Школьное образование в Финляндии




Российский государственный педагогический университет

Им. А. И. Герцена

Институт педагогики

Дисциплина «Сравнительная педагогика»

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ

 

 

Реферат

 

Выполнила

студентка 16СПП группы 3 курса образовательной программы бакалавриата «44.03.02»

 

Светлякова Валентина Сергеевна

 

 

Преподаватель:

д.п.н., профессор

Пискунова Е.В.

 

 


 

Оглавление   № страницы
Введение  
1. Дошкольное образование в Финляндии  
2. Школьное образование в Финляндии  
3. Высшее образование в Финляндии  
Заключение  
Список литературы  

 


 

Введение

Актуальность исследования. Понимание тенденций развития образования в мире, изучение опыта развития образования тех стран, где высокий уровень качества образования подтверждается международными оценками, способствует развитию отечественной системы образования в условиях открытого общества и интеграционных процессов.

Финляндия — государство в Северной Европе. Граничит на востоке с Россией, на северо-западе — со Швецией и на севере — с Норвегией, имеет морские границы с Эстонией. Государственные языки — финский и шведский.

Финляндия является членом Северного паспортного союза (с 1952), Организации Объединённых Наций (с 1955), Северного совета (с 1956), Европейского союза (с 1995) и Шенгенского соглашения(с 1996) [7].

Выбор Финляндии для анализа зарубежной системы образования обусловлен рядом причин. Во «Всемирном докладе о счастье 2018», опубликованном ООН, Финляндия заняла первое место. В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира» по версии журнала Newsweek. С 2011 по 2014 годы американский фонд «Fund for Peace» оценивал Финляндию как «самую стабильную страну мира» [7].

Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями. Финляндия находится в числе лидеров по международной оценке образования PISA, в 2006 г. Финляндия находится на первом месте по естественнонаучной грамотности, на втором месте по математической грамотности и на втором месте по грамотности чтения.

Цель реферата состоит в анализе национальной системы образования Финляндии как одной из самых благополучных и развитых зарубежных стран, определении ее преимуществ и недостатков.

Основные источники: вопросам развития системы образования Финляднии посвящены диссертации и статьи ряда авторов, таких как М.О. Бражник, Д.А. Володин, С.И. Поздеева, К.Хууско и др.

 


 

Дошкольное образование в Финляндии

Детские сады в Финляндии включены в общую систему образования и считаются ее начальной ступенью. Это выражается в том, что в последний год пребывания детей в детском саду происходит подготовка детей к школе. Государство обеспечивает детей возможностью бесплатной подготовки к школе с 6 лет.

Образовательный стандарт для дошкольных учреждений не имеет конкретики как на государственном, так и на муниципальном уровне. За исключением обязательно подготовки к школе в последний год. Дошкольные образовательные в Финляндии делятся на три типа: частные, муниципальные и семейные. Выбор типа детского сада принадлежит родителям. Оплата детского сада различна, зависит от самого детского сада. В детские сады принимаются дети в возрасте от девяти месяцев до восьми лет. В тех случаях, когда в детских садах отсутствуют места, государство выплачивает семьей определенное пособие, которое предполагает, что из родителей будет сидеть дома и заниматься с ребенком. Законодательно прописано соотношение количества детей и педагогов, что на одного воспитателя приходится всего 4 ребенка. Потому группы в садиках чаще всего малочисленные.

Интересно, что дошкольные учреждения в Финляндии двуязчны - педагоги говорят на шведском и финском языках. Большое внимание в детских садах уделяется игре, а так же обучению через игру. Одной из отличительных черт финского детского сада, является организация различных походов - от экскурсий в библиотеку до походов в лес [5].

Можно сделать вывод, что средствами обеспечения высокого качества образовательных результатов дошкольного образования в Финляндии являются качество преподавания и обязательность подготовки к школе за год до начала обучения.

 

Школьное образование в Финляндии

В основной школе обучаются дети с 7 до 16 лет.

Основной задачей политики Финляндии в области образования является предоставление всем гражданам равных возможностей для получения образования вне зависимости от их возраста, способностей, финансового положения, пола и национальности. Образовательная политика такого типа носит название политики выравнивания.

Политика выравнивания на уровне школьного образования проявляется следующим образом.

Во-первых, все уровни образования в Финляндии бесплатны, а так же бесплатны многие сопутствующие услуги. Например, в школе детям предоставляются бесплатные учебники и учебные материалы, трехразовое питание, медицинские услуги, школьный транспорт, в том случае, если ребенок проживает в отделённых районах, ему оплачивается проезд до школы, в том числе на такси, если нет автобусного маршрута. Полностью отсутствуют какие либо взносы в фонд школы..

Во-вторых, политика выравнивания находит проявление в отсутствии дифференциации: до 9 класса в школах Финляндии нет системы оценивания и экзаменов, нет деления классов по профилям.

В-третьих, в том случае, если ребенок испытывает учебные трудности или ребенок проявляет неадекватное поведение, в начальной школе формируются отдельные группы для таких детей. Такие группы, как правило, разновозрастны. Формирование отдельных групп дает возможность осуществлять индивидуальный подход в их образовании. В таких группах часть учебного дня работает учитель и 1-2 ассистента (помощника). Задача педагогов – в индивидуальной форме помочь детям преодолеть их трудности.

Когда проблемная ситуация выравнивается, ученик возвращается в свой обычный класс.

В среднем в каждой финской школе на каждые семь учителей-предметников приходится один специальный учитель, имеющий квалификацию работать в подобных отдельных группах. В общем объеме специальные педагоги работают с 30 % учащихся ежегодно в режиме индивидуальных или групповых занятий. Для того, чтобы быть специальным учителем, нужно соответствующее обучение.

Политика выравнивания так же выражается в следующем. Согласно финской традиции, детей было принято отдавать в ту школу, которая территориально находится ближе к дому. Кроме того, долгое время закон страны запрещал родителям самостоятельный выбор школы для своего ребенка. Это обусловлено тем, что все школы в Финляндии придерживаются единой образовательной политики и дают равнозначное образование [4].

Базовое школьное образование в Финляндии составляет 9 классов. По окончании 9 классов государство предоставляет возможность повысить учебные результаты – пройти обучение на подготовительных курсах в течение одного года. Ученик может беспрепятственно снова сдать выпускные экзамены и получить новый аттестат об окончании школы [8].

В ходе школьного обучения в стране реализуется индивидуальный подход. К каждому ребенку учитель старается подойти с учетом его особенностей. К индивидуальности детей относятся внимательно, ценят ее и развивают. В каждом классе работает одновременно два учителя, что дает возможность наблюдать за учащимися. По окончании каждого урока у школьников спрашивают, что в материале им понятно, а что не понятно. Неполноценное освоение учеником материала считается недоработкой учителя в проектировании системы подачи знаний, поэтому учителя заинтересованы в усвоении знаний учащимися [12].

В качестве альтернативы старшей школе ученики могут пойти учиться в гимназии или профессиональные училища. Выбор училища или гимназии – первая возможность самостоятельного выбора учебного заведения. Обучение в гимназиях и училищах так же полностью финансируется государством - государство оплачивает питание, проезд и учебные пособия [1].

Интересна система оценивания в школах Финляндии. В финской школе ученики не оцениваются в отметках (баллах) до 12 лет. В начальной школе экзамены не проводятся. Каждый ученик прогрессирует в своем темпе. Родители ребенка получают информацию о его успехах два раза в год, где нет отметок, но есть описание достижений ребенка. Уже в начальной школе учитель учит ребенка самооценке, он учит его понимать свои способности и мобилизовать свои ресурсы, чтобы добиться хороших учебных результатов. Отметки в баллах (от 4 до 10) появляются лишь в 6-м классе. Полное незнание предмета оценивается баллом «4». Это означает, что ребенку необходимо заново пройти данный курс обучения. Число «4» выбрано не случайно: в финской системе оценивания в основной школе не допускается унижение ребенка с помощью отметки, выражающей «0». Разные баллы соответствуют определенному уровню знаний: 7 баллов — средний результат, 8 баллов — хороший результат, 10 баллов — отличный результат.

В основной школе отметки служат определяющим критерием для поступления в старшие классы средней школы — общеобразовательного или профессионального направлений. В старших классах отметки ставятся в тех же баллах (от 4 до 10), но меняется периодичность оценивания. Оценивание проводится через каждые 6 недель в форме зачетной недели, во время которой ученики пишут тесты (с 9.00 до 12.00) в течение нескольких дней. В конце средней школы учащиеся должны подтвердить свои достижения по содержанию 2/3 учебных занятий изучаемой дисциплины, чтобы в дальнейшем получить сертификат об окончании средней школы. Во время этих экзаменов применяется другая шкала отметок (от 0 баллов — «неудовлетворительно» до 7 баллов — «блестящий результат»). В случае неуспеха и получения на зачете «0 баллов» учащиеся имеют возможность повторить изучение данной дисциплины или в определенные сроки пройти переэкзаменовку [15].

Концепция оценивания в образовании Финляндии базируется на том, что суть и цель оценивания должны способствовать улучшению качества образования не путем поиска и констатации плохих результатов в обучении в отдельных учебных заведениях, а с помощью достижения гармонии между учебными заведениями и теми, кто проводит образовательную политику. Оценивание должно вселять уверенность, давать толчок к прогрессу, заставлять поверить в способность изменить работу учебного заведения в лучшую сторону. В такой системе оценивания деятельности учебных заведений не существует ни поощрения, ни применения штрафных санкций.

Таким образом, школьная система оценивания имеет мотивирующую функцию. Система оценивания акцентирует внимание ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик. Оценка достижений призвана формировать положительный образ ученика, прежде всего для него самого, что будет стимулировать его к выполнению новых учебных задач.

Целью оценивания в образовании Финляндии так же является поддержка учителей и образовательных учреждений путем предоставления разнообразной, актуальной и достоверной информации о деятельности и результатах работы образовательных учреждений страны и системы школьного образования в целом. Результаты оценивания, а также применявшиеся для оценивания методы и материалы общедоступны для общественности. Результаты учитываются при создании Национального учебного плана и влияют на проводимые образовательные реформы [3].

В 19 лет финны заканчивают обучение в школе. По окончании обучения в школе им предстоит сдать свой первый и единственный школьный общенациональный экзамен.

Для того, чтобы поступить в вуз, нужно сдать отдельно вступительные экзамены. При поступлении в вуз результаты школьного экзамена не учитываются.

Во время вступительных экзаменов проявляются отличия между гимназистами и выпускниками профессиональных училищ. Выпускники гимназий, как правило, по уровню знаний проходят в университеты, а выпускники профессиональных училищ – в институты [9].

Таким образом, основными отличительными особенностями школьного образования в Финляндии являются следующие. Во-первых, в школах страны отсутствуют экзамены, в том числе выпускные. Во-вторых, в Финляндии отсутствует дифференциация обучения. В-третьих, в Финляндии не развит сектор частного школьного образования.

Можно сделать вывод, что средствами обеспечения высокого качества образовательных результатов школьного образования в Финляндии являются качество преподавания, политика выравнивания, система оценивания, в том числе отсутствие системы оценивания до 9 класса, приоритет развития личности и индивидуальный подход.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: