Дисциплина Б1.В.ОД.4.1 «Культура стран Европы» относится к
блоку обязательных дисциплин вариативной части учебного плана
основной образовательной программы. Она изучается в первом и
втором семестрах первого курса.
При освоении дисциплины «Культура стран Европы» студенты
могут использовать знания, полученные в ходе параллельного
изучения дисциплин «История» и «Культурно-религиозные
традиции современного
мира» Основной объем знаний, необходимых для успешного
освоения дисциплины «Культура стран Европы», связан с пониманием
основных черт, особенностей и этапов развития европейской цивилизации
в средневековье, новое и новейшее время.
В соответствии с УП, ФГОС ВО полученные знания в курсе
«Культура стран Европы» будут использованы студентами при
изучении следующих дисциплин: «История зарубежных стран: Античность
и Средневековье», «Новая и новейшая история», «Процессы модернизации
и трансформации в Европе», «Трансформационные процессы на Западе в
новое время», «Трансформационные процессы на Западе в новейшее время».
Дисциплина «Культура стран Европы» играет важную роль в
образовательной программе, так как знания, полученные в ходе ее
изучения, могут быть использованы при прохождении
научно-исследовательской практики и разработке выпускной квалификационной работы магистра.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине. Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам | ||
ОК_3 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3); | Знать | периодизацию культурного развития человечества; культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественнойкультуры; эстетические идеалы различных эпох и народов; основные стили и направления в мировой художественной культуре; роль и место классического наследия в художественной культуре современности;особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;выдающиеся памятники и произведения различных эпох; |
Уметь | критически оценивать различные трактовки проблем европейской культуры, составлять культурно-историческую характеристику отдельных регионов Европы, моделировать и прогнозировать региональные культурно-исторические процессы, критически оценивать различные культурологические школы и подходы, существующие в данной области, применять теоретические знания для анализа текущих проблем мировой культуры. | ||
Владеть | понятийным и терминологическим аппаратом курса; навыками сопоставительного анализа культурных, политических и социально-экономических тенденций развития европейского региона. | ||
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ОПК-2); | Знать | знать содержание культурных процессов, происходивших в странах Европы в период от средневековья до новейшего времени; |
Уметь | понимать своеобразие состояния и развития культуры регионов в V – начале XX1 вв., анализировать социокультурную взаимосвязь и взаимовлияние стран Запада и Востока. | ||
Владеть | понятийным аппаратом дисциплины |
|
|
Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Виды учебной работы | Всего, кол. | За I семестр, кол. | За II семестр, кол. | |||
часов | занятий | часов | занятий | часов | занятий | |
1. Контактная работа | ||||||
Лекции (Лк) | ||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||
2. Самостоятельная работа (всего) в том числе | ||||||
Реферат | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Прочие виды самостоятельной работы | ||||||
3. Промежуточная аттестация (форма) | - | _ | Экзамен (36) | |||
Общая трудоемкость дисциплины в часах: | ||||||
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах: |
Содержание дисциплины
Вид и № занятия | Тема занятия | Контактная работа, час. | Самост. Работа, час. | Всего, час. |
I семестр | ||||
Раздел 1. Основные тенденции развития европейской культуры в V-X111 вв. | ||||
Лк. № 1 | Особенности раннеевропейской художественной культуры Изучаемые вопросы: 1. Понятие «европейское средневековье». Проблемы периодизации. 2. Культурно-философские истоки новой европейской цивилизации. 3. Роль христианства в рождении новой цивилизации Вопросы для самостоятельного изучения: 4. Историко-культурные последствия падения Римской империи. 5. Эволюция представлений человека об окружающем мире 6. Мир «жеста» и образ эпохи в искусстве докаролингской эпохи | |||
Лк. № 2 | Первые европейские возрождения Изучаемые вопросы: 1. Каролингское Возрождение и его культурно-исторические последствия 2. Оттоновское Возрождение. 3. Христианизация Европы и ее влияние на формирование культурного кода региона Вопросы для самостоятельного изучения: 5. Раннесредневековая живопись (особенности миниатюры) 6. Романский стиль в архитектуре Европы | |||
Пр. № 1 | Европейская готика как начало культурной эмансипации Изучаемые вопросы: 1. Исторические предпосылки появления «французского» стиля. Романика и готика: концептуальные различия 2. Готическая концепция Европы как новый образ мира 3. Региональные особенности готики: а) Франция б) Гемания в) Англия г) Италия Вопросы для самостоятельного изучения: 5. Роль витража в готическом соборе. 6. Особенности «портретной» скульптуры в готических храмах Европы | |||
Пр. № 2 | Литература раннего средневековья европейского как часть мировой литературы 1. Литературное произведение как исторический источник: проблема метода 2. Соотношение языческого и христианского в произведениях европейского героического эпоса 3. Проблема исторического фона в произведениях героического эпоса | |||
Раздел 2. Особенности культуры Европы в XIV-XVI вв. | ||||
Лк. № 3 | Эпоха Возрождения в Европе Изучаемые вопросы: 1. Исторические предпосылки и истоки нового европейского Возрождения 2. Основные черты Ренессанса как образа мира 3. Особенности художественной литературы Ренессанса 4. Живопись эпохи Возрождения в Европе Вопросы для самостоятельного изучения: 4. Флорентийский неоплатонизм как программатика новой европейской культуры 5. | |||
Пр.№3 Изобразительное искусство итальянского и северного возрождения | ||||
Пр.№4 Художественная литература Ренессанса | ||||
Пр.№5Человек эпохи Возрождения: становление антропоцентризма | ||||
Промежуточная аттестация: тестирование (макет см.Приложение к РП) | ||||
Итого по семестру: | ||||
Раздел 3. Развитие культуры Европы в Новое время | ||||
Л№4 Европа в начале Нового времени Изучаемые вопросы: 1. Социокультурные предпосылки новой Европы 2. Реформация как радикальная модель обновления западной культуры 3. Раннебуржуазные революции и их роль в изменении культурно-исторического фона Европы Вопросы для самостоятельного изучения: 4. Культура эпохи контрреформации 5. Проблемы развития архитектуры и живописи в XVIв. | ||||
Л.№5 XVII в культуре Европе: зарождение нового образа мира Изучаемые вопросы: 1. Проблемы культурной эволюции протестантской Европы 2. Европейское барокко как индикатор общественного развития. Барокко как образ мира и художественный стиль 3. Классицизм 17 века как «статичная» культурная ценность Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Особенности культуры европейского Просвещения 2. Региональные модели Просвещения. Литература, философия, живопись | ||||
Пр.№6Региональные модели стиля барокко: Италия, Германия, Испания. Архитектура и живопись. Барочный Рим –центр паломничества творцов. | ||||
Л.№6 От Великой революции к Романтизму: проблема Абсолютный Свободы Изучаемые вопросы: 1. Исторические предпосылки культурной трансформации начала XIXв. 2. Романтизм – новый образ мира и способ чувствования. Основные черты романтического миросозерцания 3. От «неба в чашке цветка» к «расстрелу повстанцев» Вопросы для самостоятельного изучения: 4. Немецкая философия XIXв. как идеологическая основа романтизма 5. Музыка европейских романтиков 6. Традиции романтизма в современном мире 7. Особенности классической художественной культуры первой половины XIXв. | ||||
Пр.№7 Живопись и литература романтизма | ||||
Л.№7 Основные тенденции культуры Европы во второй половине XIX в. Изучаемые вопросы: 1. Культурно - историческая и политическая обстановка в Европе 2. От романтизма к критическому реализму: проблема изменившегося социума 3. Импрессионизм и постимпрессионизм как новый «культурный прорыв» Вопросы для самостоятельного изучения: 4. Венский конгресс и Священный Союз как общеевропейская социокультурная модель 5. Новые общественно-политические движения в Европе и их характеристика. Европейский либерализм. 6. Символизм и его место в культуре Европы на рубеже XIX – XXвв. | ||||
Пр.№8 Региональные модели европейского романтизма | ||||
Пр.№9 Критический реализм в странах Трансальпийской Европы | ||||
Л.№8 Проект Модерн в Европе Изучаемые вопросы: 1. Европа на грани веков: культурно-исторический анализ 2. Социокультурные, экономические и политические предпосылки переформатирования Европы накануне Первой мировой войны 3. Основные черты европейского Модерна. | ||||
Пр.№10 Модерн в художественной литературе, живописи и архитектуре Европы | ||||
Л.№9 Основные тенденции европейской культуры в XX веке Изучаемые вопросы: 1. Особенности художественной литературы западноевропейского региона в первой четверти XX века. 2. «Культурная реторта» 20-х – 30-х гг. XX века: движение к новому кризису. 3. Послевоенное «прозрение» и стабилизация в социализированной либерально-реформистской демократической модели. Вопросы для самостоятельного изучения: 4. Постмодернизм и кризис конца XX – начала XXI вв.: что дальше? 5. Драма конфликта «Восток-Запад» в эпоху колониализма и ее культурные результаты | ||||
Пр.№11 Тоталитаризм и Вторая мировая война и их влияние на культуру Европы. | ||||
Пр.№12 Первая мировая война и ее влияние на систему европейских культурных ценностей | ||||
Промежуточная аттестация: экзамен (36) | ||||
Итого по семестру | ||||
Итого по дисциплине: | ||||
Примечания |
|