Биологический нейрон - нервная клетка, которая обрабатывает информацию в нервных сетях. Состоит из тела, дендритов (принимают) и аксонов (передают сигнал), ядра (содержит информацию о наследственных свойствах) и плазмы. На окончаниях аксонов находятся синапсы, через которые передает электрический импульс. Сообщения передаются посредством частотно-импульсной модуляции.
Формальный нейрон - нейроподобные элементы, определенным образом соединенные друг с другом и внешней средой с помощью связей, определяемых весовыми коэффициентами.
В зависимости от функций нейронов можно выделить 3 типа нейронов:
Нейронная сеть представляет собой совокупность нейроподобных элементов, определенным образом связанных друг с другом и внешней средой с помощью связей, определяемых весовыми коэффициентами. В зависимости от функций, выполняемой нейронами, выделяют 3 типа нейронов:
· входные (рецепторы) -- активируются извне;
· внутренние (центральные) -- активируются входными и прочими нейронами и активируют входные и прочие нейроны;
· выходные (эффекторы) -- получают импульсы от центральных и входных нейронов и отвечают за выполнение действия.
Выделяют 3 типа сетей (с точки зрения топологии):
· Полносвязные- каждый нейрон передает выходной сигнал остальным, в т.ч. и себе. Все входные сигналы подаются всем нейронам. Выходными сигналами могут быть все или некоторые выходные сигналы после нескольких тактов функционирования сети.
· Многослойные- здесь нейроны объединяются в слои. Слой содержит совокупность нейронов с едиными входными сигналами (число нейронов в слое м.б. любым). Внешние входные сигналы подаются на входы нейронов входного слоя, выходы- сигналы последнего слоя. Кроме входного и выходного есть еще скрытые слои.
|
Многослойные сети бывают:
ü Монотонные(каждый слой кроме последнего делится на возбуждающий и тормозящий. Связи между блоками тоже возб и торм)
ü Сети без обратных связей- нейроны входного слоя получают входные сигналы, преобразуют их и передают нейронам первого скрытого слоя, и т.д. до выходного слоя (эти сети м.б. полносвязанные и частично полносвязынне)
ü Сети с обратными связями- информация с последующих слоев передается на предыдущие. Эти сети бывают: слоисто-циклические (слои замкнуты в кольцо, последний слой передает сигналы первому); слоисто-полносвязные (каждый слой-полносвязная сеть, сигналы передаются от слоя к слою и внутри слоя); полносвязно-слоистые (структура как у слоисто-полносвязных, функционирование: на каждом такте нейроны всех слоев принимают сигналы от нейроно своего и последующего слоев)
Слабосвязные- нейроны располагаются в узлах решеток. Каждый связан со своими ближайшими соседями.
С точки зрения структур нейронов выделяют гомогенные и гетерогенные сети.
Также сети могут быть бинарными (оперируют только двоичными сигналами) и аналоговые.
Еще сети могут быть синхронными (в каждый моент времени лишь 1 нейрон меняет свое состояние) и асинхронные (состояние меняется сразу у слоя).
Виды архитектур:
· Сеть прямого распространения (входной-скрытый-выходной)
· Сеть обратного распространения (реккурентного)
Обучить нейронную сеть – значит сообщить ей чего от нее добиваются (обучение ребенка алфавиту). Процесс обучения заключается в последовательном предъявлении. Когда сеть дает правильные ответы на все многократные предъявления- сеть обучена. Вся информация, которую приобретает сеть, содержится в наборе примеров.
|
Для организации процесса обучения надо 1) иметь модель внешней среды, в которой функционирует нейронная сеть 2) понять, как модифицировать весовые параметры сети.
Способы обучения нейронный сетей:
1) с учителем- на каждый ответ есть обратная связь. Задачи распознавания- заранее известен правильный ответ- --сеть настраивается на выдачу ответов, максимально близких к нему.
2) без учителя- даем весь набор исходов (машина доходит до критерия). Задачи классификации (правильный ответ не известен, но набор параметров относительно устойчив—раскрытие внутренней структуры данных или связей между образцами). Пример, автомат по различению фальшивых купюр.
3) смешанная- весовые коэффициенты одной группы нейронов настраиваются посредством обучения с учителем, а другой группы- на основе самообучения. система ABBY-линговая. Доучивается сама.
Соревновательное обучение- элементы выходного слоя соревнуются за право ответить на входной сигнал. В ходе обучения модифицируются только весовые коэффициенты нейрона- победителя. Пример- перенаправление зрительного внимания в процессе поиска целевого объекта.
6. Моделирование распознавания образов с помощью искусственных нейронных сетей и другие примеры практического использования нейронных сетей.
Моделирование распознавания образов:
1) -Маккалох и Питтс в 1943 году стали систематически изучать искусственные нейросети.
|
-Для распознавания изображений, подвергаемых сдвигам и поворотам, стали использовать персептрон
Устройство персептрона: элемент ∑ умножает каждый вход xiна вес wiи суммирует взвешенные входы. Если эта сумма больше заданного порогового значения, выход равен единице, в противном случае- нулю. П. состоят из одного слоя искусственных нейронов, соединенных с помощью весовых коэффициентов с множеством входов (могут быть и более сложными).
-Дальнейшее исследования П показали, что они не могут обучаться решению ряда простых задач
2) Когнитрон.
-К. Фукушима в 1975 году разработал когнитрон- гипотетическую модель биологической системы восприятия распознавания, инвариантную к поворотам, перемещениям, изменениям масштабов образов.
-К. организован подобно зрительной коре мозга человека, состоящей из нескольких слоев нейронов. Несмотря на то, что слои организованы однотипно, каждый из них, подобно отдельным слоям зрительной коры, реализует различные уровни обобщения (входной слой распознает простые образы, последующие слои- все более сложное обобщение).
-Нейрон из последующего слоя связан с ограниченным набором нейронов предыдущего (что позволяет каждому нейрону выходного слоя реагировать на все входное поле при наличии ограниченного числа нейронов)
-При незначительном фиксированном размере области связи нейронов требуется большое число промежуточных слоев для перекрытия входного поля выходными нейронами.
-Каждый слой когнитрона содержит 2 типа нейронов: возбуждающие и тормозящие.
-Возб нейроны одного слоя стремятся вызвать активизацию соединенного с ними нейрона следующего слоя
-Тормозящие нейроны нейтрализуют это возбуждение
-Каждый возб нейрон последующего слоя связан с ограниченным числом возбуждающих нейронов предыдущего слоя. Аналогично, в предыдущем слое существуют тормозящие нейроны, соответствующие тем же областям связи.
3) Неокогнитрон
Некогнитрон- многоуровневая иерархическая нейросеть, организация и принципы работы которой аналогичны зрительной коре. Н. находит применение не только в обработке визуальных данных, но и в качестве обобщенной системы распознавания образов
-Входной образ подается на 1й слой и передается далее до достижения выходного слоя, в котором он распознается.
-Входной слой распознает линии и углы опред ориентации.
-Каждый слой состоит из двух плоскостей, разделенных на двумерные массы нейронов. Первая плоскость, содержащая простые нейроны, получает сигналы с выходов сложных нейронов предыдущего слоя, выделяет опред образы и затем передает их во 2ю плоскость данного слоя, содержащую сложные нейроны, где образы обрабатываются таким образом, чтобы обеспечить их меньшую оппозиционную зависимость
-Внутри отдельного слоя массивы простых и сложных нейронов соответствуют друг другу
-Рецептивное поле каждого нейрона от слоя к слою возрастает, количество нейронов в слое при этом уменьшается. В каждом массиве выходного слоя имеется только 1 сложный нейрон, который реагирует на определенный входной образ. В процессе распознавания входной образ подается на вход Н, а вычисления осуществляются слой за слоем. Т.к. только небольшая часть входного образа подается на вход каждого простого нейрона входного слоя, некоторые простые нейроны реагируют на наличие характеристик, которым они обучены, и возбуждаются.
Прогнозирование результатов выборов
-Если предвыборные компании всех кандидатов отработаны добросовестно и все участники сделали все возможное, то выбор определяется объективными признаками сложившейся накануне ситуации в стране. Кто победит можно решить на основании ответов на определенные вопросы (кандидат правящей партии-нац герой?; правящая партия у власти более 1 срока? И др)
-Обучающая выборка состоит из 31 примера относительно выборов с 1864, ответы «Да»- 1, «Нет»- 0
-Класс 1 означает, что в данной ситуации был избран кандидат правящей партии, 2- оппозиционной.
-После обучения сеть должна предсказать ответ для ситуации, которая не входила в обучающую выборку.
Также решаются следующие задач: нейросетевое моделирование; анализ данных соц опроса; выявление показателей, влияющих на валовую прибыль предприятия; обработка видеоизображения (выделение и распознание движущихся объектов в условиях действия помех); обработка статистических изображений (автоматическая обработка спутниковых изображений земной поверхности; медицинская диагностика; распознавание речи; обнаружение фальсификации; оценка недвижимости; анализ страховых исков.
7. Общая характеристика модульного подхода: метафора «армейского ножа». Критерии выделения модулей. Гипотеза всеобщей модульности.
Модульный подход (modularity theory) - направление когнитивной психологии и когнитивной нейронауки, в котором познание представляется как результат функционирования ряда узкоспециализированных, независимых и когнитивно непроницаемых друг для друга модулей, имеющих собственные генетические основания, историю развития и мозговой субстрат. Основы подхода заложил нейроинформатик Д. Марр 1976, а базовые теоретические посылки сформулировал в книге Модульность психики 1983 психолог Дж. Фодор, предложивший различать доступные изучению модульные системы ввода информации и якобы недоступные научному анализу центральные системы планирования и принятия решения, интегрирующие информацию от разных модулей. Основополагающая метафора мод.подхода – уподобление психики швейцарскому армейскому ножу, имеющему множество отдельных специализированных лезвий на все случаи жизни напр. Основной метод сторонников модельного подхода – поиск двойных диссоциаций на материале локальных поражений головного мозга и нарушений развития, иными словами, взаимодополнительных синдромов, показывающих сохранность одного из познавательных модулей при нарушении функционирования другого, и наоборот. Вслед за теоретическими работами Н. Хомского наиболее ярким примером модульного процесса считается речь, языковая способность, что иллюстрируется, в частности, двойной диссоциацией двух генетически обусловленных нарушений психического развития – избирательного языкового расстройства SLI и синдрома Уильямса. Положение о врожденности и модульном характере речи не раз критиковалось оппонентами мод.подхода, указывающими как на сравнительно позднее возникновение языка в эволюции, так и на широкие компенсаторные возможности в случае ранних локальных поражений головного мозга, затрагивающих речевые зоны напр., Bates, 1994. Менее спорно выделение модулей обработки объектной и пространственной информации систем восприятия для опознания и восприятия для действия в зрительном восприятии, двойная диссоциация которых может быть получена при анализе предметной агнозии и синдрома Балинта.
Из хрестоматии:
Чтобы уточнить место какой-либо когнит. системы в общей классификации таких систем, необходимо ответить на ряд вопросов: характеризуется ли эта система содержательной специализацией, или её операции затрагивают области с разным содержанием?; врожденна ли она или сформир-на в рез-те обучения?; состоит из некоторых более простых частей, процессов или схема её вертуальной архитектуры прямо накладывается на структуру нейронной сети, с помощью кот.она реализована?; жёстко ли она фиксирована (т.е.связана с точно локализованными и детально структурированными нейронными системами) или она реализ.с помощью нейронных мех-мов, кот.могут выполнять разные задачи?; она вычислительно автономна или разделяет общие ресурсы (памяти, внимания и тп) с другими когнитивными системами?
Системы ввода являются модульными, так как обладают след.признаками: (критерии модуля)
1) Системы ввода привязаны к конкретному содержанию (центры речи и т.п.).
2) Работа модулей носит принудительный характер (распознавание слов- мех-мы обработки при распознавании звучащих слов включается автоматические процессы, которые действуют в принудительном порядке)
3) Центральный доступ к психическим репрезентациям, конструируемым системами ввода ограничен (человек не обладает одинаковым доступом ко всем последовательным уровням репрезентации. Перцеп-я обработка протекает снизу-вверх, а доступ осущ-ся сверху-вниз).
4) Системы ввода отличаются быстродействием (один из самых быстрых психолог-х проц-в. Например, вторинье непрерывной речи, при этом понимают то, что они говорят).
5) Системы ввода информации изолированы (восприятие нового зависит от мех=в ввода, действующих снизу-вверх.
6) Анализаторы входа на выходе выдают ограниченную информацию (2.5-3 мерные наброски Марра. Еще более ограниченные системы репрез-й могут являться лишь промежуточными Ур-ми в общей схеме обраб-ки вх-й инф-и).
7) Системы ввода связаны с определенными мозговыми стр-ми
8) Системы ввода специфически и избирательно нарушаются. Агнозии и афазии являются функциональными сбоями, обладающими опред.характерн.особенностями: напр., их невозможно объяснить и описать как простое количественное снижение показателей в общих функциях, таких как память, внимание, способность решать задачи. Если анализ входной инф осущ-ся специализированными, фиксированными мозг.системами, то неудивительно, что нарушения систем ввода вызываются поражениями этих специализированных систем.
9) Онтогенез систем ввода разворачивается с определенной скоростью и в опред. послед-ти. Это положение является больше гипотезой, чем доказанным фактом. Сейчас собран значительный материал относительно последовательности овладения языком в онтогенезе, получены данные об очень ранних зрительных способностях у детей.
Д.Фодер
-отдельные способности являют собой отдельные структуры, они не пересекаются, независимы (с психологич.т.зрения).
-процессы центр.переработки не сущ-ют. Центр.аппарат не нужен
-связи в психике не вертик, а горизонтальные.
Критерии моделя:
Основные:
· Функциональная изолированность – если модуль заработал, сознательно остановить этот процесс нельзя. Неосознаваемы.
· Модули очень быстрые
· Ограниченность результатов – модуль отвечает за очень узкий, локальный кусочек инф., кот.обрабатывает
· Принудительное срабатывание – работает сам, нельзя запустить самому, либо остановить.
Дополнительные:
· Онтогенетическая универсальность в становлении модуля (в основе языка лежат модульные конструкции, кот.со временем развиваются)
· Универсальные схемы распада
· Узкая локализация должна иметь место
· Узкая специализация – модуль работает только с определенной информацией
· Обработка снизу вверх, доступ – сверху вниз.
Модули явл.генетически заданной конструкцией в строгом смысле слова. Психика имеет модульный характер. Общая концепция модульности – познание состоит из специализированных модулей.
Сюда можно добавить эксперименты различные, подтверждающие теорию модулей (сида и в следующий вопрос):
1. Эксп-ты Фарра: 2 рода знакомых объектов – лица и дома. Сначала предъявл. Какой-то эталон: «это домик Вани», «Это лицо Маши» и тд. Затем предъявляют различные картинки домов и лиц. 2 условия: либо прямое/перевернутое изображение и либо модифицированные/немодифицированные детали. Нужно распознавать правильные лица, дома: это лицо Маши? Дом Вани? И т.д. Время опознания правильных домиков одинаково в не зависимости от расположения (прямое/перевернутое). А вот с лицами не так – прямое распознается быстрее. С точки зрения Фарра, мы наткнулись на «модуль для лица».
2. Хомский. Язык тоже устроен определенным образом. Язык является вроджденным, для того, чтобы владеть языком, нужно родиться человеком. Врожденной является синтаксическая структура. Есть некоторые универсальные принципы организации синтаксиса, врожденные. Язык как отдельный умственный орган.
3. Синдром Уильямса – существенное снижение мышления. Необычная внешность – эльфовидная голова. У детей с этим синдромом невероятно развита речь – в своей речи они используют очень редкие, сложные слова, которые в обычной разговорной речи обычно не используются. Данной проблемой занимается Кормилоф-Смитт (женщина))). Её гипотеза: нужно подобрать какой-либо конструкт, который у таких детей будет развиваться по своим законам. Она выбрала распознание лицевой экспрессии. В этой области у детей с синдромом Уилльямса хорошо развита способность распознавать намерения субъекта по лицевой экспрессии (эксп-т, когда мама прячет конфету). Дети с синдромом У.не отличаются от нормы. Следовательно, выходит, что есть модуль, отвечающий за развитие речи, и это при низком интеллекте.
Аргументы против модулей:
-феномен компенсации (Бейтс; Лурия – против узкого локализационизма)
-игнорирование нисходящих процессов. Эффекты влияния социо-культурных факторов (монетка)
-использование стратегий
-проблема обучения и пластичности познания
Теоретики модулярного подхода сравнивают психику человека со швейцарским армейским ножом, который приспособлен для выполнения множества функций потому, что, в отличие от обычного ножа с единственным лезвием, вооружен множеством инструментов: ножницами, штопором и т.п. Согласно данному подходу, человеческое познание можно представить как набор таких параллельно функционирующих «модулей» (работы Дж.Фодора), работающих независимо друг от друга. Однако и в этом случае обычно принимается, что имеется центральный процессор, который аккумулирует выходные данные этих модулей и использует их в процессах координации знаний и принятия решения. Наконец, коннекционизм базируется на «мозговой» метафоре познания, где познавательные процессы предстают как процессы параллельной переработки информации сетью, состоящей из нескольких уровней простых единицы – моделей нейронов, связи между которыми обладают разными весовыми коэффициентами, причем эти коэффициенты могут меняться в зависимости от обучения нейронной сети решать определенный тип задач. В этих моделях достаточно часто центральный процессор отсутствует.
«За»: стереограммы Юлеша, агнозии, афазии, наруш.восприятия цвета, Корсаковский синдром.
КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
1. Теоретическая:
• проблема обучения и пластичности познания;
• проблема нисходящей регуляции решения познавательных задач.
• За пределами рассмотрения: взаимодействие модулей!
Примеры: две системы зрительного восприятия; феномен отчуждения руки, etc.
2. Эмпирическая:
• двойные диссоциации внутри двойных диссоциаций -- Аннет Кармилофф-Смит и др. (Оксфорд);
• развитие речи и ранние локальные поражения головного мозга: возможности компенсации (Элизабет Бейтс и др.);
• влияние культуры на «модульные» процессы (иллюзия Мюллера-Лайера в «круглом» мире);
• «ген грамматики» FoxP2: исследования экспрессии гена у человека и животных.
• ВЫВОД: познавательные процессы не обусловлены наследственностью настолько, как того хотелось бы представителям модульного подхода
8. Идея модульности познания в исследованиях восприятия: теория Д. Марра. Идея модульности познания в исследованиях языка и речи.
9. Использование регистрации движений глаз в психологических исследованиях.
10. Представление о сознании в отечественной и зарубежной психологии. Различение сознания и осознания.
История собственно психологического изучения сознания начинается с возникновения самой психологии как самостоятельной сферы научного знания. Со времен В. Вундта в мировой и отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки описать структуру сознания и объяснить принципы его работы
Естественно, представления о сознании начинались еще в древности. Философы стремились дать свои ответы на вопрос, что есть душа (Платон, Аристотель и иже с ними).
Самое старое, возникшее в древние времена и просуществовавшее столетиями понимание сознания, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека, ставит, по сути дела, знак равенства между сознанием и психикой человека. Древние ученые считали, что все, что связано с душой человека, все то, в чем она проявляется, входит в содержание сознания, поскольку психика и есть сознание и никакой другой психики, кроме осознаваемой, не существует.
Декарт: наше сомнение – самый верный признак, что мы мыслим, а значит существуем. Мышление – все, что происходит в нас, все, что мы “воспринимаем непосредственно само собою”. В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,— постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.
Локк: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Источник познания – рефлексия. Это положение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. В качестве объекта сознания стали рассматриваться не внешние предметы, а идеи (образы, представления, чувства). Иными словами, явления сознания порождаются внешним, исходящим из органов чувств опытом и внутренней работой разума индивида.
Еще один подход к пониманию сознания – оно тесно связано с переживаниями, образами и мыслями, которые он так или иначе может описать и о которых в той или иной форме в состоянии сообщить другим людям. Формы описания психических явлений и способы передачи: переживания, мысли и образы через жесты, мимику, пантомимику, изобразительные символы, рисунки, схемы, словесные описания психических явлений. Сознание в таком его определении — это совместное знание людей, то есть знание, разделяемое многими людьми, которое может передаваться от человека к человеку и в результате этого стать групповым или коллективным знанием.
Еще один подход: ставится знак равенства между сознанием, языком и речью человека. Утверждается, что в сознание входит и может в нем находиться лишь то, что передается словами. А поскольку любое слово выступает как понятие, то на данную, психолингвистическую интерпретацию сознания накладывается еще одно ограничение: в сознание входит лишь общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, отраженных в языке.
Еще один подход: особое состояние психики человека, в котором он находится, когда не спит и когда нормально, правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в данный момент. Сознание человека выключается, когда он засыпает, вновь включается, когда он просыпается, с ним происх. Изменения, когда человек болен или после травмы. Это понимание сознания предполагает возможность его появления и исчезновения у человека, а также постепенный переход от сознания к бессознательному состоянию, то есть возможность существования человека и его психики вне сознания. По сути дела — это уже есть косвенное признание активной роли в регуляции поведения человека не только сознания, но и бессознательного.
У.Джемс: содержания сознания. Два вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии “поток сознания”. Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем.
Четыре свойства сознания: 1) каждое "состояние сознания" стремится быть частью личного сознания (мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого: между ними нет никакого непосредственного обмена, никакая мысль одного личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли другого сознания.)
2) в границах личного сознания его состояния изменчивы (ни одно, раз минувшее состояние сознания, не может снова возникнуть и буквально повториться. Тождественен воспринимаемый нами объект, А не наши ощущения. Наши ощущения же в зависимости от изменчивости нашей чувствительности постоянно изменяются)
3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений (Положение "сознание непрерывно" заключает в себе две мысли:
- мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности;
- перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко.)
4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.
По Джеймсу, условно мы можем различать в себе как личности два основных элемента:
• познаваемый нами (моим самосознанием) аспект личности – то есть я сознаю себя как
личность, как особый объект по отношению к моему самосознанию – эмпирическое Эго;
• познающий элемент – т.е. собственно «Я» как субъект, познающий себя как личность (чистое Эго).
Таким образом, «мое самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом».
Вундт: процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными. Сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Есть элементы сознания, главная задача - их организация или синтез в познавательные процессы более высокого уровня при помощи апперцепции, то есть осознанного восприятия.
Метафора сознания – зрит. Поле с периферией внимания и фокусом внимания.
Человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Объем сознания = от 16 простых до 40 укрупненных единиц. А объём поля внимания равен от 3-4 единиц до 6 (у тренированных людей).
Описание ощущений, чувств и свойств в следующем вопросе.
Титченер: сознание делится на элементы, основная задача психологии в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции. Каждый из элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости.
Метафора сознания – волна, сознание есть поток волн.
Моменты концентрации;
Центр нашего внимания- гребень волны
Постоянная изменчивость
Волна внимания изменяется со временем
Свойства:
1) продолжительность
2) интенсивность
Тульвинг: Тульвиг выделял 3 вида сознания, которые соответствуют 3 видам памяти: 1)аноэтическое - процедурная память (Я знаю, как…); 2) ноэтическое- семантическая п-ть (Я знаю, что…); 3) автоноэтическое – эпизодическая п-ть (Я помню).
Процедурная память связана с тем, как делается нечто - с приобретением, сохранением и применением навыков, умений. Семантическая память имеет дело с представлением знаний о мире, а эпизодическая связана с запоминанием лично переживаемых событий.
Аноэтичное сознание иногда называют "незнающим", поскольку оно ограничено во времени текущей ситуацией. Этот тип сознания позволяет человеку фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на данную обстановку.
Находясь в ноэтичном, или "знающем", сознании, человек может осознавать объекты, события и их взаимосвязь при отсутствии этих объектов или событий. Это более символический тип сознания по сравнению с аноэтичным.
Самым сложным типом является автоноэтичное ("знающее о себе") сознание, которое связано с эпизодической памятью. Такое сознание необходимо для запоминания лично переживаемых событий. Использование автоноэтичного сознания помогает воспроизвести лично пережитое событие, факт из своей прошлой жизни. Этот тип сознания, связанный с эпизодической памятью, отличается от других типов сознания (неэтичного и аноэтичного), которые связаны с восприятием, мышлением, воображением или снами.
Предложенное Тульвингом деление типов сознания и их корреляция с отдельными видами памяти явились важным шагом к тому, чтобы извлечь исследования сознания из мрака метафизических спекуляций предыдущего поколения ученых и поместить его точно в сердцевину современной психологии памяти и познания.
Рокич, Шварц: ценностное единство сознания, структура индив. Ценностей. Как устроено наше сознание – есть система ценностей.
Норман: структуры индив. Знаний. Наши знания располагаются в виде семантической сети, соответственно, информацию легче вспоминать темами. Это к тому, как устроено наше сознание, видимо.
Функциональная автономия неосозн. Структур: Фрейд, Фодор, Саймонс, Левин
Фрейд: сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Левин, Саймонс: Большая иллюзия сознания. Этот термин описывает одно из наиболее ярких заблуждений человека: нам кажется, будто бы мы воспринимаем окружающий мир полнее и точнее, чем на самом деле. Трудно поверить, сколь многого мы не замечаем в нашей повседневной жизни, однако результаты множества экспериментов
заставляют нас в этом убедиться (знаменитые опыты американских психологов Д. Саймонса и К. Шабри с "невидимой гориллой"; эксперименты с
Отечественные:
Бехтерев: Поясняя свое понимание природы сознания, он отмечает, что «скрытая энергия при посредстве производимых ею субъективных образов дает возможность качественной оценки явлений внешнего мира по отношению к субъективным потребностям организма как проявлению той же скрытой энергии. В этом отношении субъективные показатели играют роль знаков, обозначающих пройденный энергией путь, что дает нам возможность субъективно оценивать значение явлений внешнего мира для организма и делать выбор между приятным, полезным и пригодным, с одной стороны, и неприятным, вредным и враждебным – с другой».
Таким образом, согласно Бехтереву, субъективное или сознание как особый вид энергии, («скрытая энергия»), выступает «мостом», связывающим внутренний мир человека с окружающим его физическим миром. Энергия, скапливающаяся в организмах – преобразованная внешняя энергия природы.
Понятие «сознание» используется Бехтеревым и в узком смысле слова. В этом контексте существенная роль в энергетической концепции Бехтерева отводится таким переменным, как величина (сила, уровень, напряжение и т. д.) энергии и внешние или внутренние препятствия. Препятствие к движению скрытой энергии рассматривается Бехтеревым как необходимое условие проявления сознательной деятельности. Как считает автор, «сознание проявляется лишь в том случае, когда скрытая энергия центров достигает наибольшего напряжения… большее или меньшее напряжение скрытой энергии стоит, как надо думать, в прямой зависимости не только от силы внешних воздействий, но и от развития препятствий в нервной системе»
Деятельностный подход к изучению сознания представлен в работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.
А.Н. Леонтьев, подвергая критике учение Л.С. Выготского о сознании, видит ошибочность его теории в том, что сознание не было понято Л.С. Выготским как предмет деятельности человека. Суть сознания, по А.Н. Леонтьеву, составляют психические образы продукта как цели. Изучая структуру индивидуального сознания, выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное „поле" и объект его деятельности». Чувственная ткань - переживание «чувства реальности». Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, сознание есть специфическая форма отражения объективной действительности, появляющаяся в процессе общественной практики, трудовой деятельности, формирования речи. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается
А.Г. Спиркин: сознание направлено на отражение и преобразование действительности. Если сознание, по А.Г. Спиркину (1972), есть "субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире", то самосознание является условием ориентировки человека в своей личности.
П. В. Симонов: В структуре сознания, в первую очередь, наиболее четко выделяются определенные отношения к содержанию того, что отражается через осознание вещей, различение, оценку, предпочтение, выбор и переживание. Сознание — это не просто сумма составляющих его элементов, а гармоничное их объединение в целостную систему. Собственно, самосознание и есть наивысшая степень интеграции человеческого сознания. Сознание выступает и в форме общественного сознания как отражение общественного бытия, и в индивидуальной (личностной) форме как внутреннее осознание и переживание собственного «Я»