ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Учебно-методическая разработка к практическому занятию для преподавателей
по общей микробиологии
по теме:
Реакции иммунитета. Реакция агглютинации (РА), реакция непрямой гемагглютинации(РНГА), реакция коагглютинации. Реакция преципитации (РП). Сущность, постановка, практическое значение.
Факультет стоматологический
Дисциплина (предмет) - микробиология, вирусология и иммунология
Контингент обучающихся: студенты 2 курса стоматологического факультета
Обсуждена на заседании кафедры «Утверждаю»
Микробиологии, вирусологии и иммунологии зав.кафедрой Рудаков Н.В.
№ протокола __ 5 _____
Дата _ 23.04.2009г _
Автор __ассистент кафедры микробиологии,
вирусологии и иммунологии
Рогатых Н.А. __
1. Тема: Реакции иммунитета. Реакция агглютинации (РА), реакция непрямой гемагглютинации(РНГА), реакция коагглютинации. Реакция преципитации (РП). Сущность, постановка, практическое значение.
2. Форма организации учебного процесса: Практическое занятие.
3. Значение темы: Реакции иммунитета лежат в основе лабораторных методов диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Они используются для выявления специфических антител, идентификации возбудителей и других антигенов, определение групп крови и подбора адекватного донора при пересадках органов и тканей. Серологические реакции в диагностических целях применяются для серодиагностики инфекционных заболеваний, для определения вида антигена (микроорганизма) с помощью известных диагностических антисывороток.
4. Цели обучения:
а) Цель занятия:
1. Ознакомить студентов с основами иммунодиагностики инфекционных заболеваний.
2. Изучить механизм серологических реакций (РА, РНГА, реакция
коагглютинации, РП).
б) Учебная цель:
1. Разобрать реакцию агглютинации (РА).
2. Разобрать реакцию непрямой гемагглютинации (РНГА).
3. Разобрать реакцию коагглютинации (РКОА).
4. Разобрать реакцию преципитации (РП).
5. Место проведения занятия: занятие проводится в учебной комнате
кафедры.
6. Оснащение занятия:
· Слайды.
· Демонстрационные таблицы.
· Материалы
1. Лабораторная посуда для постановки серологических реакций.
2. Стерильные пастерки.
3. Демонстрационная реакция агглютинации Видаля.
4. Демонстрационная реакция непрямой гемагглютинации в полистироловых планшетах.
5. Демонстрационная реакция преципетации в геле.
6. Демонстрационная реакция преципитации (ВИЭФ).
7. Демонстрационная реакция иммунопреципетации по Манчини.
8. Ингредиенты для постановки серологических реакций (иммунные диагностические сыворотки, диагностикумы).
Структура содержания темы.
Хронокарта практического занятия на тему: Реакции иммунитета.
Реакция агглютинации (РА), реакция непрямой гемагглютинации
(РНГА), реакция коагглютинации. Реакция преципитации (РП).
Сущность, постановка, практическое значение.
Продолжительность занятия 90 минут
№ | Наименование учебных элементов | Время | Дидактические процессы обеспечения |
Организационная часть (объявление темы занятия, значение темы) | |||
Теоретическая часть. Вопросы к занятию №7 в приложении | Контрольный опрос студентов для определения исходного уровня знаний по вопросам занятия, письменный или устный по желанию преподавателя. | ||
Подробный разбор реакции агглютинации (РА) в двух вариантах: а) для сероидентифика- ции; б) для серодиагностики инфекционных заболева- ний. | Работа с табличным материалом. Разбор механизма, постановки, регистрации и оценки РА. | ||
Подробный разбор реак- ции непрямой гемагглюти- нации (РНГА) в двух вариантах: а) для сероидентифика- ции; б) для серодиагностики инфекционных заболеваний | Работа с табличным материалом. Разбор механизма, постановки, регистрации и оценки РНГА. | ||
Подробный разбор реакции ко-агглютинации | Работа с табличным материалом. Разбор механизма, постановки, регистрации и оценки РКОА. | ||
Подробный разбор различных вариантов реакции преципитации: а) реакция преципитация по Асколи; б) реакция преципитации в геле; в) ВИЭФ; г) реакция иммунопреципитации по Манчини | Работа с табличным материалом. Разбор механизма, постановки, регистрации и оценки РП. | ||
Перерыв | |||
Овладеть навыками регистрации и оценки РА. Овладеть навыками регистрации и оценки РНГА. Овладеть навыками постановки, регистрации и оценки реакции преципитации по Асколи. Овладеть навыками регистрации и оценки реакции РП в геле. Овладеть навыками регистрации и оценки ВИЭФ. Овладеть навыками регистрации и оценки реакции иммунопреципитации по Манчини. | Самостоятельная работа студентов: 1. Зарегистрировать демонстрационную реакцию агглютинации, поставленную с целью серодиагностики брюшного тифа (реакция Видаля) 2. Зарегистрировать демонстрационную реакцию непрямой гемагглютинации, поставленную с Vi-эритро- цитарным брюшнотифозным диагностикумом 3. Поставить и зарегистрировать реакцию преципитации по Асколи 4. Зарегистрировать демонстрационную реакцию преципитацию в геле 5. Зарегистрировать демонстрационную ВИЭФ 6. Зарегистрировать демонстрационную реакцию иммунопреципитации по Манчини, поставленную с целью определения количества иммуноглобулинов определенного класса 7. Демонстрация ингредиентов для серологических реакций (иммунные диагностические сыворотки, диагностикумы) 8. Заключение преподавателя по занятию | ||
Домашнее задание | Вопросы к занятию №8 |