Существует множество классификаций потребностей.
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
· биологические,
· трудовые,
· познания,
· общения,
· отдыха;
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
№ | Инстинкт | Его проявление |
Пищевой инстинкт | Голод | |
Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство | |
Стадный инстинкт | Стремление к общению | |
Инстинкт приобретательства | Жадность | |
Инстинкт продолжения рода | Половое влечение | |
Родительский инстинкт | Нежность | |
Инстинкт созидания | Стремление к активности | |
Отвращение | Неприятие, отторжение | |
Удивление | Любознательность | |
Гнев | Агрессивность | |
Смущение | Самоуничижение | |
Воодушевление | Самоутверждение |
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.
Другой известный ученый – Гифорда предлагал следующий список мотивационных факторов:[12]
1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
· голод,
· сексуальное побуждение,
· общая активность;
2. потребности, относящиеся к условиям среды:
· потребность в комфорте, приятном окружении,
· педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
· потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
3. потребности, связанные с работой:
|
· честолюбие,
· упорство,
· выносливость;
4. потребности, связанные с социальным положением:
· потребность в свободе,
· независимость,
· конформизм,
· честность.
5. социальные потребности:
· потребность находиться среди людей,
· потребность угождать,
· потребность в дисциплине,
· агрессивность;
6. общие интересы:
· потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
· потребность в развлечениях.
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные (скрытые); эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
|
7. потребность в уважении и поддержке;
8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
9. потребность быть в центре внимания;
10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
14. потребность оказания помощи;
15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
|
18. потребность избегания опасности;
19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
По объекту
Разделение в связи с тем, что является объектом потребности.
· физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)
· материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)
· социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)
· духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)
· этические,
· эстетические,
· другие;
По функциональной роли
· доминирующие/второстепенные,
· центральные/периферические,
· устойчивые/ситуативные;
По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:
· врожденные,
· простые приобретенные
· сложные приобретенные.
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
По субъекту потребностей
· индивидуальные,
· групповые,
· коллективные,
· общественные.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Рис. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу (пирамида маслоу)
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
· Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение необходимо для выживания.
· Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует)
· Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.
· Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
· Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Согласно этой теории, существуют два комплекса факторов мотивации работы человека. Это гигиенические факторы и мотиваторы.
Гигиенические факторы
· административная политика компании,
· условия труда,
· величина заработной платы,
· межличностные отношения с начальником и коллегами, подчинёнными,
· неуверенность в стабильности работы,
· влияние работы на личную жизнь.
Мотиваторы
· достижения (квалификация),
· признание заслуг и успеха,
· работа как таковая (интерес к работе и заданию),
· ответственность,
· возможности для карьерного и профессионального роста.
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с окружающей средой. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью деятельности человека.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Однако механизм воздействия мотивирующих факторов у Маслоу и Герцберга различаются. Согласно теории А. Маслоу, любое воздействие, направленное на удовлетворение потребностей обладает мотивирующим эффектом. Согласно Герцбергу имеется некоторое пороговое значение, определённый минимальный набор, своего рода критическая масса условий, только по достижению, которой начинают действовать мотивирующие факторы.
По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой деятельности, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.
Теория потребностей К. Альдерфера
Альдерфер при разработке своей теории предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различия некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса потребностей: существования, связи и роста.
Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды Маслоу: в безопасности и физиологические.
Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире.
Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности.
Процесс движения вверх Альдерфер называет процессами удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность). Эти три группы потребностей, также как и теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. По Маслоу происходит движение только вверх, от потребности низшего уровня к потребности следующего порядка. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.
Если проанализировать приведенные выше классификации потребностей, станет видно, что ни одна из них не охватывает всего диапазона потребностей человека (потребности человека безграничны, человек перестает нуждается в чем-либо, только в случае смерти) и не делает индивидуальных различий (каждый человек индивидуален по своей сути, утверждать, что всем людям необходим определенный набор условий, это все равно что говорить, что все люди одинаковые).