Часть I. Понятийный аппарат в области БДП




РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

(МИИТ)

ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном

транспорте»

 

 

«ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ»

(Конспект лекций для студентов III курса)

 

В.М. Лисенков

Ваньшин с 2017г

 

 

Объем курса: 36 часов лекций; 36 часов лабораторных работ.

 

 

Москва

2018 г.

Введение

Движение поездов относится к классу ответственных технологических процессов (ОТП). ОТП отличаются тем, что отказы их технических средств, и ошибки операторов и программных средств могут приводить к возникновению поражающих факторов. К ОТП относятся производство электроэнергии на атомных станциях, опасных отравляющих веществ и др.

Теория безопасности движения поездов (ТБДП) – совокупность научных принципов, идей, обобщенных положений, методов в области безопасности движения поездов. Она является частью общей теории ОТП.

Структура ТБДП включает:

- понятийный аппарат в области безопасности движения поездов (БДП);

- научные основы анализа БДП;

- научные основы обеспечения БДП;

- научные основы управления БДП.

Часть I. Понятийный аппарат в области БДП

Понятийный аппарат в области БДП – это совокупность основных понятий, терминов и определений этих терминов. Он является основой специального профессионального языка общения специалистов, работающих в области безопасности движения поездов.

Важное требование к определениям терминов – они должны соответствовать нормам русского языка.

Нежелательные случайные события. В данной дисциплине процесс движения рассматривается как стохастический (случайный) процесс. Поэтому при движении поезда могут происходить различные случайные события, в том числе и нежелательные (нештатные):

- столкновения встречных поездов;

- столкновение попутных поездов;

- сход поезда или части его с рельсового пути;

- столкновение поезда с транспортным средством другого вида на переезде;

- остановка поезда на перегоне, не предусмотренная его графиком движения.

Первые четыре события сопровождаются возникновением поражающих факторов.

Поражающий фактор – явление, воздействие которого на пассажиров, население, персонал Ж.Д., на грузы, объекты внешней среды обусловливают различные виды потерь и различные объемы ущербов.

Опасное состояние движения поезда – состояние движения поезда (ДП), при переходе в которое возникают поражающие факторы.

Опасное состояние (ОС) движения поезда заканчивается одним из перечисленных выше первых четырех нежелательных случайных событий. Таким образом, можно выделить 4 опасных состояния; они называются еще нештатными опасными состояниями.

Различают еще нештатное неопасное состояние ДП – оно заканчивается остановкой поезда, не предусмотренной его графиком движения.

Безопасность движения поезда – свойство движения поезда не переходить в опасные состояния.

Показатель безопасности движения поезда – вероятность проследования поезда по определенному маршруту без перехода в опасное состояние .

только при абсолютной безопасности, которая реально не может быть обеспечена.

Нормативное значение показателей безопасности движения поезда – значение показателя безопасности, установленное Государственной думой, Правительством или Президентом.

Безопасное движение поезда – движение поезда, показатель безопасности движения которого не менее нормативного значения

.

В русском языке широко используется термин риск для обозначения возможности возникновения какого-либо нежелательного события. Поэтому при рассмотрении проблем безопасности движения поездов этим термином целесообразно обозначать возможность возникновения перечисленных выше нежелательных событий. С учетом термина риск можно сформулировать ряд новых терминов в области БДП и их определений.

Риск перехода движения поезда в ОС – возможность перехода поезда в ОС.

Показатель риска перехода движения поезда в ОС – вероятность перехода ДП в ОС при проследовании им по определенному маршруту .

Безопасное движение поезда – движение поезда, показатель риска перехода которого в ОС не более его нормативного значения

Причинами переходов движения поездов в ОС являются воздействия на процессы движения опасных дестабилизирующих факторов (ОДФ).

ОДФ – дестабилизирующий фактор, воздействие которого на движение поезда вызывает его переход в ОС.

К ОДФ относятся опасные отказы аппаратных средств, опасные ошибки программных средств, опасные ошибки персонала. Опасными могут быть сочетания неопасных дестабилизирующих факторов.

Опасный отказ аппаратного средства – отказ аппаратного средства (АС), воздействие которого на движение поезда вызывает его переход в ОС.

Опасная ошибка программного средства – ошибка программного средства, воздействие которой на ДП вызывает его переход в ОС.

 

 

Опасная ошибка человека – ошибка человека, воздействие которой на ДП вызывает его переход в ОС.

Риск возникновения ОДФ i-го вида – возможность возникновения ОДФ i-го вида при движении поезда.

Показатель риска возникновения ОДФ i-го вида – вероятность возникновения ОДФ i-го вида при движении поезда по определенному маршруту

Показатель риска возникновения опасного отказа аппаратного средства – вероятность возникновения опасного отказа при движении поезда определенному маршруту

Безопасное аппаратное средство - аппаратное средство, показатель риска возникновения опасного отказа у которого при движении поезда по определенному маршруту не больше нормативного значения

Показатель безопасности функционирования аппаратного средства – вероятность функционирования аппаратного средства без опасных отказов при движении поезда по определенному маршруту

Безопасное аппаратное средство – аппаратное средство, показатель безопасности функционирования которого при движении по определенному маршруту не меньше нормативного значения

(студенты самостоятельно должны сформулировать определения безопасного программного средства и человека).

Риск потери определенного вида – возможность потери определенного вида вследствие перехода движения в опасное состояние и возникновения поражающих факторов.

Показатель риска потери определенного вида – вероятность потери определенного вида при движении поезда по определенному маршруту -

Ущерб объема – экономическое выражение потери, он характеризуется определенным объемом в рублях.

Риск ущерба определенного объема - возможность ущерба руб. вследствие перехода движения в опасное состояние и возникновения поражающих факторов .

Показатель риска ущерба определенного объема – вероятность ущерба объема при движении поезда по определенному маршруту вследствие перехода его в опасное состояние.

В ряде случаев для оценки возможных ущербов при переходах движения в опасные состояния используют среднее значение возможного ущерба от переходов движения поездов на определенном маршруте

Дополнительная литература:

В.М.Лисенков, А.В.Лисенков. Понятийный аппарат теории безопасности железнодорожных перевозок. Учебное пособие по дисциплине «Теория безопасности движения поездов». М.: 2010.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: