Как создать тематический день




Тематический день в ДОЛ

Глоссарий:

1. Тематический день - день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия, связанные единой тематикой.

- это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, приводящихся в 1 или 2 дня.

Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.

2. Игра — это одна из форм деятельности, являющаяся богатой почвой для общения, получения знаний, формирования умений и развития навыков.

 

Тематический день – замечательная находка. Удобство такого дня, прежде всего организационно-содержательное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой, как нить Ариадны, ведёт отряд от одного мероприятия к другому, нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познавательное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из разговорного жанра и ещё какой-то ритуал.

Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заорганизованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и «бедность ассортимента» - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок и День леса. Если взрослые находят возможность избежать эти две опасности, то тематические дни охотно принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предлагать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционостью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вставал выбор: День сказок или День мексиканского сериала – они всегда отдавали предпочтение южноамериканскому колориту, даже зная, что им придётся «работать на ранчо».

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий вожатская пара разрабатывает более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день недостаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

§ Выбрать тему

§ Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)

§ Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.

§ Продумать их логическую связь между мероприятиями

§ Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)

§ Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Виды тематических мероприятий:

§ Тематические линейки. Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.

§ Концерты. Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)

§ Конкурсы. Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продумать систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)

§ Станции. Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)

§ Выставки, музеи. Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)

§ Игры. Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели и задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

§ Уроки (урок мудрости, урок мира и т.п.) Проводятся обязательно с серьезным настроем, грамотно прописывается сценарий, опираясь на научные факты, факты из жизни, литературы. Чаще всего уроки проводятся вожатским составом, реже с привлечением ребят из старших отрядов. Если у вас нет настроя, лучше не браться за такую сложную форму работы, все равно ничего не получится.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным шоу на линейке.

Тема дня — всё что угодно:

  • День аномальных явлений;
  • День цветов;
  • День здоровья;
  • День Древней Греции;
  • День Эдуарда Успенского;
  • День рекордов Гиннеса;
  • День смеха;
  • День эволюции человечества;
  • День индейца;
  • День проказ и приколов;
  • День страхов и жуткостей;
  • День дождя;
  • День спорта;
  • День Киевской Руси;
  • День Уолта Диснея;
  • День девочек;
  • День мальчиков;
  • День изысканных удовольствий;
  • День сыщика;
  • День Театра;
  • День ИО СПО;
  • День Мира;
  • День Солнца;
  • День Дождя;
  • День Туриста;
  • Банный день;
  • Родительский день.

Даже если организация тематических дней вас не вдохновила, от них вы никуда не денетесь, особенно от двух последних.

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

§ Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)

§ Утром: Посвящение в индейцы — игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.

§ Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон — животворящий амулет, боевая раскраска, …)

§ “Однако, — говорит вожатый, — война — не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён — творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров, …

§ На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.

§ И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план — где-то примерный, где-то избыточный — додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

§ День наоборот

В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.

Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться — будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.

Можно предложить переодеть всю одежду задом наперед или на изнанку, ходить спиной вперед и т.д.

§ День дублёра

В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.

Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.

День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день — это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, приводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

§ По характеру проведения – дружинные и отрядные

§ По количеству дней – простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона

2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона

3. В простом тематическом дне не менее 2-х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6-ти.

4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.

5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

§ четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий

§ подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;

§ учитывать, что погода от нас не зависит;

§ знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;

§ статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;

§ помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;

§ помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Планирование тематического дня:

§ Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.

§ Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.

§ В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.

§ Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя, поэтому лучшим вариантом будет составление «сухой» и «мокрой» план-сетки двойного плана: мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.

§ Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!

§ Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.

§ Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

§ Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план-сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.

§ Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».

§ Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

1. Концерты. Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест. Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация», «Золотая шишка» и др.). Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

2. Конкурсы. Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.

3. Игры. Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.

4. Станции. В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)

5. Выставки, музеи. Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

§ Праздник Солнца. В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -

§ День Туриста. В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.

§ День Природы. Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) Общелагерные или дружинные тематические дни

§ День Любви. Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание у детей основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.

§ День Ужасов. Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.

§ День Вожатых (Самоуправления). Цель тематического дня: - знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Практическая работа: разработка тематическая дня «от и до» - представление группе (защита).

Реквизит: технологическая карта для заполнения; карточки с тематическими днями.

Список литературы и источников

1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М., 1998.

2. Маслов А.А. «Воспитательная работа в детском лагере. Формула успеха» Учебно-методическое пособие. – Омск: 2010. – 424 с.

3. «Дневник вожатого» – М.; Издательство «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2005 г.

4. Школа вожатского мастерства. Курс «Открытое образование». [Электроный ресурс] - https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbstu+SCM+fall_2019/courseware/808c323ba91f445bb0fa8630c35082c3/0479698865f34487b3a0c8ed67bc0b62/ (дата обращения 08.02.2020).

5. Методическая служба СПО «Товарищ». [Электронный ресурс] - https://vk.com/club70380171 (дата обращения 08.02.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: