I. Профессиограмма педагога дополнительного образования.
Наименование профессии: педагог дополнительного образования.
Организация: МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»
Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образованияназначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы.
Доминирующий способ мышления: адаптация – координация
Профессиональная область: педагогика, культура
По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ
Доминирующий интерес: социальный
Дополнительный интерес: артистический
Условия труда:
· В помещении, мобильный
· наличие рабочего места, класса для проведения занятий
· наличие залов для проведения различных мероприятий
Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:
1. психофизиологические:
- высокая вовлеченность и сосредоточенность
- физическа нагрузка
- высокая эмоциональная нагрузка
2. социально-психологические
- ответственность за жизнь детей
Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:
· социально-психологических механизмов взаимодействия людей;
· принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;
· о природо-, культуро- и социосообразности;
· индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;
· условиях, способах, путях саморазвития личности (в том числе профессионально-компетентный).
|
Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:
· умение проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;
· умение взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;
· умение анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием;
· умение осознанного использования технологий обучения и развития человека.
Функциональные обязанности:
Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.
1. Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.
2. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности
4. Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей
5. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии
6. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции
7. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях
|
8. Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы
9. Соблюдает правила внутреннего распорядка
10. Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства
Критерии успешности:
· Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом
· Открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные
· Общий психологический комфорт в коллективе
· Составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ
Уровень руководства:
Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.
Психограмма
В соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:
Педагогическое мышление
Педагогическая рефлексия
Педагогическая наблюдательность
Педагогическая эрудиция
Когнитивные качества модальности:
зрительная – 4
слуховая-4
тактильная-4
обоняние-2
вкус-3
Внимание
устойчивость-4
концентрация-4
переключение-5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей)
распределение-4
произвольное-4
Память
вербально-логическая-4
наглядно-образная-4
долговременная-4
кратковременная-5
оперативная-4
Мышление
вербальное-5 (работа предполагает вербальные контакты)
|
образное-5
продуктивное-3
репродуктивное-4
Личностные характеристики
Внимательность к индивидуальным вариантом психического развития ребенка
Педагогический оптимизм
Эмпатия
Стремление к саморазвитию
Стремление к познанию себя и других
Широта интересов и независимость взглядов
Способность эмоционально притягивать к себе людей
Повышенное чувство ответственности за свои слова и действия
Осознание границ своей компетентности
Общая эрудиция
Работоспособность
Стрессоустойчивость
Эмоциональная уравновешенность
Порядочность
Морально-нравственная чистоплотность.
Социально-психологические качества
Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.
II. Исследование на профпригодность сотрудника МОУ ДОД «ЦДТ «Радуга», занимающего должность педагога дополнительного образования.
Психологическая пригодность к профессии – это свойство личности, о которой можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба эти критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности. Отчет об исследовании.
Сотрудник: Л.И.
Возраст: 48 лет
Пол: женский
Образование: среднее профессиональное, специальность – художественная вышивка
Стаж работы в данной организации: 15 лет
Для определения профпригодности работника использовался метод наблюдения, анкетирование, методика ДДО и «Шкала оценки потребности в достижении».
Результаты исследования.
Работник Л.И. имеет стаж работы в учреждении дополнительного образования более 15 лет. Творческая личность, увлекается различными видами рукоделия.
Владеет профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного творчества.
Обладает следующими деловыми качествами: дисциплинированность, ответственность, честность, добросовестность.
Личностные качества: Эмоциональная уравновешенность, порядочность,
морально-нравственная чистоплотность, педагогический оптимизм.
Успешно работает с детьми, умеет создать комфортный психологический климат в группе.
Данные теста ДДО показали наибольшее количество баллов по типу профессий «человек-человек» и «человек-художественный образ», что соответствует занимаемой в данный момент должности.
«Шкала оценки потребности в достижении» средний уровень потребности в достижении.
Заключение: Работник Л.И. может работать в должности педагога дополнительного образования.
Рекомендация: пройти дополнительные квалификационные педагогические курсы.