В современном мире, где происходят процессы глобализации и индивидуализации, люди всё больше забывают о важности традиций, об историческом опыте и наследии своего народа.
Знакомство с традиционными культурами позволяет увидеть особенности образа жизни в конкретном этническом обществе, познакомиться при помощи кино с его представителями. Традиционные верования, пища, жилище, фольклор, обряды и символы, показывают, что в любой культуре нет ничего случайного, так как все эти элементы культуры объясняют понимание устройства мира, демонстрируют важность связи людей с природой и предками. Зачастую непонимание и конфликты между представителями различных этносов и культур могут быть вызваны недостатком информации или негативными стереотипами, а документальное кино может стать проводником между людьми. Данная программа включает просмотр и обсуждение документальных и анимационных фильмов, её целью является:
- способствовать расширению кругозора,
- формировать у юных зрителей межкультурную компетенцию,
- способствовать развитию толерантности, терпимости и уважения по отношению к людям другой культуры,
- содействовать осознанию собственной культурной идентичности.
- способствовать сохранению самобытных этнических и национальных традиций и языков.
Программа включает в себя следующие блоки:
· 1-4 класс: Культурное разнообразие
· 5-8 класс: Редкие люди России
· 9-11 класс: Моё место в культуре.
Также данная программа может быть адресована студентам, изучающим культурологию и этнографию.
Продолжительность одного занятия: 60-90 мин.
Количество человек в группе: 10-30 человек.
Место проведения занятий: киноцентр «Премьер»(ул. Пионерская,17).
Автор программы (для заявок) – Казанцева Елена Дмитриевна - медиапедагог, культуролог; контактная информация: 8 964 199 60 73, e-mail – hannele@yandex.ru
«Культурное разнообразие» (1-4 класс)
- блок посвящён знакомству маленьких зрителей с разнообразием культур народов России. При помощи мультфильмов и документального кино, зрители узнают о местах расселения и типичных занятиях, о сказках и легендах, познакомятся с мифическими героями и своими ровесниками из других стран и народов.
Цель данного блока – сформировать представление о многообразии и уникальных особенностях культур народов России и мира.
Занятия проводятся на материале фильмов:
· Мульти-Россия (6+)
Мультипликационный сериал
Продолжительность одной серии – 1 мин.
Реж. Степан Бирюков, Алексей Почивалов, Сергей Меринов
Россия, 2006.
· Гора самоцветов (6+)
Мультипликационный сериал
Продолжительность одной серии – 13 мин.
Реж. Александр Татарский, Эдуард Назаров и др.
Россия, 2005.
· Привет, Алёнка! (6+)
Документальный фильм
Продолжительность: 28 мин.
Реж. Ольга Корниенко
Россия, 2003.
· Малыши (6+)
Документальный фильм
Продолжительность: 79 мин.
Реж. Томас Бальмес
Франция, 2010.
«Редкие люди России» (5-8 класс)
- данный блок показывает условия жизни различных народов, их историю, информацию о материальной и духовной культуре. Зрителям предоставляется возможность увидеть уникальные особенности жизни малочисленных народов России, узнать этнографические сведения, увидеть в каких условиях живут их сверстники.
Цель блока – продемонстрировать, что, несмотря на непохожесть различных культур, все они одинаково значимы и ценны. В обсуждении затрагиваются темы толерантности и уважения по отношению к представителям других национальностей и культур.
Занятия проводятся на материале фильмов:
· Редкие люди (12+)
Документальный сериал
Продолжительность одной серии – 27 мин.
Реж. Ильдар Измайлов
Россия, 2013.
· Нярма (6+)
Документальный фильм
Продолжительность: 41 мин.
Реж. Эдгар Бартенев
Россия, 2008.
· 24 снега (18+) – фрагмент
Документальный фильм
Продолжительность: 93 мин.
Реж. Михаил Барынин
Россия, 2015.
· Дети Тундры (12+) – фрагмент
Документальный фильм
Продолжительность: 58 мин.
Реж. Дмитрий Лавриненко
Россия, 2010.
«Моё место в культуре» (9-11 класс)
– блок повествует о героях, которые осознают свою этническую и культурную идентичность, о жизни в чужой стране, об отношении к семейным, этническим и национальным традициям и обычаям.
Цель данного блока – сформировать представление о необходимости сохранения самобытных культур и языков, о том, с какими трудностями сталкиваются люди при смене культурной среды, можно ли им помочь адаптироваться, о том, что такое культурная адаптация и самоопределение, а также содействовать осмыслению зрителями собственной культурной идентичности.
Занятия проводятся на материале фильмов:
· Я в тундре (16+)
Документальный фильм
Продолжительность: 23 мин.
Реж. Бирон РенатоБоррайоСеррано
Россия, 2015.
· Земляк (16+)
Документальный фильм
Продолжительность: 15 мин.
Реж. Анастасия Зверькова
Россия, 2015.
· Моя родня (6+)
Документальный фильм
Продолжительность: 63 мин.
Реж. Родион Исмаилов
Азербайджан, Россия, 2014.
· Два детства (16+)
Документальный фильм
Продолжительность: 26 мин.
Реж. Владимир Головнёв
Россия, 2015.