Бихевиоризм: общий очерк развития.




Тема 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ

1. Бихевиоризм: общий очерк развития.

2. Символический интеракционизм

3. Трансактная теория общения Э.Берна

Рассмотрим основные концептуальные подходы к проблеме взаимодействия людей.

Бихевиоризм: общий очерк развития.

Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в психологии, которое появилось в США в начале 20 в., Программу которого назначил американский психолог Джон Бродес Уотсон. Бихевиоризм сделал предметом собственного исследования поведение, активность.

Поведение, активность человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как обретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивидуум приспосабливается.

Активность описывалась через понятие «реакция», к которой относились те конфигурации в организме, которые могли быть зафиксированы объективными способами.

В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему стимул – реакция, в согласовании с которой действие. Стимул порождает некое поведение организма, т. Е. Реакцию, и в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется лишь стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. Если реакция определяется стимулом, то довольно подобрать нужные стимулы, чтоб получить необходимое поведение.

Поведение является результатом обучения. Он верит во всевластие образования. Поэтому навык и научение стают главной неувязкой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – это индивидуально обретенное либо заученное действие.

Уотсон обрисовал процесс выработки навыка, выстроил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). поначалу преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и лишь некие – удачные. Начальная точность мала. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет скоро, потом медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования – на кривой эти участки именуются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом индиви,

Он экспериментально показал, что можно сформировать реакцию ужаса на нейтральный стимул. К примеру, 11 – месячному ребенку показывают белую крысу (до того он с крысами не сталкивался). При этом никакой негативной реакции («реакции избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы сопровождается резким звуком, вызываемым ударом о сплав, т. Е. Осуществляется подкрепление.

После ряда проб оба стимула ассоциируются и ребенок начинает демонстрировать нехорошую реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, т. Е. У него сформировалась реакция на данный стимул. При этом ребенок показывает аналогичную реакцию не лишь на появление крысы, но и сходных с ней объектов (меховой воротник). Данное явление бихевиористы называют генерализацией, т. Е. Обобщением.

Аналогично происходит формирование поведенческих навыков и в остальных ситуациях. Так, крыса, находящая пищевое подкрепление в определенной точке лабиринта, от пробы к пробе будет демонстрировать все меньше ошибочных действий, вплоть до формирования навыка безошибочного прохождения лабиринта.

Мысль о том, что в базе развития поведения лежит формирование все новейших связей меж стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, названный социогенетическим, получил более полное воплощение конкретно в классическом бихевиоризме.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением ЗУН, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Тема научения, приобретения навыков методом проб и ошибок стала центральной для данной школы, собравшей большой экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Причем поменялись и психологические опыты. Они ставились в большей степени на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены разные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научались находить из них выход. Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, представшего в этих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой путь в «лабиринте жизни».

Эти исследования выявили, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы стимул – реакция, нереально совсем не учесть внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором возникают внутренние переменные, объясняемые по – различному различными учеными (когнитивные карты, потребности и т. Д.).

Модификация классического бихевиоризма была связана

1) что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом способе, поскольку не могло изучаться на животных. Это привело к возникновению общественного бихевиоризма, который разглядывал ролевое поведение человека в социуме. Были выдвинуты теории о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но, следя за опытом остальных и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому либо иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»).

Это предполагает, что поведение человека становится когнитивным, т. е. включает непременный познавательный компонент. Но мысль о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой.

2) Поэтому ведущей научной теорией этого направления во второй половине 20 в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих теорий развивающего обучения.

Предположил, что поведение может строиться и по иному принципу, а конкретно: определяться не стимулом, предыдущим реакции, а вероятными последствиями поведения. В общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное либо человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Другими словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом

оперантные реакции. — это изменения поведения, которые основаны на унаследованных способностях, поскольку люди и животные могут получать «подкрепление» своему поведению. Оперантным кондиционированием он обозначал положитель­ное или отрицательное «подкрепление» поведения с помощью определенных стимулов, воспринимаемых как вознаграждение или наказание. Тем самым управление изменениями поведе­ния, процессом обучения становится основной целевой функцией психологии у Скиннера, которую он изобразил картину общества, свободного от агрессии, основанного на принципе позитивного подкрепления.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (положительно подкрепляя) определенные методы поведения и тем самым, делая их более вероятными. На этом выводе базирована, предложенная Скиннером, мысль программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

бихевиоризм предметом исследования сделал поведение; его приложения (в отношении человека) - педагогика, психотерапия: в обоих вариантах предполагается формирование подходящих реакций и исправление ошибочных.

3) Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен).

Толмен был одним из пионеров необихевиоризма.. Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а более верно и конкретно могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Возражал против того, чтоб ограничиваться в анализе поведения лишь формулой «стимул – реакция» и игнорировать причины, которые играются незаменимую роль в «промежутке межу ними». Эти причины он и назвал «промежуточными переменными». Т. О., Схема Уотсона «стимул – реакция» была переделана в «стимул - внутренняя (промежуточная) переменная – реакция». Среднее звено (промежуточные переменные) есть не что другое, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии подкрепления, ежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена значит, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем.

Он назвал это «когнитивными картами ». Поведение предваряют собственного рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте, узнает, «что ведет к чему». Организм, равномерно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому необходимо следовать для решения задачки.

4) Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а конкретно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сн), Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. Организм – это некие протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира либо из состояния потребности и заканчивается реакцией Его формула смотрится так: стимул – потребность – реакция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: