Виды, типы и уровни общения




В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды:

 

  непосредственное, опосредованное
     
по контакту с собеседником межличностное, массовое
     
    ролевое, личностное
     
по времени контакта   кратковременное, длительное
     
по уровню передачи информации   вербальное, невербальное

 

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.

 

Типы межличностного общения:

 

Типы межличностного общения
       
диалогическое   монологическое
           
  императивное   манипулятивное

 

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу.

 

Уровни общения:

 

фатический (от лат. fatuus) – глупый   Простой обмен репликами, не имеет глубокого смысла, такое общение необходимо в стандартизированных условиях, определяется нормами этикета
     
информационный   Обмен содержательной информацией, которая является источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека
     
личностный Духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию

 

Общение и общительность

Задумывались ли вы, почему с одним человеком общаетесь с удовольствием, а с другим стараетесь избежать контактов? Общим критерием нашей избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, которые удовлетворяются благодаря общению, можно выделить потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак).

Потребность в стимуляции удовлетворяется тогда, когда общение инициирует активность человека, поднимает его эмоциональный тонус.

Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

Потребность в узнавании удовлетворяется тогда, когда мы встречаем знакомых людей. При узнавании поддерживается самоидентификация человека, т.к. его личность социально подтверждается со стороны других людей.

Потребность в достижениях и признании связаны с переживанием чувства собственного достоинства, с уважением и самоуважением.

Потребность в структурировании времени удовлетворяется на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения связана с отношением участников взаимодействия друг к другу и количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе. Общительность характеризуется умением человека находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений. Для того, чтобы грамотно общаться, человек должен обладать определенными личностными характеристиками:

 

  Характеристики личности
             
Положительная направленность на людей   Интеллектуальные: внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность   Эмоциональные: доброжелательность, эмпатия и др.   Волевые: самообладание, смелость, уравновешенность

 

Коммуникативные барьеры

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, согласия по поводу различных ситуаций. В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При передаче информации могут возникнуть коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры

 

    Фонематическое понимание
     
    Семантические барьеры
Барьеры понимания  
      Стилистические барьеры
     
      Логические барьеры
     
    Социальные различия
     
Барьеры социально-культурного различия     Политические различия
     
      Религиозные различия
     
      Профессиональные различия
     
Барьеры отношения     Неприязнь, недоверие е собеседнику

 

Роли и ролевые ожидания

Межличностные отношения определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой стороны. Большая часть того, что делает и о чем думает человек, связана с его социальными ролями. Каждому из нас в течение жизни приходится исполнять множество ролей: ребенка, школьника, отца или матери, музыканта, соседа, пациента, друга, пассажира, представителя определенного социального слоя и т.д. Но внутри одной, казалось бы, вполне однозначной роли оказывается другая, третья, четвертая…

Вам предстоит работать учителем в ДМШ. Роль учителя ясная, определенная. Но сколько она содержит в себе скрытых, неявных ролей. Подобное поле «тяготений» имеет любая роль. Жизненный объем роли, пространство ее свободы незаметно переходит в другие роли. Человек всегда может быть и больше, и меньше своей роли. В каждой роли возможно и творчество, и шаблонное исполнение. По В. Леви:

        кумир         опекун
  психотерапевт              
        друг       нянька  
Ученый   утешитель             просветитель
  Исследователь     товарищ   воспитатель      
    наблюдатель           наставник  
  оратор     Учитель   советник     эксперт
проповедник   рассказчик         консультант  
  артист     контролер   лидер      
                организатор  
клоун   оценщик       инструктор     руководитель
  критик             тренер  
судья                 дрессировщик

 

Социальная роль – это социальная функция личности, способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе социальных отношений, соответствующий принятым нормам (ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом). Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей, в соответствии с их индивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписанные ею обязанности. Обычно социальная роль определяется как динамический аспект статуса, как перечень различных функций, заданных человеку группой, как набор поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Люди по-разному идентифицируют со своей социальной ролью. Некоторые сливаются со своей ролью и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду.

Виды ролей определяются особенностями социальных групп, в которые включен человек. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, брат, тетя, бабушка и т.п. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, отвергаемый и т.д.).

Существует определенная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:

- описания поведения (характерного для данной роли);

- предписания (требования к этому поведению);

- оценки исполнения предписанной роли;

- санкции за нарушение предписанных требований.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого человека в отношении как собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Согласованность этих аспектов служит гарантией оптимального социального взаимодействия. В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим, исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожиданий мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни. И человеку нужно лишь научиться видеть положительные стороны жизни. Приведем известную притчу. За одним монахом гнался тигр. Убегая, монах оказался на краю обрыва. Он стал спускаться по лиане и увидел внизу другого тигра. Вдобавок лиану стала подгрызать мышка. И вдруг монах увидел спелую ягоду земляники. Протянул руку и съел самую вкусную ягоду в жизни. Монаху удалось спастись, иначе мы не узнали эту историю.

Мы подошли к ключевой идее – смены масок. Старая маска монаха: «Я тот, кому грозит неминуемая гибель», а новая: «Я тот, который ест ягодку земляники».

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: