РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
(МИИТ)
ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном
транспорте»
«ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ»
(Конспект лекций для студентов III курса)
В.М. Лисенков
Ваньшин с 2017г
Объем курса: 36 часов лекций; 36 часов лабораторных работ.
Москва
2018 г.
Введение
Движение поездов относится к классу ответственных технологических процессов (ОТП). ОТП отличаются тем, что отказы их технических средств, и ошибки операторов и программных средств могут приводить к возникновению поражающих факторов. К ОТП относятся производство электроэнергии на атомных станциях, опасных отравляющих веществ и др.
Теория безопасности движения поездов (ТБДП) – совокупность научных принципов, идей, обобщенных положений, методов в области безопасности движения поездов. Она является частью общей теории ОТП.
Структура ТБДП включает:
- понятийный аппарат в области безопасности движения поездов (БДП);
- научные основы анализа БДП;
- научные основы обеспечения БДП;
- научные основы управления БДП.
Часть I. Понятийный аппарат в области БДП
Понятийный аппарат в области БДП – это совокупность основных понятий, терминов и определений этих терминов. Он является основой специального профессионального языка общения специалистов, работающих в области безопасности движения поездов.
Важное требование к определениям терминов – они должны соответствовать нормам русского языка.
Нежелательные случайные события. В данной дисциплине процесс движения рассматривается как стохастический (случайный) процесс. Поэтому при движении поезда могут происходить различные случайные события, в том числе и нежелательные (нештатные):
- столкновения встречных поездов;
- столкновение попутных поездов;
- сход поезда или части его с рельсового пути;
- столкновение поезда с транспортным средством другого вида на переезде;
- остановка поезда на перегоне, не предусмотренная его графиком движения.
Первые четыре события сопровождаются возникновением поражающих факторов.
Поражающий фактор – явление, воздействие которого на пассажиров, население, персонал Ж.Д., на грузы, объекты внешней среды обусловливают различные виды потерь и различные объемы ущербов.
Опасное состояние движения поезда – состояние движения поезда (ДП), при переходе в которое возникают поражающие факторы.
Опасное состояние (ОС) движения поезда заканчивается одним из перечисленных выше первых четырех нежелательных случайных событий. Таким образом, можно выделить 4 опасных состояния; они называются еще нештатными опасными состояниями.
Различают еще нештатное неопасное состояние ДП – оно заканчивается остановкой поезда, не предусмотренной его графиком движения.
Безопасность движения поезда – свойство движения поезда не переходить в опасные состояния.
Показатель безопасности движения поезда – вероятность проследования поезда по определенному маршруту без перехода в опасное состояние .
только при абсолютной безопасности, которая реально не может быть обеспечена.
Нормативное значение показателей безопасности движения поезда – значение показателя безопасности, установленное Государственной думой, Правительством или Президентом.
Безопасное движение поезда – движение поезда, показатель безопасности движения которого не менее нормативного значения
.
В русском языке широко используется термин риск для обозначения возможности возникновения какого-либо нежелательного события. Поэтому при рассмотрении проблем безопасности движения поездов этим термином целесообразно обозначать возможность возникновения перечисленных выше нежелательных событий. С учетом термина риск можно сформулировать ряд новых терминов в области БДП и их определений.
Риск перехода движения поезда в ОС – возможность перехода поезда в ОС.
Показатель риска перехода движения поезда в ОС – вероятность перехода ДП в ОС при проследовании им по определенному маршруту .
Безопасное движение поезда – движение поезда, показатель риска перехода которого в ОС не более его нормативного значения
Причинами переходов движения поездов в ОС являются воздействия на процессы движения опасных дестабилизирующих факторов (ОДФ).
ОДФ – дестабилизирующий фактор, воздействие которого на движение поезда вызывает его переход в ОС.
К ОДФ относятся опасные отказы аппаратных средств, опасные ошибки программных средств, опасные ошибки персонала. Опасными могут быть сочетания неопасных дестабилизирующих факторов.
Опасный отказ аппаратного средства – отказ аппаратного средства (АС), воздействие которого на движение поезда вызывает его переход в ОС.
Опасная ошибка программного средства – ошибка программного средства, воздействие которой на ДП вызывает его переход в ОС.
Опасная ошибка человека – ошибка человека, воздействие которой на ДП вызывает его переход в ОС.
Риск возникновения ОДФ i-го вида – возможность возникновения ОДФ i-го вида при движении поезда.
Показатель риска возникновения ОДФ i-го вида – вероятность возникновения ОДФ i-го вида при движении поезда по определенному маршруту
Показатель риска возникновения опасного отказа аппаратного средства – вероятность возникновения опасного отказа при движении поезда определенному маршруту
Безопасное аппаратное средство - аппаратное средство, показатель риска возникновения опасного отказа у которого при движении поезда по определенному маршруту не больше нормативного значения
Показатель безопасности функционирования аппаратного средства – вероятность функционирования аппаратного средства без опасных отказов при движении поезда по определенному маршруту
Безопасное аппаратное средство – аппаратное средство, показатель безопасности функционирования которого при движении по определенному маршруту не меньше нормативного значения
(студенты самостоятельно должны сформулировать определения безопасного программного средства и человека).
Риск потери определенного вида – возможность потери определенного вида вследствие перехода движения в опасное состояние и возникновения поражающих факторов.
Показатель риска потери определенного вида – вероятность потери определенного вида при движении поезда по определенному маршруту -
Ущерб объема – экономическое выражение потери, он характеризуется определенным объемом в рублях.
Риск ущерба определенного объема - возможность ущерба руб. вследствие перехода движения в опасное состояние и возникновения поражающих факторов .
Показатель риска ущерба определенного объема – вероятность ущерба объема при движении поезда по определенному маршруту вследствие перехода его в опасное состояние.
В ряде случаев для оценки возможных ущербов при переходах движения в опасные состояния используют среднее значение возможного ущерба от переходов движения поездов на определенном маршруте
Дополнительная литература:
В.М.Лисенков, А.В.Лисенков. Понятийный аппарат теории безопасности железнодорожных перевозок. Учебное пособие по дисциплине «Теория безопасности движения поездов». М.: 2010.