АНКЕТА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ
АНАМНЕЗ
u Субъективный и объективный анамнез
u Медицинский и психологический анамнез
u Психологический анамнез – метод изучения личности путем анализа развития ее отношений с различными аспектами действительности и самим собой
u Важные аспекты:
Ø Отношения к перенесенным болезням
Ø Профессиональный путь
Ø Семейные и интимные отношения; отношения с друзьями, коллегами, товарищами
Ø Реакции на травматические события
Ø Вредные привычки
u Метод изучения «спонтанных биографий» (Н.А.Рыбников)
u Метод изучения истории болезни
СУБЬЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ
u Субъективный анамнез начинается с характеристики наследственности (нервные и психические болезни, алкоголизм, токсикомании, сифилис, туберкулез, злокачественные новообразования).
u Дается описание характера психики родственников, обращая особое внимание на психопатические черты характера.
u При описании наследственности обязательно описать родителей, бабок и дедов, детей, сестер и братьев родных.
u Указать количество родственников той или иной степени родства и их пол, возраст, независимо от того, есть ли о них сведений и живы ли они или нет.
u При наличии у родственников психических заболеваний указать их официальный диагноз и описать, как проявлялась болезнь, в каком возрасте.
u Субъективный анамнез пишется в строгой последовательности, хронологически.
u Описать протекание возрастных кризов (периодов).
u Заболевания упоминать и характеризовать в процессе описания жизни: как протекали заболевания (температура, бредил ли, тяжело ли, какие последствия).
u Анамнез должен отразить историю развития личности и историю развития заболевания.
u Не следует отрывать развитие психического заболевания от развития больного.
u Перечисляются все вредные факторы в процессе описания.
ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ
u Объективный анамнез часто собирается от нескольких лиц, записывается отдельно с указанием ФИО дающего сведения и его отношения к больному.
u Принцип составления анамнеза тот же – строго последовательно, в хронологическом порядке.
u Данные субъективного анамнеза, если они совпадают, можно не повторять в объективном анамнезе.
u Собирать только фактический материал, не идти на поводу мнения родственников.
СТРУКТУРА АНАМНЕЗА
u Наличие психических расстройств у кровных родственников в восходящих и нисходящих поколениях и/или факты наблюдения у психиатра
u Факты обращения родственников к невропатологу (указать причину)
u Алкоголизм, суицидальные попытки, аффективные колебания, «припадки», «старческие» психические расстройства у родственников
u Странности в поведении, необычные увлечения, трудный и конфликтный характер, «акцентуация» (например: «правдолюбцы», «ревнивцы», легкомысленно-бездумные, патологически лживые, сверхценно-упорные и настойчивые и т.д.)
u Загадочные исчезновения, «несчастные случаи»
u Отношение между родителями (дружные, тёплые, конфликтные, враждебные, безразличные). Лидерство в семье. В случае развода – причина, возраст больного к моменту развода
u Беременность и роды. Возраст матери.
u Протекание беременности у матери:
u токсикоз
u травмы, в том числе психические
u угроза выкидыша
u инфекционные заболевания
u Родился на ______ неделе, Вес _______, рост ______, закричал сразу, не сразу
u Осложнения в родах у матери (давление, кровопотери)
u Особенности родовспоможения
u Признаки асфиксии
u Вскармливание естественное/искусственное, с ____ дня, выписан из роддома на ______ день
u Вскармливание, сон, беспокойство, держание головки, зубы, начало ходьбы, речи
Общее развитие до 3-х лет
u высокая температура
u инфекции (в том числе «простуды», «грипп», «пневмонии», тяжело протекающие «детские инфекции»)
u травмы головы
u «припадки» («родимчик», спазмофилия)
u заикание
u интоксикации
u признаки невропатии
u признаки задержки, отставания, опережения
u эндокринные (ЩЖ)
Дошкольный период (развитие с 3-х до 7 лет).
u Страхи темноты, вида крови, высоты, снохождение, сноговорение, энурез (возраст), «обмороки», непереносимость душных помещений, качелей, «припадки», судорожные реакции на повышение температуры тела и/или психогении, лихорадочный бред, головная боль.
u Характер: активный (пассивный), спокойный, капризный, непослушный, общительный, склонность к уединению, смелость, решительность, жизнерадостность (мрачность, плаксивость), склонность к фантазированию и т.д.
u Детские игры и увлечения: игровые (неигровые) предметы, ролевые игры, «мальчишеские» игры (куклы), в компании (комнатные) и т.д.
u Влияние на ребенка семейных взаимоотношений: роль родителей, бабушек дедушек, старших детей, авторитеты.
u Посещение дет. сада: адаптация, поведение, активность, усвоение программы,
u Контактность, участие в детских праздниках.
u Перенесённые заболевания, в том числе травмы, операции, реакции на повышение температуры тела
Школьный период
u Пошел с _____ лет
u Успеваемость, любимые и трудные предметы, сложности в обучении.
u Дисциплина, ролевое поведение в классе (послушен, хулиган, заводила), отношения с учителями, одноклассниками.
u Изменение успеваемости и/или поведения с старших классах (указать причину).
u Характер занятий в свободное от школы время: спорт, кружки, чтение, дополнительное образование (музыкальное, иностранные языки), иные увлечения, участие в домашних делах (помощь родителям), работа.
u «Кумиры» и авторитеты. Формирование мировоззренческих установок: на «добро – зло», приемлемость – неприемлемость, увлечение (хобби), отношение (интерес) к вопросам религии, философии, психологии, выбор будущей специальности.
u Дата окончания учёбы в школе,
u Окончил ____ классов, с какими оценками
u Вредные привычки (в школьные годы): табакокурение, алкоголь, наркотики, иные ПАВ
u Перенесенные заболевания (в школьные годы)
Дальнейшее образование: среднее, высшее, другие формы (структура описания как выше)
Профмаршрут.
u Место работы и должность
u Даты начала и прекращения данного вида работы и/или общая продолжительность.
u Причина смены работы.
u Поощрения, взыскания. Профессиональный рост или снижение.
u Отношения в коллективе.
u Реакция на конфликты.
u Перерывы в трудовом стаже (указать их продолжительность и причины).
u Для работающих. Последнее место работы (указать точное название организации, учреждения) и должность.
u Для неработающих указать точную дату увольнения и причину («по собственному желанию», «по статье», «по сокращению штатов или должности», «по выходу на пенсию», другие причины).
u Болезни после школы
u Операции (наркоз, анастезия)
u Аллергии и хронические соматические заболевания
НАБЛЮДЕНИЕ
ОБЩИЙ КОНТУР ПОВЕДЕНИЯ
u Внешний вид: опрятный, ухоженный, небрежный, макияж, соответствует (не соответствует) возрасту, особенности одежды и другое.
u Моторное поведение и эмоциональное реагирование:
v Общая характеристика поведения: спокойное, суетливое, возбуждение (описать его характер),
v Пантомимика: походка, поза (свободная, естественная, неестественная, вычурная (описать), вынужденная, нелепая, однообразная), другие особенности моторики.
v Мимика (мимические реакции): живая, богатая, бедная, однообразная, выразительная, «застывшая», однообразная, вычурная (манерная), гримасничанье, маскообразная, гипомимия, амимия и др.
v Голос: тихий, громкий, монотонный, модулированный, выразительный и так далее.
v Вегетативные проявления: гиперемия, бледность, учащение дыхания, пульса, гипергидроз и т. д.
v Изменение эмоционального реагирования при упоминании о родных, психотравмирующих ситуаций, о других эмоциогенных факторах.
v Адекватность (соответствие) эмоциональных реакций содержанию беседы и характеру болезненных переживаний.
Например: отсутствие проявлений страха, тревоги при переживании больным в данный момент вербальных галлюцинаций угрожающего и устрашающего характера.
u Речь: грамотная, примитивная, богатая, бедная, логически стройная (алогичная и паралогичная), целенаправленная (с нарушением целенаправленности), грамматически стройная (аграмматичная), связная (бессвязная), последовательная (непоследовательная), обстоятельная, «заторможенная» (замедленная), ускоренная по темпу, многоречивая, «речевой напор», внезапные остановки речи, умолкание и так далее. Привести наиболее яркие примеры речи (цитаты).
u Особенности контакта: активный (пассивный), продуктивный (непродуктивный – описать, в чём это проявляется), заинтересованный, доброжелательный, неприязненный, оппозиционный, злобный, «негативистический», формальный и так далее.
u Соблюдение больным дистанции и такта (в беседе).