Механизм действия гормонов




С точки зрения биохимии, по механизмам действия гормоны могут быть разделены на:

 

1. Липофильные – гормоны, которые имеют сродство к жирам (например, почти все стероидные гормоны и гормоны щитовидной железы);

Липофильные гормоны могут относительно легко проникать сквозь клеточную мембрану из-за способности к растворению в липидах (гидрофобности). Это дает им возможность связываться со своими специфическими рецепторами в цитоплазме а, возможно, прямо в ядре. Гормон-рецепторный комплекс затем перемещается в ядро, где он активирует ген и приводит к образованию информационной РНК, которая стимулирует синтез белка. Липофильные гормоны прямо воздействуют на клеточный рост и размножение.

2. Гидрофильные – гормоны, которые имеют сродство к водным растворам (обычно являются производными аминокислот или имеют аминокислоты в своем составе (например, белки, пептиды)).

Гидрофильные гормоны в большинстве случаев связываются со своими специфическими рецепторами на внешней поверхности клеточной мембраны клетки-мишени. В результате в цитоплазматической мембране запускается ряд определенных реакций, которые приводят к ферментативному выделению гормона («вторичного посредника») внутри клетки. Такое вещество-посредник (например, циклический аденозинмонофосфат (цАМФ) может оказывать действие на систему транспорта или ферментативную систему клетки и, следовательно, на определенные метаболические пути. В целом, гормон, который вызывает такую реакцию, называется первым посредником, в то время как соответствующее вещество, которое тот активировал, называется вторым посредником. Гидрофильные гормоны в основном влияют на жизнедеятельность клетки.

 

35. Важные участки образования гормонов и подобных им веществ.

в доке много инфы

1) эндокринные железы – гипофиз, щитовидная железа, паращитовидный железы, корковое и мозговое вещество надпочечников, островковый аппарат поджелудочной железы, половые железы, вилочковую железу (тимус), эпифиз.

2) эндокринные ткани, клетки (диффузная эндокринная система), присутствующие в пищеварительном тракте, почках, сердечной мышце, вегетативных ганглиях + плацента обладает эндокринной активностью.

 

 

Раздел А. Вопросы для самостоятельного изучения

1. Методы исследования функций ЦНС: метод разрушения (экстерпация), метод перерезки, метод раздражения, электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод.

2. Строение нервной ткани. Классификация нейронов.

3. Рефлекс как основная форма деятельности ЦНС. Классификация рефлексов (привести примеры).

4. Пищеварение в полости рта. Основные пищеварительные функции. Регуляция слюноотделения.

5. Особенности строения желудка (стенки, края, части, оболочки). Классификация желез слизистой оболочки желудка и их значение. Пищеварительные функции желудка.

6. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Пищеварительные функции поджелудочной железы и печени.

7. Пищеварительная роль тонкого и толстого кишечника.

8. Особенности переваривания белков, жиров и углеводов в различных отделах пищеварительной системы.

9. Основные функции крови.

10. Гемоглобин: физиологические состояния, патологические соединения.

11. Группы крови. Понятие резус-фактора.

12. Одиночные клетки, вырабатывающие гормоны.

Эндокринные железы, или железы внутренней секреции – это специализированные органы, выделяющие синтезируемые ими продукты непосредственно в кровь или тканевую жидкость. Различают:

1) эндокринные железы – щитовидная железа, паращитовидный железы, корковое и мозговое вещество надпочечников, островковый аппарат поджелудочной железы, половые железы, вилочковую железу (тимус), гипофиз и эпифиз.

2) эндокринные ткани, клетки (диффузная эндокринная система), присутствующие в пищеварительном тракте, почках, сердечной мышце, вегетативных ганглиях + плацента обладает эндокринной активностью.

Информационные вещества, образующиеся в тканях, вырабатывающих гормоны, и в широкораспространенных одиночных клетках, достигают клеток-мишеней по системе кровообращения (например, эритропоэтин образуется в почках, а действует на процесс созревания эритроцитов в костном мозге). Однако многие из этих веществ действуют в местах своего образования (паракринная и аутокринная передача сигналов). Паракринная передача сигналов, например, особенно важна при регуляции функций желудочно-кишечного тракта и при передаче химических сигналов в синапсах нервной системы. Многие тканевые гормоны, например гистамин и простагландин, также имеют паракринное действие.

13. Половые железы и их функции.

Гормоны, вырабатывающиеся половыми железами, служат для развития половых признаков мужчин и женщин, роста, физического и эмоционального созревания и размножения (производства зародышевых клеток, беременности и лактации). Они являются стероидными гормонами и образуются у обоих полов, хотя в различных количествах и пропорциях. Наиболее важными женскими половыми гормонами являются эстрогены (например, эстрадиол) и прогестерон. Мужские половые гормоны включают тестостерон и дигидротестостерон.

Эстрогены и прогестерон у женщин образуются главным образом в яичниках и плаценте, у мужчин в небольших количествах в семенниках. Андрогены образуются у мужчин главным образом в семенниках, а также в корковом слое надпочечников, а у женщин частично в яичниках и тоже в корковом слое надпочечников.

Раздел Б. Вопросы для самоконтроля знаний

Вопросы на установление пропущенного слова

1. Предметом или объектом изучения физиологии животных и человека является_______организм______ животного или человека.

2. Раздел _______эволюционной_________ физиологии рассматривает естественную историю возникновения и преобразования процессов и функций в процессе эво­люции мира животных.

3. Приспособительные изменения процессов и функций в организме в связи с условиями жизни изучает раздел ______экологическая____________ физиологии.

4. Система специфически дифференцированных клеток, а также неклеточных структур, объединенных на основе общности строения, деятельности и происхождения называется _______ткань_______.

5. Постоянство состава и физико-химических свойств внутренней среды организма, которые обеспечиваются деятельностью всех органов и систем организма называется ______гомеостаз________.

6. Метод, который основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установления зависимости функции органа от воздействия нервной системы называют методом _____денервации________.

7. Такие методы исследования как электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов относят к ___ Инструментальные методы (электрофизиологические методы _ __________.

8. По миелинизированным волокнам импульс проводится приблизительно в 5-10 раз __быстрее_____, чем по немиелинизированным.

9. Физиологический процесс, в результате которого сложные пищевые вещества пищи под воздействием механической и химической обработки превращаются в простые, растворимые называется _____пищеварение______.

10. Переваривание пищи в организме человека осуществляется с помощью веществ белковой природы, которые называются______ферменты_______.

11. Желудочно-кишечный тракт начинается в _____желудке_______.

12. Часть пищеварительного канала, соединяющего полость рта с пищеводом, называется _______глотка_______.

13. Слюна – прозрачная, вязкая жидкость, содержащая белковое вещество - ___муцин, амилаза, мальтаза, бактерицидное вещество_____лизоцим____, а также 99 % ____воды______ и 1 % сухого остатка.

• Основной фермент слюны - Муцин – это мукопротеин, который придает слюне вязкость, склеивает пищевой комок.

Лизоцим – вещество, обладающее бактерицидным действием.

Амилаза – фермент, гидролизующий крахмал. Мальтаза – фермент, гидролизующий мальтозу, который способствует начальному расщеплению углеводов.

14. Слизистая оболочка желудка имеет четыре вида желез, которые выделяют__желудочный_________ сок, ____соляную____ кислоту, ферменты и слизь.

15. На определенном отрезке тонкого кишечника, где слизистая оболочка имеет выпячивания (ворсинки) осуществляется ______внутриклеточное_______ пищеварение.

16. Отличительной особенностью толстого кишечника является наличие _______микрофлоры______, которая имеет большое значение для поддержания иммунитета человека.

17. Физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу называется ______всасывание_____.

18. Более 90 % микрофлоры кишечника человека представлено _____бифидобактерии_______, 10 % ______лакто-молочнокислые______бактериями, кишечными палочками и энтерококками.

19. Жидкая ткань, которая является основой внутренней среды организма называется ___кровь________.

20. Плазма – это жидкая часть __крови______, остающаяся после удаления ее _____форменных________ элементов.

21. Форменные элементы крови, которые участвуют в процессе свертывания крови, поддержании гомеостаза - _______тромбоцит________.

22. Внешнее дыхание включает три фазы: 1 – вдох, 2- выдох, 3- ____ Дыхательная пауза _______.

23. Приборы, которые измеряют объемы воздуха, поступающего из легких при наибольшем выдохе после наибольшего вдоха, называются____спирометры____.

24. Изменение характера дыхательных движений в зависимости от состояния организма регулируются ______ дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. __________центром.

25. Переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь и углекислого газа из крови в альвеолярный воздух происходит за счет процесса_____диффузии______.

Вопросы с выбором одного или нескольких

Правильных ответов

26. В каком веке физиология возникла как наука?

1. 16 в

2. 17 в

3. 18 в

4. 19 в

27. Основоположником физиологии является

1. Ламарк Ж.Б.

2. Аристотель

3. Гарвей У.

4. Ломоносов М.

28. Назовите фамилию ученого, который способствовал внедрению в медицинскую практику физических методов лечения, таких как массаж, минеральные ванны, электролизация.

1. Ломоносов М.В.

2. Гарвей У.

3. Мухин Е.О.

4. Шумлянский А.М.

29. Первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления — сознания:

1. Пирогов Н.И.

2. Сеченов И.М.

3. Ломоносов М.В.

4. Шумлянский А.М.

30. Ученый, который разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов:

1. Пирогов Н.И.

2. Сеченов И.М.

3. Шумлянский А.М.

4. Гарвей У.

31. Как называют объединение различных тканей, которое структурно и функционально специализировано выполнять сложную деятельность:

 

1. клетка

2. орган

3. организм

4. система органов

32. О каком методе исследования в области физиологии идет речь: сущность метода сводится к оценке проявления того или иного физиологического процесса, той или иной функции органа, ткани в естественных условиях.

1. метод наблюдения

2. метод эксперимента

3. исторический метод

33. На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей. Экстирпация – это

1. введение фистулы

2. удаление органа

3. перерезание нервных волокон

4. визуальный осмотр

34. О каком физиологическом методе идет речь: метод применяют для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез. При этом используют тонкие синтетические трубки, через которые вводят различные лекарственные средства?

1. фистульный метод

2. метод катетеризации

3. метод денервации

4. инструментальный метод

35. К современным методам в физиологии относят:

1. ультразвуковая эхолокация

2. ЯМР-спектроскопия

3. рентгенологический метод

4. фистульный метод

36. Как называют основное свойство живых клеток, способность реагировать в ответ на действие раздражителей изменением структурных и функциональных свойств?

1. раздражение

2. раздражимость

3. возбудимость

4. проводимость

37. Каким типом раздражителя является изменение давления для барорецепторов?

1. физическим

2. химическим

3. физико-химическим

38. Способность клеток отвечать на действие возбудителя возбуждением называется

1. раздражимость

2. возбудимость

3. проводимость

4. порог раздражения

39. Мембранный потенциал возбудимой клетки (нейрона, кардиомиоцита) в невозбужденном состоянии называют

1. потенциал покоя

2. потенциал действия

3. порог раздражения

4. декремент

40. У теплокровных животных потенциал покоя составляет

1. от 55 до 100 мВ

2. от -55 до -100 мВ

3. ниже - 55 мВ

4. более 100 мВ

41. Дюбуа-Раймон Э.в исследованияхпоказал, что наружная поверхность мышцы по отношению к внутреннему содержимому:

1. заряжена положительно

2. заряжена отрицательно

3. электронейтральна

42. Перечислите ткани, которые относят к возбудимым:

1. соединительная

2. мышечная

3. нервная

4. эпителиальная

43. Как проводится возбуждение по немиелинизированному нервному волокну?

1. с декрементом

2. сальтаторно

3. бездекрементно

44. Как проводится возбуждение по миелинизированному нервному волокну

1. местные электрические токи возникают между соседними перехватами Ранвье

2. сальтаторно

3. с декрементом

45. Какие ионы устремляются в клетку при действии раздражителя пороговой величины?

1. ионы калия

2. хлора

3. натрия

4. натрия и калия

46. Соматическая нервная система обеспечивает связь организма:

1. с внешней средой

2. внутренними органами

3. внешней средой, а также внутренними органами

47. Односторонняя передача информации от клетки к клетке осуществляется через:

1. дендрит

2. аксон

3. нейрон

4. синапс

48. По биологическому значению различают следующие рефлексы:

1. оборонительные

2. условные

3. экстерорецептивные

4. проприорецептивные

49. К нейромедиаторам, передающим сигнал возбуждения относят:

1. глицин

2. ГАМК

3. ацетилхолин

4. серотонин

Ситуационные задачи

50. Содержание гемоглобина и крови больного - 90 г/л. Какие изменения состава крови могут быть причиной этого? Снизилась конц.Fe-содержащего фермента-нарушается его синтез и витамины группы В и при введении плазмозаменителей внутривенно увеличится количество плазмы.

51. У практически здорового абитуриента содержание эритроцитов в крови составило 9х 109/л. С чем может быть связано это отклонение от нормы? В норме 3500на 10^9 Снижение численности красных клеток крови называют анемией. Причин для развития данного состояния много, и они не всегда связаны с кроветворной системой.Погрешности в питании (пища бедная витаминами и белком)КровопотеряЛейкозы (заболевания системы кроветворения)Наследственные ферментопатии (дефекты ферментов, которые участвуют в кроветворении)Гемолиз (гибель клеток крови в результате воздействия токсических веществ и аутоиммунных поражений)

Повышение: обезвоживание и нехватка жидкости; проживание на возвышенности, где мало кислорода; стрессы; частые умственные и физические перегрузки.

52. Определите количество эритроцитов в крови взрослого мужчины и взрослой женщины, если известно, что в 1 мл крови содержится соответственно 4,4 млн. и 5 млн.

общее количество эритроцитов у мужчины (5,4 * 5000 = 27000 млн. или 27 млрд.);

б) общее количество эритроцитов у женщины (5 * 5000 = 25000 млн. или 25 млрд.).так как всего крови 5 литров

53. Определите общее количество гемоглобина в крови взрослого человека, если известно, что кровь человека содержит 15, 7 г гемоглобина на каждые 100 мл.

15,7*5000/100=785 грам

54. Определите объём кислорода, который потребляет организм человека за сутки, если количество кислорода, отданное тканям каждыми 100 мл крови, составляет 7 мл. Минутный объём сердца составляет 5 литров крови. Тогда количество кислорода, отданное тканям организма за сутки равно:

5000/100 * 7 * 60 * 24 = 504000 (мл) или 504 литра.

Ответ: в спокойном состоянии организм человека за сут ки потребляет 504 литра кислорода.

55. Выдыхаемый воздух содержит 18% кислорода (на 3% меньше, чем вдыхаемый). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет студент за 40 минут? Находим количество кислорода в порции вдыхаемого воздуха:500 * 0,21 = 105 см3;2) Находим количество кислорода, которое поглощается за одно дыхательное движение, составив пропорцию:18: 105 = 3: ХОтсюдаХ = 3 * 105/18 = 17,5 (см3);3) Находим количество кислорода, потребляемое учеником за один урок:17,5 * 18 * 40 = 12600 (см3) или 12,6 литров.Ответ: за один урок ученик потребляет примерно 12,6 литра кислорода.

 

56. Массовая доля кислорода во вдыхаемом воздухе составляет 0,18, а в выдыхаемом – 0,15. Рассчитайте, сколько кислорода потребляет спортсмен – бегун на дистанции 100 м, если время прохождения дистанции составляет 12 с. Спортсмен за время прохождения дистанции сделал 2 дыхательных движения, поглощая каждый раз 800 см3 воздуха.

1) Находим количество кислорода в порции вдыхаемого воздуха:800 * 0,18 = 144 см3;

2) Находим количество кислорода в порции выдыхаемого воздуха:800 * 0,16 = 128 см3;

3) Находим количество кислорода, которое поглощается за одно дыхательное движение:144 – 128 = 16 см3;

4) находим количество кислорода, потреблённое спортсменом за 12 с:16 * 2 = 32 см3.

Ответ: количество кислорода, потреблённое бегуном за 12 секунд, составляет 32 см3.

57. В одном литре воздуха, которым мы дышим, содержится 210 мл кислорода. Рассчитайте, сколько кислорода содержится в литре выдыхаемого воздуха, если массовая доля его на 0,04 меньше, чем во вдыхаемом воздухе.

1) находим массовую долю кислорода во вдыхаемом воздухе, используя формулу: 2) находим массовую долю кислорода в выдыхаемом воздухе:

0,21 – 0,04 = 0,17;3) находим количество кислорода в 1 литре выдыхаемого воздуха: Ответ: в одном литре выдыхаемого воздуха содержится 170 мл кислорода.

58. Массовая доля кислорода во вдыхаемом воздухе составляет 0,2, а в выдыхаемом - 0,16. Рассчитайте, сколько кислорода потребляет бегун во время пробега на дистанции 100 метров, если время прохождения дистанции составляет 12 секунд? Спортсмен за время прохождения дистанции сделал два дыхательных движения, поглощая каждый раз по 800 см3. Как вы думаете, достаточно ли организму кислорода для прохождения дистанции?

1. Находим количество кислорода, которое поглощается за одно дыхательное движение:808 * (0,2 - 0,16) = 32 (см3);2. Находим количество кислорода, поглощённое организмом спортсмена за два дыхательных движения:

32 * 2 = 64 (см3).

Ответ: 64 см3 кислорода. Организму для прохождения дистанции 64 см3 кислорода явно недостаточно, на коротких дистанциях организм спортсмена в основном использует энергию без кислородного дыхания.

59. При восхождении в горах у альпинистов может развиться «горная бо­лезнь»: одышка, головная боль, головокружение, галлюцинации. Местные жители высокогорья не страдают ею. Объясните механизм развития симпто­мов «горной болезни» и компенсаторные механизмы, развившиеся у жителей высокогорья. понижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе по мере подъема на высоту. Другими неблагоприятными факторами, специфическими для высокогорной местности и способствующими развитию горной болезни, являются огромная физическая нагрузка при пешем восхождении в горы (альпинисты), пониженная влажность и температура воздуха, сильные ветры, повышенная ультрафиолетовая радиация.1: отдел сосудодвигательного центра стимулируется через периферические хеморецепторы,что приводит к повышению АД и дыхательный центр тоже, что приводит к одышке и гипервентиляции. 2: эритроцитоз,т.к. усилен эритропоэз; большое содержание гемоглобина и адаптация сенсорных систем к гипоксии.

60. Для того чтобы добиться более быстрого и выраженного эффекта дейст­вия некоторых лекарственных препаратов (например, нитроглицерина) эти препараты рекомендуется не глотать, а держать под языком. Почему?

Под языком содержится большое скопление кровеносных сосудов, потому таблетка быстро попадает в общий кровоток по системе верхней полой вены и сразу начинает действовать, а при обычном использовании ей придется проделать сложный путь через желудок, печень где они инактивируются, кишечник, вследствие чего лечебный эффект ослабевает.

61. Какую пищу вы не рекомендовали бы употреблять больному с гиперсекрецией желудочного сока?

Кислую (лимон);)+ пища с сильным запахом/вкусом; ограничить грубую пищу, острые приправы, кофе, газированные напитки, очень горячее или холодное.

62. Как отразится на пищеварении хирургическое удаление пилорического отдела желудка?

Его секреция снижается:нарушение переваривания жиров и белков с длительной подготовкой

63. Как и почему изменяются процессы пищеварения у больных со снижен­ным поступлением желчи в 12-перстную кишку (например, при уменьшении просвета общего желчного протока)? нарушение нейтрализации соляной кислоты желудочного сока.Нарушение эмульгирования жиров (и соотв. Липолиза)Не создается рН оптимум для ферментов. (пр. секретин, и нарушается моторика)Нарушение бактерицидного действия

64. Чем можно объяснить развитие анемии у больных, перенесших резек­цию (частичное удаление) желудка?

Дефицитом железа - кровотечения из пептических язв анастомоза и эрозий слизистой оболочки, или витамина В12.

65. Рост 18-летнего пациента - 100 см. Недостаточность функции каких эндокринных желез может быть причиной этого?

Гипоталамус -- Соматостатин/Соматолиберин -- Аденогипофиз -- Соматотропин -- рост тела.

*Гормон роста (соматотропный гормон, СТГ, соматотропин, соматропин) — один из гормонов передней доли гипофиза. Относится к семейству полипептидных гормонов, в которое входят также пролактин и плацентарный лактоген.

66. Студент, стоящий перед входом в аудиторию, где ему предстоит экзаме­новаться, не заметил проходящего мимо знакомого, не слышал его обращения, «забыл» про зубную боль, беспокоившую его утром. Объясните с физиологи­ческих позиций его состояние.

Пример поведения, организованного доминантой. Доминанта - это временно господствующая рефлекторная система, направляющая поведение организма на достижение определенной цели, стоящей перед ним в данный момент времени. Одним из свойств доминантного очага, в ЦНС является его способность подавлять деятельность других нервных центров (в т.ч. участ­вующих в восприятии боли), тормозить другие рефлексы.

67. Почему передозировка хлористого калия при внутривенном введении может оказаться смертельной?

Гиперкалиемия. Конц. К влияет на мембранный потенциал.гиперполяризация и активациа кна насоса. нарушение возбудимых тканей и в миокарде смертельные нарушения ритма сердца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: