История деревни Маныш
Куеда, 2015г.
Содержание
Введение…………………………………………………………….…стр. 3
Глава 1. История деревни Маныш……………………………..…..…стр. 4
Глава 2. История названия деревни…...………………………..…… стр.5
Глава 3. События ХХ века в судьбе деревни Маныш……………….стр.6
1.1. Жители в годы гражданской войны…………...…….……….…стр. 6
1.2. Колхоз……………………………….…………….……………....стр. 6
1.3. Школа………..………………………………………………….....стр. 7
1.4. Жители во время Великой Отечественной Войны…..……….....стр. 8-10
Заключение………………………………………………………..……..стр. 17
Литература………………………………………………………..……...стр. 18
Введение
Объект исследования – деревня Маныш.
Предмет исследования – история деревни.
Цель исследования – изучить историю деревни Маныш.
Задачи исследования:
1. Собрать интервью старожил;
2. Написать историю возникновения деревни Маныш;
3. Изучить происхождение названия деревни;
4. Изучить события ХХ века в судьбе деревни Маныш;
Актуальность этой работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины.
Гипотеза – я считаю, что факты собранные в исследовательской работе, помогут многим узнать историю деревни, а старожилы с радостью вспомнят детство и юность.
Глава 1.
История деревни Маныш.
По мнению местного историка Миннулина Фарита, и по воспоминаниям пожилых жителей Маныш, деревня была основана в 1906 году, выходцами из деревни Старокайпаново, Татышлинского района. Основали деревню люди со священными именами Ислам (мусульманская религия), Шаислам (славный, священный ислам) и Мухаррам (первый священный месяц в мусульманском календаре). Маныш был основан там, где проходит дорога из деревни Старокайпаново в Бикбарду. На этой же дороге ездили Буль-Кайпановцы, Аксаитовцы, Б-Гондыревцы, так как в Бикбарде находились винные магазины, крахмальные и деревообрабатывающие заводы, кондитерский цех. На Панихе (пруд около Маныша) была мельница, там же из бересты и кожуры берёзы получали дёготь, для смазывания колёс телег. В Бикбарде ежегодно проводились ярмарки, и каждое воскресенье базары.
|
В 1908-16 годы происходит бурный рост населения. Люди переезжали сюда в основном из Старокайпанова большими семьями. В эти годы Маныш получил официальный статус деревни. Строительством руководил мулла Исламгали, он же разрешал споры между переселенцами.
В 1915 году было завершено строительство мечети. Там собирались на религиозные праздники и ежедневные пятикратные молитвы, так же позже образовались деревни Ташлы Елга (Бадашка), малая Солодовка, которые тоже собирались в этой мечети. Все эти деревни в 1938 году вместе с Аряжем, Бикбардой и Татаро-Чикашами вошли в состав Молотовской области (Пермь). Бикбарда стала районным центром, а в Татаро-Чикашах находился сельский совет.
Глава 2.
История названия деревни
Первая версия: Старокайпановцы по долине реки собирали черёмуху, смородину и хмель. Долина реки была покрыта кустарниками, густой травой и мхом. Из-за этого люди в лаптях промывались росой, и после чего назвали реку Манчиком, которая с татарского переводится как роса (Манлы чык) и от названия реки произошло название деревни.
|
Вторая версия: она связана с изготовлением мочала, люди рубили липу, обдирали кожуру, всё это аккуратно складывали в реке и оставляли до осени. Осенью вытаскивали уже мочало и сдавали Бикбардинским купцам-промышленникам. Манчу- с татарского переводится как мочить, и отсюда название реки и самой деревни.
Глава 3. События ХХ века в судьбе деревни Маныш
Жители в годы гражданской войны.
В годы гражданской войны жители деревни заметной роли не играли. В Маныше находились красные, а в Старокайпанове белые. Штаб красных находился в Бикбарде, там же на бронепоезде был штаб дивизий во главе которого стоял С. Азин. Белые наступали первыми, красные лишь защищались и стреляли по наступающим из пулемёта, находящегося в Манышской мечети. Красные отступили, но через некоторое время пришли снова и одержали победу над белыми.
Колхоз.
К концу двадцатых годов в жизни крестьян началась новая эра. Их объединяли в сельхозартели (колхозы). В Маныше объединились в колхоз в 1928 году. Первым председателем колхоза был Шарафисламов Нурислам, в 30-е годы он уехал в Ленинград на постройки, там же умер и был похоронен. В годы Великой Отечественной Войны председателем колхоза работали Абзанов Габдрахим, Зиятдинов Киям, Кашапов Файзи. Колхоз назывался «Яна куч» («Новая сила»).
В 1959 году «Яна куч» и «Свердлова» (деревни Куеда) объеденились. Колхозом руководил Гилеровский. Были и передовики производства, среди них жительница деревни Маныш Шарапова Мадания, награждена орденом Ленина.
Школы
До появления школы обучением и воспитанием детей занимались мулла Исламгали и его жена. Исламгали обучал мальчиков в мечети, а его жена девочек у себя дома. В 20-е-30-е годы дети учились в «Старокайпановской начальной школе» и начиная с 1938 года в «Манышской начальной школе».
|
В 1950 году была открыта первая семилетняя школа. Первым директором был Галимзянов Хамза Галимзянович. С 1960 года школа стала восьмилетней. А в 2007 году школу закрыли.
В 1990 школу окончили 668 детей из разных деревень: Маныш, Бадашка, Малая Солодовка, Татаро-Чикаши, Калмияры. Из них 35 человек имеют высшее образование, 37 среднее специальное и выбрали такие профессий, как учителя, инженеры, врачи, работники милиций, бухгалтеры, охранники.
За годы существования школы, руководителями были следующие директоры:
1. Галимзянов Хамза Г. 1950-1952 г.г.
2. Мустаева Сания М. 1952-1955 г.г.
3. Кильметов Назип К. 1955-1956 г.г.
4. Чужиков Зарип С. 1956-1965 г.г.
5. Мулланурова Ф.М. 1965-1966 г.г.
6. Миннулин Фарит М. 1966-1987 г.г.
7. Абулкарамова Аниса Ш. 1987-1992 г.г.
8. Хамитова Миляуша Х. 1992-2007 г.г.
Жители во время Великой Отечественной Войны.
Война не обошла стороной и маленькую деревушку Маныш. По словам дочери ветерана ВОВ Галимзянова Ахтяма Галимзяновича на фронт ушли 42 человека, 24 человека вернулись живыми, 18-остались на поле боя. «Никто не хотел, но все были готовы получить повестки». Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старушки и дети. Среди них и была моя бабушка Киямова Насиха Миннигалиевна, тогда ей было 10 лет. Когда я была маленькой, она мне рассказывала свое детство, а я внимательно слушала со слезами на глазах. Каждое утро, спозаранку, детей отправляли на поле поливать овощные грядки, выкачивая воду из реки. Труд этот был не из лёгких, тем более для детей. Ухаживали они и за зерновыми культурами, наравне с взрослыми, пропалывая вручную. Приходилось им поработать и с косилкой: скашивали полосы-дороги для прохождения комбайнов, потому что во время войны комбайны не были самоходными, их прицепляли к тракторам. И так работали они до самого конца войны. Очень трудно им было, но каждый из них понимал, что тем самым они тоже помогают своим ушедшим на фронт отцам и мужьям.
До каждого колхоза доводился годовой план сдачи государству сельхозпродукции — зерна, картофеля, мяса, молока, шерсти... Госпоставки осуществлялись под строгим контролем уполномоченного из района. Хлеб сдавался полностью, для выполнения плана забирали даже семена. Но силы не хватало и с годами все труднее было справиться с планом. Работа начиналась рано утром, и уходили с поля поздно вечером, после чего отправлялись обрабатывать и свой участок. Сами жили впроголодь, особенно весной, ели хлеб с клевером, лебедой...
Война продолжалась, уставали не только люди, но и животные, лошадей не хватало, поэтому пришлось выполнять работу с быками. Подраставших мальчишек забирали на фронт, а на их место шли мальчишки помладше.
Весной 1945 года все узнали об окончаний войны, радости не было предела. Страшное испытание было пройдено. Мир – то, о чем мечтали люди, то, ради чего они сражались, терпели страдания, гибли.
Участники Великой Отечественной Войны:
1. Нурисламов Зарифьян- погиб, награждён орденом Красной звезды
2. Фархуллин Фазулла-вернулся, был награжден орденами и медалями
3. Садрисламов Тимерхан-погиб, награждён орденом
4. Арсланов Ахматнаби-вернулся, офицер
5. Габдулхаков Мавлитьян-погиб
6. Габдулхаков Рамазан-погиб
7. Давлетов Мулламухамат-погиб
8. Исламов Исламгали-погиб
9. Исламов Шарифгали-погиб
10. Исламов Муллагали-вернулся
11. Исламов Габлельхат-погиб
12. Мухарлямов Миннигариф-погиб
13. Мухарлямов Миннулла-погиб
14. Фатхлисламов Ахметьян-погиб
15. Фатхлисламов Маулитьян-погиб
16. Фатхутдинов Фатхулла-погиб
17. Фатхутдинов Мулланур-погиб
18. Шайсламов Хайри-погиб
19. Шайсламов Гимадрислам-вернулся
20. Шайсламов Шарап-вернулся
21. Шайсламов Фатхлислам-вернулся
22. Галимзянов Ахтям-вернулся
23. Гайдуллин Халис-вернулся
24. Зиятдинов Киям-вернулся
25. Тазетдинов Киям-вернулся
26. Тазетдинов Сапаргали-вернулся
27. Муллануров Саетгали-вернулся
28. Хасаншин Агалям-вернулся
29. Гараев Усман-погиб
30. Гараев Аубакер-вернулся
31. Кушаев Яткар-вернулся
32. Шарафисламов Миннислам-вернулся
33. Шарафисламов Мулланур-вернулся
34. Шарифуллин Сабирьян-погиб
35. Шарифуллин Закир-вернулся
36. Юнусов Усман-вернулся
37. Гинниятуллин Муллагали-вернулся
38. Фахрисламов Галинур-погиб
39. Ситдиков Файзелгаян-вернулся
40. Шарифуллин Батыр-вернулся, трудовая армия
41. Шаисламов Шайсултан-вернулся, трудовая армия
42. Шаисламов Габдельян-вернулся.
Заключение
Трудясь над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что зная историю своей деревни, его прошлого, помогает лучше оценить настоящее, воспитывает уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Несмотря на тяжёлое прошлое нашей деревни в том числе закрытие школы и медицинского пункта, это не повлияло на жизнь, и в настоящее время Маныш процветает, строятся новые дома, приезжают дети и внуки жителей деревни.