Технологическая карта мастерской




Класс: 11

Предмет: литература

Тема: «Дыша духами и туманами…» (Стихотворение А.Блока «Незнакомка»)

Цель: обучение целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство

Учитель: Стебенькова Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ п. Новопушкинское» Энгельсского района Саратовской области

 

Этап мастерской Деятельность учителя Деятельность учащихся
Индукция Предлагает посмотреть на экран, где демонстрируется репродукция картины. «Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Назвав картину «Неизвестная», художник окружил ее ореолом таинственности. В наше время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Портрет часто ошибочно называют «Незнакомка». - А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите НЕЗНАКОМКА. - Напишите синквейн «Незнакомка» Предположите, о чем состоится разговор на нашем сегодняшнем уроке, какова будет его цель? «Незнакомка» — так называется стихотворение А. Блока. Выразительное чтение стихотворения учителем.     Выстраивание линии ассоциаций к слову НЕЗНАКОМКА   Написание синквейна.     Самостоятельное выделение темы, познавательной цели.     Прослушивание стихотворения.    
Самоконструкция Учитель предлагает учащимся разделиться на группы, комментирует задания по анализу текста, которые им предстоит выполнить.   .   Работа учащихся в группах, заполнение таблицы. 1 группа 1. На сколько частей можно разделить стихотворение? 2. Выделите ключевые слова – образы–символы 1, 2, 3 строфы. Выделите образы – символы второй части стихотворения. 4. Найдите противоположные образы. 5.Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Сравните звукопись второй части с первой. 2 группа 1. Сравните лексику двух частей. Какие лексические пласты использует автор (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы? 2.. Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Используются ли поэтом формы частей речи. Какую роль они играют в тексте? 3. Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений? Как все эти приемы способствуют созданию у читателя определенного настроения? 3 группа 1.Что видит и чувствует лирический герой? Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? 2. Представьте стихотворение в цвете. 3. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его отношении к миру, к жизни? 4 группа Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов? Охарактеризуйте их значение. Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих-я?  
Слово, образ, символ, деталь Характерис- тика (выразительное средство) Ассоциации, выводы
     
     
     

 

 
Социоконструкция Отвечает на вопросы учащихся Самостоятельная работа  
Социализация Участвует в диалоге Диалог, представление материала, обмен мнениями по совместной работе.  
Разрыв     Предлагает, используя карточки – информаторы, Интернет-ресурсы, решить самостоятельно спор между критиками Долгополовым и Терновским, определить, кто же из них прав в своих выводах. Критик Л. К. Долгополов утверждает, что Незнакомка — «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций». Критик А. В. Терновский заявляет: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям» Читают и выделяют основную мысль. Ищут и оценивают альтернативные способы решения проблемы      
Афиширование   Участвует в обсуждении, комментарии, корректировка. добавляют своё мнение к высказыванию; высказывают свою точку зрения. (создание публичного ответа, опираясь на готовый материал, компрессируя его, изменяя слова, добавляя предложения).    
Рефлексия Вопросы: - Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? - Что удалось? Что вызывало затруднения? - Какие тайны попытались разгадать? Эти стихи интересны своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи. Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.   Показывают владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка. Просмотр видеоролика (чтение стих – я в исполнении Б.Ветрова.) https://video.mail.ru/mail/sag5569/_myvideo/1217.html?liked=1  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: