Написание научной статьи
Понятие и признаки научной статьи
В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с информацией, представленной в форме статей, размещаемых на бумажных носителях или в Интернет. Для массового потребления они имеют информационный, публицистический или научно-популярный характер. Однако существуют статьи, ориентированные на определенную группу читателей, в которых обсуждаются опыт, проблемы и достижения в некоторой профессиональной области. Наконец, из этого множества можно выделить те работы, которые посвящены решению значимых проблем и выявлению новых закономерностей природы, систем, созданных человеком, или общества. Такие статьи относятся к категории научных. Статья становится научной, если в ней реализуются непосредственные цели и функции науки – производство и систематизация знаний, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Безусловно, подобные научные работы отражают специфику, связанную со сферой исследований; вместе с тем, научные статьи любой тематики имеют ряд общих признаков.
При достаточно большом количестве определений термина «научная статья», с нашей точки зрения наиболее отвечающим сути следует признать трактовку Е.В. Михайловой «Научная статья – первичный письменный жанр научного дискурса, задачей которого является постановка и решение одной научной проблемы, имеющая средний объем, систему ссылок и выходные данные »[1].
Определение нуждается в ряде комментариев[2]:
1) Латинское слово discursus означает рассуждение, довод, аргумент. Научная статья является рассуждением автора по поводу решения некоторой научной проблемы.
|
2) Статья – это первичный жанр научного рассуждения наряду с докладом, выступлением, диссертацией; она представляет собой оригинальный текст, содержащий постановку проблемы и подходы к ее решению; ее цель – формирование объективно нового знания. Вторичные жанры – тезисы доклада, автореферат диссертации, рецензия, аннотация, конспект, перевод – не формируют нового знания, а лишь представляют в той или иной форме первичное содержание.
3) Дискурс представляется в письменной форме (с размещением на бумажных или электронных носителях). Письменная форма обеспечивает возможность ознакомления со статьей широкого круга заинтересованных лиц и последующее обсуждение содержания в научной литературе (в отличие, скажем, от устного доклада на конференции).
4) Статья посвящена постановке и решению одной научной проблемы, в отличие, например, от монографии. С этим связано ограничение ее объема (безусловно, неявное): ясно, что на 2-х – 3-х стр. (объем тезисов) невозможно раскрыть научную проблему; при объемах более 20-30 стр. работа становится неудобочитаемой из-за трудности целостного восприятия.
5) Обязательное присутствие библиографических ссылок (причем, не автоцитирование (!)) предполагает существование в статье критического анализа подходов и результатов решения проблемы (или близких проблем) другими исследователями с обоснованием оригинальности собственного подхода автора.
6) Наконец, наличие выходных данных означает выполнение определенных требований к оформлению статьи.
Таким образом, научный текст можно считать статьей, если он логически закончен, аргументировано раскрывает авторское содержание проблемы, отражает диалог мнений, представлен в форме размышления, рассуждения.
|
Ниже перечислены признаки, на основании которых статью можно отнести к категории научных:
· явно сформулирована обсуждаемая научная проблема и обоснована актуальность ее решения;
· содержится критический анализ предшествующих подходов к решению проблемы (с указанием источников);
· явно обозначена авторская научная позиция и новизна решения;
· подтверждена достоверность публикуемых результатов (логикой рассуждений для теоретических статей; адекватностью методов измерений и полученными в их результате данными, корректностью их математической обработки для статей практической направленности);
· научный язык, научный стиль изложения;
· наличие содержательных выводов.
Ключевыми (обязательными) позициями научной статьи следует считать выявление актуальной научной проблемы и новизну ее решения.
Особенности научно-педагогической статьи
Безусловно, характер статей в различных областях научного знания сильно различается. В связи с этим можно отметить следующие специфические особенности научно-педагогических статей:
· охватывают проблемы образования (тематическая ограниченность);
· специфический терминологический аппарат, не всегда однозначный и устоявшийся;
· неоднозначность исходных положений теории;
· неоднозначность (множественность) вариантов решения проблемы, хода дискурса;
· латентный характер качеств личностей, косвенный характер их измерений;
|
· ограниченные возможности применения математических методов.
Научная статья в педагогике – это логически законченный и упорядоченный научный текст, отражающий авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определенной научной проблемы и способов ее решения в форме дискурса. Педагогический дискурс предстает в ней как ее обращенность к читателю не с готовым знанием, а с его обоснованием, обсуждением, рассуждением, в том числе сравнением и словесным логичным доказательством. При этом она допускает иные трактовки излагаемых в ней вопросов, обсуждение иных путей решения проблемы, другое объяснение причин наблюдаемых явлений, фактов, интерпретации данных и т.п., которые остаются за читателем.
С определенной долей условности можно выделить следующие типы педагогических научных статей по целям их написания:
· теоретическая; цель – развитие теоретических положений педагогической науки; критерии качества: доказательность, логическая непротиворечивость, критический анализ предшественников, прогностичность выводов;
· постановочная (проблемная); цель – обозначить (выявить) педагогическую проблему, обосновать актуальность ее решения, предложить возможный вариант решения; критерии качества: актуальность проблемы (для социума, личности), наличие критического анализа предшествующих подходов к решению проблемы; описание (общее, без деталей) и обоснование предполагаемого авторского подхода и ожидаемого эффекта его применения;
· итоговая; цель – изложение новых результатов исследования; критерии качества: наличие всех структурных элементов научной статьи, наличие конкретных результатов, доказательность обсуждения результатов, наличие содержательных выводов (содержащих соотнесение результатов с исходными теоретическими положениями).
Для работ магистерского и аспирантского уровня актуальными следует считать последние два типа статей. Ясно, что в начале исследования исходные соображения могут быть представлены в форме постановочной статьи относительно небольшого объема (4-6 стр.). После формирования теоретических оснований работы, обоснования используемых методов и методик, после завершения экспериментальной части исследования, получения и обработки результатов и, наконец, построения выводов пишется статья итогового характера (10-12 стр.).
Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что признаком научно-педагогической работы (в отличие, например, от работы методической, обобщения опыта и пр.) является наличие научной новизны, т.е. выявление нового знания, существенного для педагогической науки или практики.
В структуре педагогической научной статьи в общем случае можно выделить следующие компоненты:
1. Шапка статьи, включающая:
· библиотечные кодификаторы (УДК, ББК)[3];
· заголовок статьи, отражающий ее суть;
· фамилии, инициалы авторов (возможно, их должности, e-mail);
· название учебного заведения, организации.
· аннотация (5-15 строк с изложением основных положений работы);
· ключевые слова и словосочетания (5-8 слов и сочетаний, отражающих проблему, основные понятия, термины – для включения в поисковые системы)[4].
2. Введение (противоречия, постановка проблемы, актуальность ее решения).
3. Основная часть:
3.1. Теоретические основания:
· доказательство актуальности (значимости) проблемы для педагогической теории и/или практики;
· формирование (уточнение) терминологического аппарата;
· критический обзор существующих подходов к решению проблемы (методов решения), доказательство необходимости иного решения;
· обоснование возможности и целесообразности использования авторского метода.
[3.2. Анализ технологий[5]:
· сопоставительный обзор существующих технологий;
· обоснование выбора авторской технологии.]
3.3. Описание организации исследования
· условия проведения и организация педагогического эксперимента;
· обоснование выбора параметров и критериев результативности;
· обоснование применения методов математической статистики
3.4. Результаты и обсуждение:
· наглядное представление результатов;
· обсуждение результатов, соотнесение их с исходными теоретическими положениями.
4. Выводы (заключение):
· оценка степени подтверждения исходных положений работы;
· указание возможных направлений дальнейшего развития исследования.
5. Список информационных источников.
По поводу отбора ссылок на использованные источники информации можно дать следующие рекомендации:
· ссылки должны относиться только к научным публикациям (не публицистика и т.п.);
· должны обязательно присутствовать ссылки как на «бумажные» источники (научные журналы, монографии и пр.), так и на работы, размещенные в Интернет;
· должны присутствовать ссылки на зарубежные издания с целью сопоставления существующих в мире подходов к решению проблемы;
· для исследований, связанных с применением современных (в том числе, информационных) технологий в образовательном процессе, в библиографическом анализе должны использоваться работы, опубликованные в последние годы (не более 3-5 лет – из-за высокой скорости обновления технологий);
· оформление библиографического списка должно производиться в соответствии с положениями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»[6], ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»[7] или требованиями редакции.