное место в книге занимают упражнения по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. В их основе тщательно подобранные предметные картинки, которые помогают ребенку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой дается схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков.
Схема является для ребенка опорой: произнося слово по звукам, ребенок отмечает на схеме их последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Обычно в школьной педагогике гласные звуки и буквы принято обозначать красным цветом, твердые согласные - синим, а мягкие согласные - зеленым. При выполнении заданий используйте те же обозначения.
На схеме ребенок отмечает не только звуки, но и слоги, определяя границу слога вертикальной линией, а также ударение.
Под графической схемой в клеточки ребенок вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов. Выбор цвета при написании буквы зависит от качества звука, который она обозначает.
Слова для анализа даются в постепенно усложняющейся последовательности и подобраны таким образом, чтобы написание слов не расходилось с их произношением.
Анализ слов с йотированными гласными не дается. Такие слова предлагается записывать буквами. Буквы Е, Ё, Ю, Я рассматриваются только как способ обозначения мягкости предшествующего согласного.
В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой. Не путайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА.