Теоретические основы организации складского хозяйства




ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любой компании, связанной с товарно-материальными ценностями, основана на необходимости управления, ведения учета и обеспечения их сохранности. А именно, на создании склада и умелом, эффективном управлении им.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена современными условиями хозяйствования. Ни торговая, ни строительная организации не могут обойтись без складского помещения. Это необходимо для их функционирования. Единственное, что открытым остается вопрос: склад этот будет арендованным или находящимся в собственности предприятия.

Объектом исследования выступает складское хозяйство Общества с ограниченной ответственностью «Комбинат промышленного производства».

Предметом исследования является степень эффективности организации складского хозяйства.

Цель исследования: проанализировать эффективность организации складского хозяйства в рамках логистической инфраструктуры.

Для реализации поставленной цели в курсовой работе будут решены следующие задачи:

- изучены основы управления складом;

- рассчитана оптимальная площадь склада;

- изучено месторасположение склада;

- разработана система рекомендаций, направленных на улучшение организации складского хозяйства ООО «Комбинат промышленного производства».

Данную тему уже много лет изучают многие зарубежные и отечественные ученые, но, на мой взгляд, наиболее глубоко и тщательно ее изучили и продолжают изучать Ю.В. Колмачихин и И.А. Слободняк.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили: метод контент-анализа текстов экономической литературы, экономический анализ, сравнение, синтез, наблюдение, статистический, графический, экономико-математические методы, методы эконометрики, информационный и прочие.

Данная курсовая работа найдет свое применение в практике работы современных строительных, заготовительных и торговых предприятиях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников.

 

Теоретические основы организации складского хозяйства

1.1 Основы управления складом

 

Важное значение для предприятия имеет надлежащая организация складского хозяйства. Материальные ценности представляют собой активы, эквивалентные сумме денежных средств, и потому требуют к себе бережного отношения и контроля за рациональным расходованием. Недостатки в хранении, пренебрежительное отношение к складскому хозяйству могут способствовать мелким и крупным хищениям, порче материалов и, как следствие, приводить к уменьшению прибылей и даже к убыткам.

Существует три основных варианта организации снабжения и хранения материалов:

- централизованная закупка, хранение и подготовка материальных запасов к потреблению;

- централизованная закупка с доставкой и хранением запасов на разных складах;

- децентрализованное приобретение и хранение материальных запасов в местах их потребления.

Централизованная система позволяет предприятию добиться более льготных условий поставки, например ценовых скидок; облегчается стандартизация отдельных видов запасов; появляется возможность сосредоточить в одном отделе наиболее квалифицированных специалистов по закупкам того или иного вида ресурсов. Однако создание специализированной централизованной службы снабжения ведет к повышению административных расходов. [12, с. 7]

Централизованное хранение сырья и материалов экономит штат складского персонала, обеспечивает лучший контроль за использованием ресурсов, облегчает проверку запасов, создает условия для их надлежащей охраны. В то же время централизация хранения запасов сырья и материалов может привести к увеличению транспортных расходов, задержкам в обеспечении материалами удаленных производственных подразделений, создает большой риск потерь при пожаре.

Управленческий учет запасов ведется с учетом особенностей каждого варианта закупок и хранения по методу отклонений. Для этого должны быть разработаны нормы запаса и обеспечения потребителей по всем основным видам товарно-материальных ценностей.

Представляет интерес существующая на многих зарубежных фирмах система непрерывной инвентаризации и пополнения запасов. Она состоит в том, что материально ответственное лицо (кладовщик) постоянно (ежедневно, раз в три дня, неделю и т.п.) контролирует наличие закрепленных за ним ценностей, сверяя его с данными картотеки или регистров компьютерного учета. Этим достигается детальная и надежная проверка фактического наличия запасов, экономятся время и расходы на проведение инвентаризаций, облегчается работа поставщика по контролю за своевременным пополнением запасов. Расхождения между учетными данными легко обнаруживаются и локализуются, что во многих случаях позволяет предотвратить их появление в будущем.

Склады – один из основополагающих компонентов логистических систем. Реальная необходимость в специально оборудованной площади для хранения запасов имеется на всех этапах движения материального потока, начиная с первичного сырьевого источника и заканчивая потребителем. В этом кроется причина большого видового разнообразия складских систем. Склады представляют собой существенную часть технологического процесса промышленных предприятий, лежат в основе оптовой и розничной торговли. Этим объясняется тот факт, что склады предприятий, нацеленных на высокую эффективность и конкурентоспособность, нуждаются в современной организации, современных технологиях и квалифицированных сотрудниках. Серьезное значение имеет выполнение технических и гигиенических требований. Например, подъездные пути к складам и площадкам для складирования продукции должны иметь твердое покрытие и находится в исправном состоянии. Особенное внимание должно уделяться чистоте. В частности, отходы от упаковки и мусор должны собираться в специально отведенные места и периодически утилизироваться. [12, с. 7]

На складах концентрируются резервы материальных ресурсов, необходимых для гашения колебаний объемов поставок и спроса, а также уравновешивания быстроты потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологическом производстве.

Склады представляют собой разнообразные помещения, где содержатся товары, и различные устройства, специально предназначенные для их приемки, размещения и хранения. Сегодня склад – это хорошо отрегулированная многоуровневая организация, объединенная в единый технологический процесс с автоматизированными системами по учету складируемых запасов, начиная от их приемки и заканчивая отпуском конечному потребителю.

Таким образом, современный склад является сложной структурой, как с технической, так и с управленческой стороны. Ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса вносят решительные изменения в структуру логистического процесса управления запасами. Это проявляется в том, что ежедневно в наш обиход входят новые, более совершенные системы движения материальных потоков.

Широкое распространение и энергичное внедрение современных комплексных автоматизированных систем управления складом, основанных на новейших средствах получения и обработки информации в режиме реального времени обуславливается необходимостью снижения временных и трудовых затрат.

Хранение товаров в коммерческом обороте осуществляют как производители, так и торговые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения товаров: склады производства, оптовой и розничной торговли.

Товарные склады (элеваторы, холодильники, овощехранилища, склады нефтепродуктов и др.) выступают профессиональными хранителями, оснащенными необходимым оборудованием, а также имеющими штатных специалистов. Услуги по хранению для товарного склада являются основным (или одним из основных) видом деятельности.

Большинство складов выполняют следующие основные функции: 1) получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством, образование и хранение запасов; 2) преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже; 3) товароснабжение розничной торговой сети; 4) сезонное и долгосрочное хранение товаров.

Особенностью хранения на товарном складе является проверка товаров товарным складом при приеме и во время хранения. Проверка товаров, определение их количества и внешнего состояния, согласно ст. 909 ГК РФ, являются обязанностью товарного склада, если договором не предусмотрено иное, причем производится такая проверка за счет хранителя. Другой особенностью деятельности товарных складов является возможность приема товара с раздельным хранением и обезличиванием. В случае раздельного хранения товар каждого поклажедателя обособляется от других, в том числе и аналогичных, товаров. Хранение с обезличением означает, что принятые товары одного поклажедателя могут смешиваться с товарами того же рода и качества других поклажедателей. Такой способ хранения называется иррегулярным (неправильным) и должен быть определен в качестве условия в договоре хранения.

Такие способы хранения широко практикуются на элеваторах, в холодильниках, овощехранилищах общего пользования и иных видах подобных торговых складов. Риски всех поклажедателей при случайной гибели товара распределяются между ними пропорционально количеству сданных на хранение вещей. В случаях частичной порчи или исчезновения товара со склада при хранении с обезличением или при наличии иной недостачи поклажедатель вправе требовать возврата своих товаров, если они имеются на складе в наличии. Если товар в натуральном виде на складе отсутствует на момент его затребования поклажедателем, хранитель обязан возместить убытки в размере недостающего товара. [18, с. 12]

Существенным преимуществом товарных складов является их оснащение современным автоматизированным оборудованием, которое позволяет значительно повысить скорость прохождения и складирования грузов и снизить связанные с этим издержки. Подобные автоматизированные системы хранения позволяют осуществлять контроль товарных запасов на всех технологических стадиях хранения товаров, учитывая особенности требований, предъявляемых к их хранению. Автоматическая система управления складов позволяет мгновенно получать информацию о количестве, качестве товаров, сроках и условиях их содержания на складе, что позволяет более эффективно осуществлять контроль за процессом хранения различных видов товаров.

Доставка товаров с использованием нескольких видов транспорта редко обходится без временного их хранения на специально отведенных для этого местах - контейнерных площадках, грузовых терминалах. Терминалы, как правило, располагаются в крупных транспортных узлах, имеющих удобные подъездные пути для различных видов транспорта.

Грузовой терминал представляет собой сложную универсальную систему с развитой инфраструктурой, функциями транспортной экспедиции, логистики, способную покрыть весь спектр транспортных услуг по приему товаров и их отправке, используя различные виды транспорта. Это многофункциональный терминальный комплекс в виде крупного транспортно-распределительного логистического центра с широким спектром оказываемых услуг и представляющим собой комплекс инженерно-технических сооружений с современным технологическим оборудованием.

 

1.2 Определение оптимального размера склада и его месторасположения

 

Складские помещения могут отличаться друг от друга по:

1) масштабам: от помещений небольшого размера до гигантских складов размерами достигающих несколько сотен тысяч квадратных метров;

2) высоте складывания грузов. Существуют склады, где с укладкой груза человек может справиться самостоятельно. Однако известны складские комплексы, в которых поднять и уложить груз в ячейку на стеллаже высотой около 30 м, можно только с помощью специального оборудования.

Это могут быть склады общего назначения, контейнеры, сейфы для опасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища, фруктохранилища, склады-холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов и др.). На складах формируют требуемые условия для хранения с учетом физико-химических характеристики продукции:

уровню замены на складе ручного труда машинным: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;

существованию железнодорожных или водных путей: пристанционные или портовые склады, прирельсовые, глубинные;

широте комплектации складируемых запасов: специализированные, со смешанной или универсальной комплектацией;

планировке: закрытые – устраиваются в отдельных помещениях, полузакрытые – иметь только крышу и несколько стен, открытые – специально оснащенные площадки без крыши. Территория складов обычно имеет ограждение и наружное освещение. Будет ли склад закрытым, (отапливаемым и неотапливаемым), полузакрытым (с навесами) или открытым, определяет характер складируемых материальных запасов;

условиям складирования – поддерживается специальный температурный режим, влажность, совместимость складируемых материалов (в частности, химических). [11, с. 45]

На складах могут храниться грузы производственно-технического назначения, а также товары народного потребления. Это могут быть склады личного пользования (для хранения товаров, принадлежащих конкретному юридическому лицу или предприятию) или складские помещения, сдаваемые на условиях финансовой аренды в коллективное пользование. В зависимости от местоположения в общем процессе движения материального потока склады подразделяются на группы (рис. 1).

Рисунок 1 - Классификация складов по местоположению в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

На участке движения продукции производственно-технического направления различают склады готовой продукции производственных организаций, склады первичного сырья и исходных материалов потребляющих организаций, продукции, предназначенной для технического использования на производстве и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.

На участке движения товаров народного потребления различают склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, расположенные в местах производства этой продукции, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в районах производства относятся к выходным оптовым базам. Склады, расположенные в районах потребления – к торговым оптовым базам.

Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

При проектировке складских помещений требуется соблюдать основные условия:

- предельно рационально использовать площади склада;

- обеспечивать соответствие ширины проходов между оснащением склада техническим характеристикам применяемых механизмов;

- создать центральные проходы, благодаря которым в них будет осуществляться свободный поворот напольно-транспортных средств и их движение навстречу друг другу;

- размещать зоны приемки с той части склада, откуда в основном поступает продукция, а зоны комплектования – с той части склада, откуда продукция в основном отпускается;

- рабочие места товароведов-бракеров оснащать рядом с зоной приемки, но в отдалении от основных грузопотоков, а заведующего складом – рядом с зоной комплектования с возможностью наибольшего обзора площади склада;

- грузопотоки направлять таким образом, чтобы встречные перевозчики были минимальными. Это не относится только к складам с соединенными районами приемки и отпуска грузов;

- обеспечивать соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. [15, с. 18]

При выборе организацией склада общего пользования следует рассчитать объем необходимой площади. Следует учитывать, что изменение рынка сбыта условия аренды могут преобразовываться в соответствии с интересами предприятия.

Вопрос об увеличении складской сети посредством аренды новых складских территорий или покупки действующих складов обусловлен продвижением на новые рынки сбыта, изменением объемов потребления, организацией новых производств, технологическими новациями, конкуренцией и рядом других обстоятельств.

Целью является максимально эффективное обслуживание рынка. Решение о расширении складских площадей должно быть обусловлено маркетинговыми исследованиями, где решающее значение имеет эффективность работы склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшего использования.

Для размещения материальных ресурсов важно корректно определить общую площадь промышленного склада, которая включает:

полезную площадь, т.е. площадь, непосредственно

занятую ТМЦ, ;

площадь, занятую приемочными и отпускными площадками, ;

служебную площадь, занятую офисными и другими служебными помещениями, ;

вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, .

Общая площадь составит:

 

(1)

 

Полезная площадь складов, хранящих металлы, металлические изделия, инструменты, запасные части и другие изделия, определяется двумя способами:

нагрузка на 1 площади пола;

коэффициент заполнения объема.

Способ нагрузки на 1 площади пола является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:

 

(2)

 

где - величина установленного запаса соответствующего материала на складе (т);

- нагрузка на 1 площади пола (т).

С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и т.п.) определяется по формуле:

 

, (3)

 

где - геометрический объем соответствующего оборудования ();

- удельный вес материала или изделия (т/ );

- коэффициент заполнения объема (плотности укладки).

Зная количество материала, подлежащего хранению, потребное количество оборудования (ячеек, стеллажей, штабелей) n определяем по формуле:

 

(4)

 

Зная габаритные размеры принятого оборудования и его количество, определяют полезную площадь склада для хранения данного вида материала:

 

, (5)

 

где l - длина соответствующего оборудования для хранения (м);

b - ширина (м).

Подсчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.

Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, а для жидких продуктов - объем резервуара. Данные для расчета, которые характеризуют эти продукты, можно взять из справочников.

На складах с большим объемом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно, а с малым объемом работ - вместе.

Формула определения необходимой площади приемочной площадки:

 

(6)

 

где - годовое поступление материала (т);

- нагрузка на 1 площади (т) принимается примерно 0,25 от средней нагрузки на 1 полезной площади по складу (0,25-0,5 т/м2);

k - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);

t - количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до двух дней).

Размер отпускной площадки определяется аналогично.

Площадь офиса промышленного склада рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до трех работников площадь офиса принимается по 5 на каждого человека, 3-5 работников - 4 м2, при штате более 5 работников - по 3,25 м2.

Для вспомогательной площади размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:

 

(7)

 

где А - ширина проезда (см);

В - ширина транспортного средства;

С - ширина зазоров между транспортными средствами, а также между ними и стеллажами по обе стороны проезда (обычно 15-20 см).

В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) должна быть в диапазоне 1,5-4,5 м, ширина боковых проездов (проходов) составляет 0,7-1,5 м. Высота складских помещений от уровня пола до затяжки ферм или стропил - обычно 3,5-5,5 м. В тех случаях, когда склад оборудуется мостовым краном, его высота рассчитывается и может достигать 8 м.

При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования по формуле:

 

(8)

 

Географическое местоположение склада оказывает серьезное влияние на степень расходов по транспортировке, складированию материальных запасов, а, следовательно, на уровень и цену логистических услуг, предлагаемых потребителям. Размещение складов производственной логистики на основных производственных площадях предприятия позволяет ограничиться вопросом величины складских площадей. Основным критерием при выборе склада снабженческой и распределительной логистики является показатель баланса расходов и доходов.

Расходы на транспорт состоят из начальных инвестиций на формирование транспортной сети (на сооружение и ремонт подъездных путей, покупку подвижного состава, сооружения гаражей, объектов сервисного обслуживания и т. д.) и расходы, связанные с грузоперевозками, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов.

Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь: затраты на строительство здания (сооружения), приобретение оборудования, а также затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т. д.). [19, с. 32]

При росте мощности и масштабов складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения уменьшается, поэтому предпочтительнее строить склады более крупных размеров. Но следствием этого чаще всего является сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение расходов на транспорт при доставке. Строительство мелких складов позволяет приблизиться к клиенту и снизить транспортные затраты, что приводит к росту расходов на строительство и дальнейшее использование таких складов.

При решении вопроса о размещении складских территорий следует учитывать следующие обстоятельства, влияющие на выбор:

- расположение вблизи рынков сбыта продукции;

- существование конкурентов;

- расположение вблизи рынков снабжения;

- уровень качества жизни населения;

- существование трудовых ресурсов;

- оплата труда;

- транспортное сообщение;

- налоги, денежное обеспечение.

При выборе места расположения учитываются следующие условия:

- существование железнодорожного транспорта;

- наличие транспортного сообщения;

- дистанцию до объектов снабжения и сбыта;

- принадлежность места застройки (к сельской местности или городу);

- цены на землю;

- наличие водных коммуникаций;

Оптовой фирме приходится выбирать между строительством собственного склада и использованием для хранения и складирования материальных запасов склада общего пользования.

Величина зависимости затрат на грузопереработку на собственном складе от величины грузооборота рассчитывается, базируясь на расценках за осуществление логистических операций на собственном складе.

Кроме того, чтобы определить оптимальное месторасположение, необходимо учесть все ограничения по сервису, то есть сроки экстренной поставки или ликвидации дефицита товара у покупателя. Например, для определения месторасположения промышленных складов нужно из пунктов расположения покупателей провести окружности с радиусом, который определяется ограничениями в задержках поставок (допустим, радиус характеризует срок доставки товара клиенту в течение четырех часов после отгрузки). Места пересечения окружностей (в ближайших к ним населенных пунктах, в которых есть необходимая инфраструктура) - оптимальное место для расположения промышленных складов и определения их количества.

Данный способ позволяет оптимизировать расположение складов и по затратам, особенно если при их расчете учитывать потерянную выгоду при возникновении дефицита. При моделировании финансовой деятельности промышленных складов в качестве зависимых переменных необходимо рассматривать следующие виды издержек:

транспортные расходы;

расходы на содержание запасов;

расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;

расходы, связанные с управлением складской системой.

 

1.3 Организация информационной системы на складе

 

В настоящее время модно стало покупать готовые продукты с некими "волшебными программами", способными, по словам их авторов, автоматизировать складские бизнес-процессы, по принципу: "купил, воткнул и заработало". Многие верят и покупают.

С другой стороны, понять их тоже можно. Кому хочется, например, "нырять с головой" в такую науку как логистика, постигать самому, как она работает изнутри, или платить, и возможно зря, различным советчикам в данной области, рекомендующим принимать разные решения для вашего бизнеса.

Намного же проще: зашел в интернет, отыскал там самую красивую картонную коробку с флешкой и инструкцией по эксплуатации внутри под названием "WMS", заказал, привез, "воткнул", и нет проблем... Но сказок в бизнесе не бывает и очень скоро выясняется, что программа, на самом-то деле, "хорошая", но для того, чтобы она, заработала, нужно сделать еще "кое-что". А это всего лишь:

- разработать оргструктуру;

- описать все бизнес-процессы;

- подобрать и обучить персонал;

- настроить работу всех подразделений под данные бизнес-процессы;

- разработать и внедрить систему мотивации персонала;

- формализовать документооборот.

Короче, перестроить весь бизнес заново, а потом уже "вникать" в соответствующую КИС - Корпоративную Информационную Систему - выше указанную флешку, и тогда уже точно все заработает.

И вот для того, чтобы не было неправильных иллюзий по поводу того, что автоматизировать склад легко и просто, для тех, кто сомневается в том, что он отлично знает, что такое автоматизация складских процессов, и для тех, кому интересно узнать прочие мнения на данную тему, как раз пойдет речь в данном пункте выпускной квалификационной работы.

Для начала уделим внимание терминологии. Итак, что такое WMS - Warehouse Management System? Определение от L&SCM: "WMS - это автоматизированная система управления складскими бизнес-процессами". Другими словами, WMS - это инструмент, при помощи которого можно формализовать выполнение складских бизнес-процессов таким образом, чтобы обеспечить синхронное изменение реальных процессов на складе одновременно с изменениями в данных бизнес-процессах. То есть получить возможность при помощи настроек на АРМ-е пользователя - Автоматизированном Рабочем Месте - непосредственно влиять на реальные процессы, происходящие на складе.

С точки зрения IT - Information Technology - WMS может быть частью КИС (на одной платформе с КИС) или быть отдельным блоком на отдельной платформе и обмениваться данными с другими программами, входящими в общую КИС, при помощи соответствующих блоков синхронизации.

Есть множество ошибочных определений термина "WMS", такое, например как: "WMS - это система управления складом". На самом деле, это совсем не так. WMS - это всего лишь инструмент, программа, при помощи которой можно автоматизировать некоторые складские бизнес-процессы. То есть это всего лишь один из множества блоков, частей, некий "автоматизатор", который входит в общую систему управления складом, наряду с другими блоками, например: блоком управления складским персоналом, блоком управления качеством товара на складе, блоком поддержания бесперебойной работы складского оборудования, а отнюдь не сама система.

При помощи WMS можно автоматизировать некоторые бизнес-процессы на складе. Но прежде чем что-то автоматизировать, это что-то, как минимум, надо сначала описать, а как максимум - надо описать правильно. Таким образом, правильно описать бизнес-процессы - это главное, а выбор инструмента, для их автоматизации - это вторично. Потому что инструмент подбирается под технологию, и ни в коем случае не должно быть наоборот.

Пойдем от простого. Например, если вы собираетесь открутить гайку, вам потребуется, прежде всего, описание процесса откручивания данной гайки: с каким усилием откручивать, в какую сторону крутить, размеры гайки и прочее. Имея такое описание, на его основании, можно либо подобрать соответствующий инструмент из стандартного набора, либо изготовить самому данный инструмент. Пойти в магазин и купить нужный инструмент, имея описание процесса на руках, очень просто, если в магазине имеется в наличие такой инструмент, при помощи которого уже откручивали эту же гайку или подобную ей, и опять же, при условии, если это будет разовая операция, а не цикличная.

А если подобных гаек нужно будет откручивать много, например, по 1000 штук в день, и данные гайки нужно будет откручивать в неудобных для стандартного инструмента, местах? Тогда вы, возможно, не сможете найти соответствующий инструмент в магазине, и вам потребуется самому изобретать и изготавливать данный инструмент. Но зато после того, как вы получите действительно удобный надежный и эффективный инструмент, вам будет удобно им работать, и вы сможете работать наиболее производительно.

То же самое и с автоматизацией складских бизнес процессов. Сначала обязательно грамотное описание процесса, а потом уже подбор удобного инструмента. И тогда работа будет эффективная, и, соответственно, стоимость выполнения каждой операции будет минимальная. [23, с. 14]

Итак, что нужно сделать и в каком порядке для того, чтобы правильно автоматизировать склад? Прежде всего, нужно получить обоснованные ответы, как минимум на следующие 4 вопроса, и отвечать на них нужно обязательно в ниже указанной последовательности.

- Нужно ли вообще автоматизировать данный склад?

- Если нужно, то при помощи чего его нужно автоматизировать: при помощи WMS или другой системы, возможно, не менее эффективной, но более приемлемой для данного склада?

- Если все-таки выбрана WMS, то своя или покупная с доработкой?

- И если все-таки покупная, то какая WMS на данном складе будет работать наиболее эффективно?

Некоторые бизнесмены, чтобы "ускорить события" и таким образом "сэкономить", пропускают первые 3 вопроса и начинают сразу с ответа на четвертый вопрос. А в результате все заканчивается тем, что, в лучшем случае, выбирают продукт, который потом потребует значительной доработки, по неоправданно высокой цене, а в худшем, "выбрасывают на ветер" время и деньги на покупку продукта, который вообще не подходит для данного склада.

Покупать программный продукт, действия которого, вообще не понимаешь или понимаешь, но еще не совсем хорошо - по меньшей мере, неправильно. Поэтому для тех, кто считает, что он не понимает действия WMS, и для тех, кто еще сомневается в этом, предлагаю порассуждать на тему того, как устроена WMS, и чем она отличается от прочих способов автоматизации складских процессов.

Для того, чтобы разобраться в том, что такое WMS, и чем она может быть полезна для того или иного склада, нужно прежде всего обратить внимание на те бизнес-процессы, которые там выполняются. Склад - это процесс, а не потолок, пол и стены с воротами, и практически любой склад, как бы "криво" он не работал, можно описать в виде бизнес-процесса в том или ином формате. А стандартный складской бизнес-процесс состоит из следующих основных шагов (бизнес-процессов II уровня), соответствующих следующим складским операциям:

Шаг N 1 - приемка товара;

Шаг N 2 - размещение товара;

Шаг N 3 - пополнение ячеек;

Шаг N 4 - комплектация заказов;

Шаг N 5 - комплектация маршрутов;

Шаг N 6 - отгрузка.

Всего 6 шагов, но сделать их можно с совершенно разной степенью эффективности. И таким образом потратить на обеспечение данных процессов совершенно разные деньги.

Степень эффективности тех или иных складских процессов может зависеть от множества различных факторов. И не правильно мнение, что, чем больше автоматизации, тем лучше. А для того, чтобы разобраться, от чего зависит эффективность бизнес-процессов, нужно посмотреть на них изнутри по всей структуре, чтобы узнать как можно подробнее, в чем их реальная суть.

Например, процесс "приемка товара" напрямую зависит от трех основных факторов:

- количества SKU - Stock Keeping Unit - в товарной матрице данного склада;

- периодичности поставок;

- способа размещения товара.

Например, салон дорогих автомобилей получает товар 1 раз в неделю и размещает его в выставочном зале на площади 100 с максимальным количеством SKU - не более 10 единиц. В этом случае, даже несмотря на весьма широкие финансовые возможности компании, представляющей известную торговую марку - внедрение WMS никоим образом не только не улучшит эффективность работы данного "склада автомобилей", а будет только мешать его нормальному функционированию, потому что будет практически дублировать "ручную систему" управления данным складом.

Или, например, процесс "размещение товара", который в большей степени зависит от:

- способа размещения товара;

- размера зоны размещения товара;

- размеров неделимых логистических мест.

Возьмем для примера склад компании, занимающейся доставкой сборных грузов, площадью 100 метров квадратных (зоной размещения 30 метров квадратных). Со способом размещения товара - на полу в зоне видимости кладовщика, который может визуально определить оптимальное место размещения данного груза, учитывая размеры груза, его вес, скорость оборота данного груза и способы его упаковки и погрузки. В данной зоне размещения не нужна WMS, которая не только не увеличит скорость и качество обработки грузов, а скорее наоборот - уменьшит данную скорость за счет выполнения лишних операций, связанных с дополнительной маркировкой и оформлением электронных и бумажных документо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: