Рассмотрена на педагогическом совете.




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«НОВГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

АВТОРСКАЯ образовательная программа

«Народное творчество»

Автор Е.И. Осипова, преподаватель

Дополнительного образования

МАУДОД «Музыкальная школа

Русского фольклора».

Возраст обучающихся преимущественно 6 – 18 лет

Срок реализации программы 7 лет.

Рассмотрена на педагогическом совете.

Протокол №_______

от «___»________2005 г.

Утверждаю: Директор МШРФ М.К. Бурьяк

 

Великий Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………....3

 

Учебно-тематический план……………………………….9

 

Содержание изучаемого курса…………………………..18

 

Методическое обеспечение Программы………………...41

 

Список литературы……………………………………….44

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Народное творчество» разработана в 2005 году для специального образовательного курса муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Новгородская детская школа русского фольклора».

Программа разработана на основе индивидуального опыта педагога, работы с исследовательской, методической, научно-публицистической литературой, а так же материалов этнологических, археологических, фольклорно-этнографических, собранных в процессе экспедиционной деятельности по Новгородской, Псковской, Тверской, Архангельской, Вологодской областям России. Программа всецело раскрывает тему предмета Народное творчество в 1-7 классах, включая в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, специалистов, работающих в сфере традиционной этнокультуры, материалах экспедиционных и научных исследований: М.К.Бурьяк, М.М.Васильева, В.В.Поветкина, Д.Е.Крапчунова.

«Народное творчество рассматривается в качестве одного из механизмов отражения, сохранения актуализации социально значимого опыта народа, нации. Оно является одним из средств регуляции и регламентации основных форм человеческой жизнедеятельности». Можно согласиться и с ведущим специалистом в области народного творчества М.А.Некрасовой, которая пишет, что «Народное творчество аккумулирует в себе народный дух русской национальной культуры. Именно народное творчество дает причастность к глубинным основам народной культуры, тысячелетнему опыту своего народа. Оно аккумулирует преемственность традиции, которая сохранила опыт, несмотря на смену форм развития культуры. В процессе каждого нового витка развития культуры, происходит усвоение народных традиций, сохраняются значимые знаки и символы. Этому способствует именно народное творчество». А. Кузин, указывает: «Народное сознание, народная душа в определенный момент приняли христианство и все многовековые культурные наработки нашего народа, все народное творчество стало пережигаться в огне Православия. В этом огне родилась культурная самобытность русского народа, она нашла свое воплощение в зодчестве, церковном искусстве, быту, словесном народном творчестве, народном изобразительном и декоративно – прикладном искусстве. Народное творчество Руси, есть проявление духа и веры народа, осознанно принявшего учение Православной церкви».

Нравы, обычаи, верования, домоустройство, костюм, ремесло являются проявлением народной культуры и содержанием духовного наследия, они и многие другие нуждаются в изучении и сохранении и передаче следующим поколениям.

Авторская программа «Народное творчество» направлена на формирование общей духовной культуры, на сохранение и преумножение локальных традиций.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования Российской федерации от 18.06.2003 года №28–02–484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и реализуется на отделении народного искусства муниципального учреждения дополнительного образования детей «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора».

Педагогическая целесообразность программы заключается в полном освоении учениками знаний о культурном наследии в различных проявлениях народного творчества, в изучении древней славянской мифологии, верований, бытовой и духовной культуры, обычаев, основ христианской культуры, традиционной обрядовой практики, традиционных промыслов и ремесел России и Новгородской земли, истории Новгорода. Одновременно с усвоением теоретического материала, учащиеся осознают свою причастность к изученным традициям, принимая непосредственное участие в традиционных праздниках и обрядах, издавна присущих русскому народу, воочию знакомятся с культурным наследием, приобретают технологические навыки традиционного женского ремесла – ткачества.

Актуальность программы заключается в логически выстроенной модели формирования этноисполнителя.

Научная новизна программы заключается в комплексном освоении народных традиций для целостного развития личности, в формировании этноисполнителя в системе дополнительного образования.

Это нашло отражение:

· в определении возможностей использования традиций народной культуры в практике целостного развития личности;

· в комплексном обобщении результатов педагогического опыта и определении его использования в учебном процессе;

· в разработке методик изучения и освоения традиционной общерусской, региональной и локальной культуры.

Цель программы состоит:

· в целостной реализации личности учащегося через русскую традиционную культуру;

· в осознании учащимися своей принадлежности к культурному наследию;

· в понимании меры ответственности за ее сохранение и приумножение;

· в формировании общей культуры личности;

· в социальной адаптации учащихся;

· в оптимизации воспитания на культурно-этнографическом наследии новгородского края;

· поддержке одаренных детей;

· развитии творческого мышления, художественного вкуса, фантазии, трудолюбия;

· формировании знатоков и хранителей народного творчества, в современных условиях фольклоризма;

· пробуждении интереса, любви к истории и культуре своей малой Родины;

· освоении ремесленных навыков.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

Обучающие задачи:

· предоставить учащимся теоретические знания по народному творчеству;

· освоить обрядово-бытовые образцы традиционной культуры;

· приобщить к традиционному культурному наследию;

· обучить учащихся практическим навыкам и умениям жизни в соответствии с традиционным календарем;

· освоить практические ремесленные навыки;

· осмыслить устойчивые формы проявления традиционной культуры и истории;

Развивающие задачи:

· развить интерес к традиционной локальной культуре;

· пробудить потребность в использовании полученных знаний в повседневной жизни;

· пробудить интерес к истории родного края;

Воспитывающие задачи:

· воспитать этноисполнителя;

· воспитать художественный вкус;

· воспитать толерантность, трудолюбие;

· воспитать интерес и потребность к традиционной народной культуре;

· привить навыки традиционной ремесленной культуры.

Отличительной особенностью программы является то, что она несет в себе специализированный подход в комплексной системе образования учащихся в освоении предмета «Народное творчество». Максимальное средоточие предмета «Народное творчество» – народный календарь. Он является сквозной, основной линией изучения в рамках дисциплины. Эта линия подкрепляется сопутствующими программами, помогающими полно раскрыть тему: «Славянская культура и мифология» (1год обучения), «Христианская культура» (2 год обучения), «Народный календарь» (3 год обучения), «Традиционная кукла» (4 год обучения), «Традиционные промыслы и ремесла» (5 год обучения), «История Новгорода» (6 класс), «Традиционные ремесла Новгорода, «Ручное ткачество» (6год обучения).

Программа позволяет осмыслить календарь как жизненную установку, поведение человека, его род занятий, мировоззрение в рамках христианской культуры.

 

В основу программы заложены следующие принципы:

· историко-культурологический принцип, предполагающий рассмотрение различных составляющих традиционной региональной культуры в их целостности и исторической преемственности;

· принцип комплексного восприятия традиционной культуры, помогающий выявить национальные корни, традиции и ценностные ориентиры региональной традиционной культуры;

· художественно-эстетический принцип восприятия окружающей среды, который позволяет осознать взаимосвязь различных видов искусства;

· принцип сосредоточенного распределения материала и преемственности его содержания с учетом возрастных возможностей учащихся;

· комплексности решения задач обучения и воспитания;

· соответствия содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;

· постоянства требований и систематическое повторение действий;

· гуманизации образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;

· единства развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личной индивидуальности.

 

Возраст детей участвующих в реализации образовательной программы 6 – 18 лет.

Сроки реализации образовательной программы 7 лет обучения: 1-7 год обучения – 1 час в неделю (34 учебные недели в год) – 238 учебных часов за срок реализации программы. Реализация данной образовательной программы проходит в 2 этапа: первый этап (младший) 1-4 годы обучения, второй этап (старший) 5-7 годы обучения.

 

Форма занятий:

· основная форма освоения материала – урок;

· мастер-класс;

· экскурсия;

· отчётная выставка;

 

В рамках учебного процесса происходит:

· освоение практического и теоретического материала, знаний и навыков;

· участие в празднично-обрядовых действах и иных формах проявления традиционной культуры;

· изготовление обрядовой атрибутики;

· изготовление элементов традиционного новгородского костюма;

· усвоение теоретического материала;

· знакомство банками данных по традиционным видам ткачества, традиционному костюму, крестьянской утвари;

· самостоятельная работа.

 

Продолжительность занятий: 1час (40 минут) в неделю с 10 минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещения.

 

Для закрепления полученных знаний используются внеклассные формы работы:

· посещение экспозиций и выставок Новгородских музеев;

· знакомство с памятниками архитектуры В.Новгорода;

· самостоятельная работа по изготовлению обрядовых принадлежностей, фрагментов традиционного костюма;

· участие в праздниках традиционной направленности;

· участие в выставках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: