Список вопросов к зачету




ЖУРНАЛИСТИКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Цели и задачи курса состоят в ознакомлении с основными теоретическими подходами к изучению этнокультурных процессов (их основными тенденциями и закономерностями), категориями этнокультурного взаимодействия, практикой освещения проблем межнационального взаимодействия в журналистике, а также в освоении умений и навыков журналистского освещения межэтнических коммуникаций. Задачи образования в сфере подготовки журналистов, обращающихся к указанным проблемам или специализирующихся на освещении тематики национальных отношений, можно сформулировать как создание компетентного в данной области специалиста, выработка умений преодолевать собственный этноцентризм и стереотипы, обучение эффективным и оптимальным способам работы в поликультурной среде.

Проблемы национальных отношений являются одной из важнейших тем журналистских выступлений. Внимание СМИ к межэтническому взаимодействию обусловлено, во-первых, потребностями социальной практики, остротой политических процессов, сопровождающих межэтнические контакты; во-вторых, необходимостью удовлетворения интереса аудитории к жизни других народов и культур – социальному опыту, отличному от привычного для потребителя массовой информации. В разряд актуальных эта тема попадает и по причине пристального внимания к ней различных субъектов политической деятельности, которые обращаются к тематике межэтнического взаимодействия. Со стороны аудитории СМИ, общественности (в том числе и научной) часто звучат справедливые претензии к журналистике, которые можно сформулировать как отсутствие социальной ответственности за последствия своих выступлений, небрежное отношение к фактам, обострение внимания к конфликтным ситуациям, присутствие стереотипности в суждениях и оценках событий.

Для журналистов – и тех, кто специализируется на анализе ситуаций и проблем межнациональных отношений, и тех, кто эпизодически или косвенно обращается к данной тематике, – имеют значение два основных фактора, связанных с отражением в прессе проблем межэтнического взаимодействия. Первый состоит в необходимости глубокого предварительного анализа ситуации, базовой подготовки, включающей в себя усвоение основ поведения и общения в поликультурной среде, специфические адаптационные умения и навыки. Второй фактор охватывает прогнозирование последствий выступлений в СМИ, эффективности и результативности журналистских материалов, вопросы профессиональной этики.

Курс «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» содержит ряд положений, играющих особую роль в журналистской практике. Прежде всего, следует отметить правильное, научно обоснованное, применение категорий межэтнических отношений в журналистских выступлениях. В курсе также обращается внимание на понимание причин и тенденций развития различных типов этнических процессов, на определение роли СМИ в этнокультурном и этноязыковом развитии современного мира. В отдельных темах курса рассматриваются особенности поведения журналиста в инокультурной среде и роль его этнического статуса. Перечисленные положения относятся к внутренней регуляции деятельности журналистов и СМИ. Активная роль во внешней регуляции принадлежит аудитории, с действиями и мнениями которой согласуется журналистская деятельность.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. Монография. СПб., 2008.

2. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие. СПб., 2013.

3. Блохин И. Н. Интегративные функции журналистики в структуре национальных отношений // Известия Алтайского государственного университета. Сер. История. Политология. 2008, вып. 4/5.

4. Блохин И. Н. Институциональные и функциональные особенности журналистики в системе национальной политики // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2007, вып. 4, ч. 2.

5. Блохин И. Н. Определение категориальных норм национальных отношений в современной журналистике // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, 2007, вып. 21.

6. Блохин И. Н. Социальные роли журналиста в освещении национальных отношений // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2008, вып. 4, ч. 2.

7. Блохин И. Н. Толерантность как принцип журналистской деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2008, вып. 3, ч. 1.

8. Блохин И. Н. Этнологическая культура журналиста // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2008, вып. 2, ч. 2.

План лекционных занятий

Занятие 1. Этнологическая культура журналиста. Этническая журналистика, этножурналистика, этнографическая журналистика как специфические виды журналистской деятельности. Этнологическая квалификация журналиста, роль научного знания в ее формировании.

Занятие 2. Журналистика в системе этнической культуры. Культура и этнос как специфические формы человеческого существования. Эволюция журналистики в контексте этнокультурного развития.

Занятие 3. Функции журналистики в этнокультурном взаимодействии. Формирование национальных ценностей как функция журналистики в процессе социализации. Воспитательная, адаптационная, регулирующая и контролирующая функции журналистики. Духовно-идеологические функции журналистики.

Занятие 4. Этнокультурное развитие: категории и концепции. Категории этнокультурной статики и динамики: этнос, народ, национальность, племя, народность, нация. Примордиализм, конструктивизм и релятивизм как концепции этнокультурного развития. Типология этнических процессов.

Занятие 5. Участие журналистики в реализации национальной политики. Национальные интересы как основа национальной политики. Концепции и принципы национальной политики: роль журналистики в различных моделях ее реализации.

Занятие 6. Принципы национальной политики и нормы журналистской деятельности. Культурно-идеологическая обусловленность принципов национальной политики и норм журналистской деятельности. Мультикультурализм и «плавильный котел». Толерантность. Политкорректность.

Занятие 7. Направления национальной политики в Российской Федерации и роль журналистики в их реализации (1-я часть). Укрепление национального единства, межэтническая интеграция. Сохранение народов России, их культурного наследия и самобытности.

Занятие 8. Направления национальной политики в Российской Федерации и роль журналистики в их реализации (2-я часть). Сохранение форм самоопределения народов России. Противодействие этнополитическому экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Занятие 9. Национальное сознание в журналистской картине мира. Журналистика и личность в национальных отношениях: аспекты взаимодействия. Национальное сознание и этническое самосознание. Этническая идентичность и журналистика.

Занятие 10. Этнические стереотипы и образы в журналистике. Структура и функции этнического стереотипа и образа. Роль журналистики в управлении стереотипизацией: формы и методы.

Занятие 11. Социальные проблемы межнациональных отношений и журналистика. Журналистика и факторы этнического развития: этническая история, национальная политика и экономика, социокультурные факторы, демография, национальная психология (менталитет).

Занятие 12. Региональные особенности этнических отношений. Глобализация, региональная интеграция, сепаратизм в формировании моделей этнических отношений.

Занятие 13. Роль журналистики в межнациональных конфликтах. Типология конфликтов. Нормативные и квалификационные требования к журналистам, работающим в условиях межэтнических конфликтов.

Занятие 14. Журналист как исследователь национальных отношений (1-я часть). Журналистские исследования национальных отношений: особенности типологии. Источники этнической информации. Проблема достоверности информации в исследованиях национальных отношений.

Занятие 15. Журналист как исследователь национальных отношений (2-я часть). Качественные методы исследования национальных отношений. Наблюдение в исследованиях национальных отношений: ролевой анализ журналистской деятельности. Изучение личности в исследованиях национальных отношений: биографический метод.

 

Список вопросов к зачету

 

1. Этнологическая культура журналиста.

2. Журналистика в системе этнической культуры. Журналистика как этнокультурный институт, его функции и структура.

3. Эволюция журналистики в контексте этнокультурного развития.

4. Межэтнические и надэтнические элементы культуры. Урбанизация и массовая культура как факторы этнических процессов.

5. Ценности и ценностные ориентации. Формирование национальных ценностей как функция журналистики.

6. Духовно-идеологические функции журналистики в регулировании национальных отношений.

7. Понятия этноцентризма, национализма, шовинизма. Проблема корректности использования этнических категорий в журналистике.

8. Концепции этнокультурного развития. Примордиализм, конструктивизм и релятивизм.

9. Категории статического состояния и динамического развития этнокультурных сообществ.

10. Этнические процессы и их типология.

11. Национальные интересы как основа национальной политики.

12. Мультикультурализм как принцип национальной политики.

13. Понятия толерантности и политкорректности. Роль журналистики в гармонизации межэтнических отношений.

14. Направления национальной политики в Российской Федерации и роль журналистики в их реализации.

15. Национальное сознание в журналистской картине мира. Структура и уровни функционирования этнического самосознания.

16. Этническая идентичность и журналистика.

17. Этнические стереотипы и образы в журналистике.

18. Социальные параметры культурного развития этнических сообществ. Журналистика и факторы этнического развития.

19. Социальные проблемы межнациональных отношений на территории бывшего СССР. Особенности их отражения в СМИ.

20. Социальные проблемы межнациональных отношений в зарубежных странах. Особенности их отражения в СМИ.

21. Межнациональные конфликты: понятие и уровни анализа. Роль журналистики в межнациональных конфликтах.

22. Социальная конкуренция как причина межэтнических конфликтов.

23. Приемы информационной войны, используемые СМИ в межнациональных конфликтах.

24. Журналистские исследования национальных отношений: особенности типологии.

25. Журналист как исследователь национальных отношений: квалификационные требования. Поведение журналиста в инокультурной среде: планирование и правила деятельности.

26. Журналист как исследователь национальных отношений: специфика методики деятельности. Методология и методика прикладных этносоциологических исследований в журналистике.

 

Текущая аттестация

Форма текущего контроля по спецкурсу – анализ публикаций по тематике курса в периодических изданиях по следующему плану:

1) Тип этнокультурного взаимодействия, которому посвящена публикация.

2) Уровни развития ситуации этнокультурного взаимодействия, отраженной в публикации.

3) Категории этнокультурного взаимодействия, которыми оперирует журналист, и правомерность их использования.

4) Особенности и формы журналистского отражения этнокультурного взаимодействия в данной публикации.

5) Цели и предполагаемые результаты публикации.

В план анализа публикаций включены пять ступеней, требующих знания описываемой ситуации (включая умение отражать ее с различных точек зрения, с учетом аргументации оппонентов), восстановления контекста публикации, умения прогнозировать и предлагать рекомендации по оптимизации межэтнического взаимодействия.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 30% (2% за занятие); результаты работы в рамках текущего контроля – 30%; результаты ответа на вопросы к зачету – 40%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (более 75%) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Незачет» (менее 75%) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: