В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды:
непосредственное, опосредованное | ||
по контакту с собеседником | межличностное, массовое | |
ролевое, личностное | ||
по времени контакта | кратковременное, длительное | |
по уровню передачи информации | вербальное, невербальное |
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.
Типы межличностного общения:
Типы межличностного общения | |||||
диалогическое | монологическое | ||||
императивное | манипулятивное |
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу.
Уровни общения:
фатический (от лат. fatuus) – глупый | Простой обмен репликами, не имеет глубокого смысла, такое общение необходимо в стандартизированных условиях, определяется нормами этикета | |
информационный | Обмен содержательной информацией, которая является источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека | |
личностный | Духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию |
Общение и общительность
Задумывались ли вы, почему с одним человеком общаетесь с удовольствием, а с другим стараетесь избежать контактов? Общим критерием нашей избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, которые удовлетворяются благодаря общению, можно выделить потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак).
|
Потребность в стимуляции удовлетворяется тогда, когда общение инициирует активность человека, поднимает его эмоциональный тонус.
Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.
Потребность в узнавании удовлетворяется тогда, когда мы встречаем знакомых людей. При узнавании поддерживается самоидентификация человека, т.к. его личность социально подтверждается со стороны других людей.
Потребность в достижениях и признании связаны с переживанием чувства собственного достоинства, с уважением и самоуважением.
Потребность в структурировании времени удовлетворяется на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.
Полноценность общения связана с отношением участников взаимодействия друг к другу и количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе. Общительность характеризуется умением человека находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений. Для того, чтобы грамотно общаться, человек должен обладать определенными личностными характеристиками:
Характеристики личности | ||||||
Положительная направленность на людей | Интеллектуальные: внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность | Эмоциональные: доброжелательность, эмпатия и др. | Волевые: самообладание, смелость, уравновешенность |
|
Коммуникативные барьеры
Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, согласия по поводу различных ситуаций. В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При передаче информации могут возникнуть коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.
Коммуникативные барьеры
Фонематическое понимание | ||
Семантические барьеры | ||
Барьеры понимания | ||
Стилистические барьеры | ||
Логические барьеры | ||
Социальные различия | ||
Барьеры социально-культурного различия | Политические различия | |
Религиозные различия | ||
Профессиональные различия | ||
Барьеры отношения | Неприязнь, недоверие е собеседнику |
Роли и ролевые ожидания
Межличностные отношения определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой стороны. Большая часть того, что делает и о чем думает человек, связана с его социальными ролями. Каждому из нас в течение жизни приходится исполнять множество ролей: ребенка, школьника, отца или матери, музыканта, соседа, пациента, друга, пассажира, представителя определенного социального слоя и т.д. Но внутри одной, казалось бы, вполне однозначной роли оказывается другая, третья, четвертая…
|
Вам предстоит работать учителем в ДМШ. Роль учителя ясная, определенная. Но сколько она содержит в себе скрытых, неявных ролей. Подобное поле «тяготений» имеет любая роль. Жизненный объем роли, пространство ее свободы незаметно переходит в другие роли. Человек всегда может быть и больше, и меньше своей роли. В каждой роли возможно и творчество, и шаблонное исполнение. По В. Леви:
кумир | опекун | ||||||||
психотерапевт | |||||||||
друг | нянька | ||||||||
Ученый | утешитель | просветитель | |||||||
Исследователь | товарищ | воспитатель | |||||||
наблюдатель | наставник | ||||||||
оратор | Учитель | советник | эксперт | ||||||
проповедник | рассказчик | консультант | |||||||
артист | контролер | лидер | |||||||
организатор | |||||||||
клоун | оценщик | инструктор | руководитель | ||||||
критик | тренер | ||||||||
судья | дрессировщик |
Социальная роль – это социальная функция личности, способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе социальных отношений, соответствующий принятым нормам (ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом). Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей, в соответствии с их индивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписанные ею обязанности. Обычно социальная роль определяется как динамический аспект статуса, как перечень различных функций, заданных человеку группой, как набор поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Люди по-разному идентифицируют со своей социальной ролью. Некоторые сливаются со своей ролью и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду.
Виды ролей определяются особенностями социальных групп, в которые включен человек. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, брат, тетя, бабушка и т.п. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, отвергаемый и т.д.).
Существует определенная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:
- описания поведения (характерного для данной роли);
- предписания (требования к этому поведению);
- оценки исполнения предписанной роли;
- санкции за нарушение предписанных требований.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого человека в отношении как собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Согласованность этих аспектов служит гарантией оптимального социального взаимодействия. В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим, исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожиданий мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни. И человеку нужно лишь научиться видеть положительные стороны жизни. Приведем известную притчу. За одним монахом гнался тигр. Убегая, монах оказался на краю обрыва. Он стал спускаться по лиане и увидел внизу другого тигра. Вдобавок лиану стала подгрызать мышка. И вдруг монах увидел спелую ягоду земляники. Протянул руку и съел самую вкусную ягоду в жизни. Монаху удалось спастись, иначе мы не узнали эту историю.
Мы подошли к ключевой идее – смены масок. Старая маска монаха: «Я тот, кому грозит неминуемая гибель», а новая: «Я тот, который ест ягодку земляники».
Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем