Бутенин П.А., Бутенин В.А., к.м.н. Бутенин М.А.




Критики гомеопатии против позиции святых отцов

(ответ на статью «Оккультизм по благословению? Или новая спекуляция на имени сщмч. Серафима (Чичагова)»)

Бутенин П.А., Бутенин В.А., к.м.н. Бутенин М.А.

Московский гомеопатический центр

Ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curantur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным… Значит, друзья, вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Данный ответ составлен на появившуюся в интернете статью «Оккультизм по благословению? Или новая спекуляция на имени сщмч. Серафима (Чичагова) » (в дальнейшем «ОПБ »), где приводится критика недавно вышедшей книги «Физическое и духовное здоровье по «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова », научным редактором которой является проф. Т.Л. Киселева. Авторы этой статьи: протоиерей Максим Обухов (специальность до священничества – фармацевт), к.б.н., ст.науч.сотр. ВИНИТИ РАН Соколова Нина Александровна, к.б.н., ст.науч.сотр. Института вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова Массино Юлия Сергеевна, и профессор ПСТГУ, президент Российской Ассоциации Центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Дворкин Александр Леонидович.

Критика, приведенная в этой статье, сводится к следующим моментам:

1) Осуждение гомеопатии как медицинской системы

2) Обвинение гомеопатии в причастности к оккультизму

3) Осуждение лечебной системы Л.М. Чичагова

4) Критика непосредственно самой книги «Физическое и духовное здоровье по «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова »

5) Обвинения в адрес проф. Т.Л. Киселевой

6) Обвинения в адрес врачей Бутениных, и в частности П.А. Бутенина.

 

Данные обвинения не являются принципиально новыми. Это почти стандартный набор претензий к гомеопатии, и к людям ее одобряющим. С подобной критикой гомеопатия сталкивается постоянно. Недобросовестные оппоненты часто пытаются подмешать к обвинениям гомеопатии в «ненаучности» и шарлатанстве еще и обвинения в оккультизме. Это типичная спекуляция на заблуждениях некоторых гомеопатов, разделяющих ложные философские и религиозные учения. Но это не имеет никакого отношения к самой гомеопатии как медицинской системе. Подробные ответы на подобную критику уже дал архимандрит Рафаил Карелин в своих статьях «Противоречит ли гомеопатия Православию? » (https://karelin-r.ru/stories/30/1.html) и «Инквизиция над гомеопатией » (https://karelin-r.ru/stories/32/1.html). Но поскольку в статье «ОПБ » затронута личность Леонида Михайловича Чичагова (будущего митрополита Серафима) и его лечебной системы, а также обвинения в адрес других врачей, одобряющих гомеопатию, нужно дать ответ на эти обвинения. Хотя уже давно опубликовано множество работ, подтверждающих научный подход и истинность гомеопатического метода, будут опубликованы дополнительные статьи, подробно разъясняющие научный характер гомеопатии. Также имеется множество публикаций на тему отношения святых отцов (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и др.) и известных старцев (Иоанн Крестьянкин, Николай Гурьянов и др.) Русской Православной Церкви к гомеопатии. Отдельно будет опубликован ответ на обвинения в адрес проф. Т.Л. Киселевой, и на критику книги «Физическое и духовное здоровье по «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова ». В этом ответе хочется подробнее остановиться на обвинениях в адрес лечебной системы Л.М. Чичагова, и в адрес врачей Бутениных (в частности, П.А. Бутенина).

Начнем по порядку. В статье «ОПБ » нас пытаются убедить, что два тома фундаментального труда «Медицинские беседы », где описывается система Л.М. Чичагова, якобы написаны просто «35-летним артиллеристом », человеком не сведущим в медицине, заурядным, не отвечающим за свои слова, взявшимся не за свое дело, и непонимающим, о чем пишет. Такой прием применяется для того, чтобы сразу настроить читателя на несерьезное, уничижительное и предвзятое отношение к выдающейся личности Л.М. Чичагова, и соответственное отношение к его системе, представленной в двух томах фундаментального труда «Медицинские беседы ». Давайте разберемся, правомочно ли сводить всю личность автора двух томов фундаментального труда «Медицинские беседы » до просто - «35-летнего артиллериста ».

Первое, что хочется сразу отметить, так это пренебрежительное и невежественное отношение авторов статьи «ОПБ » к воинским заслугам Л.М. Чичагова. К своим 35 годам, на момент издания «Медицинских бесед », Леонид Михайлович Чичагов – полковник, боевой офицер, герой и участник самых кровопролитных сражений русско-турецкой войны (1877-1878гг), за храбрость и мужество удостоенный более 10 российских и иностранных орденов, а не просто «35-летний артиллерист », так унизительно «оцененный» авторами статьи «ОПБ ».

«Фундаментальный труд » - это оценка двух томов «Медицинских бесед », приведенная (стр.10) в книге «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)», написанной его достойной внучкой - игуменьей Серафимой (Чёрной-Чичаговой) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (издание Сретенского монастыря, 2003 г.). Посмотрите, как в этой книге (стр.7) характеризуют Леонида Михайловича, будущего митрополита Серафима: «Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской пастырь, ревностный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, - такой запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима ».

Хотим напомнить, что двухтомное издание «Медицинские беседы » вышло в 1891 году, а через год, в 1892 году, духовный отец Л.М. Чичагова, святой праведный Иоанн Кронштадтский, произносит свою знаменитую речь при открытии гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге: «Ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curantur», — метод самый разумный и верный ». О каком «заблуждении 35-летнего артиллериста » здесь можно говорить?! К этому времени, Л.М. Чичагов уже имел очень солидный «багаж» за плечами: еще отроком, после нескольких лет учёбы в Первой классической Санкт-Петербургской гимназии, он, в 1870 году поступает в Пажеский Его Императорского Величества корпус (самое аристократическое заведение того времени) с причислением к пажам Высочайшего Двора, где получает фундаментальное военное и общее образование. Окончив по I разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, он в 1875 году был произведен в подпоручики, и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Первую Его Величества Батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады. А уже с лета 1876 года гвардейский поручик Л.М. Чичагов в составе действующей армии на Балканах. С 1877 года - участник почти всех основных событий русско-турецкой войны (1877-1878гг.) Произведенный в чин гвардии поручика на поле брани, Чичагов был отмечен многими боевыми наградами.

В 1878 году промысел Божий привел его к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви – отцом Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн дал ответы на духовные вопросы молодого офицера и стал для него на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом. С этого времени все жизненно важные решения Леонид Михайлович принимал только по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Следовательно, и медицинская деятельность, и богословская деятельность, и публикация «Медицинских бесед » происходят под духовным покровом будущего святого.

8 апреля 1879 года Л.М. Чичагов вступает в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Дохтуровой. В апреле 1881 года он получает чин гвардии штабс-капитана.

Отчетливо проявившееся на войне глубокое сопереживание страданиям раненых и желание максимально помогать страждущим подвигло Леонида Михайловича овладеть медициной, которую он досконально и глубоко изучил. Несмотря на отсутствие медицинского диплома, он имел широкую многолетнюю лечебную практику в Петербурге и Москве, составил лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. Число своих пациентов Чичагов сам определяет внушительной цифрой - 20.000 человек. Вот как описывает лечебную систему Л.М. Чичагова его достойная внучка - игуменья Серафима (Чёрная-Чичагова) в книге «Да будет воля Твоя »: «Создав особую систему лечения и прилагая ее с успехом в своей практике, он желал доказать, что медицина, как наука, более других необходима для людей, как облегчение в страданиях. Но медицина должна и более всякой другой науки «опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества». Излагая учение о трехсоставности человека, автор говорит о необходимости преуспеяния в духовной жизни, что будет способствовать к выздоровлению. Рассуждая о взаимоотношении религии и науки Леонид Михайлович использует творения епископа Иоанна Смоленского, архиепископа Иннокентия Херсонского. Он приводит очень интересные исследования святителя Феофана Затворника о назначении человека, о появлении страстей греховных, о психологии грешника и праведника. Л.М. Чичагов пытается объяснить, что причиной многих болезней и эпидемий являются грех и страсти греховные. Свидетельствуя о том, что страсти появились у наших прародителей после грехопадения, автор делает вывод, что грех доводит нас до болезни и страсть - единственный корень недугов, о чем имеется множество указаний в Библии. «История нам показывает, — пишет Леонид Михайлович, — что гнев Божий настигал города, где не насчитывалось ни одного праведника, что поветрия и эпидемии, редко охватывали местности целиком, что, наконец, одно государство оставалось нетронутым, а лежащие по краям его терпели эпидемии»».

Параллельно с изучением медицины, Леонид Михайлович систематически занимался богословием. Так, не получивший даже семинарского образования офицер превратился в энциклопедически образованного богослова. Его богословский авторитет со временем был признан всей Русской Православной Церковью. В 1890 году выходит книга Л.М. Чичагова «Что служит основанием каждой науке». Эта книга вышла раньше «Медицинских бесед », но написана была после них. В этой книге будущий священник утверждает в первом же абзаце: «основой служит религия ». 15 апреля 1890 года Чичагов был уволен в отставку в звании гвардии штабс-капитана и менее чем через год, с учетом высоких наград за прошлую безупречную службу - десяти российских и иностранных орденов, - был произведен в чин полковника. В 1891 году, в Москве, он готовится к принятию священнического сана. 26 февраля 1893 года Леонид Михайлович был рукоположен в диакона, а всего через два дня уже была совершена пресвитерская хиротония.

Не будем описывать весь дальнейший подвижнический и мученический путь будущего святого после выхода в свет «Медицинских бесед », так как нам хотелось показать его личность к моменту написания этих трудов, да и объема статьи и даже книги не хватит для описания талантов этой громадной личности. Хотим лишь отметить, что здравый ум, действующий в этом самобытном русском ученом, любовь к Богу и людям, жертвенное служение Истине и его пламенный дух, удостоили его мученической кончины и прославлению в лике святых, как и сказано: «по плодам их узнаете их » (Мф7:16).

Хотя митрополит Серафим, не имел семинарского образования, Русская Православная Церковь признала его богословский авторитет; он не оканчивал художественных академий, и при этом являлся профессиональным иконописцем, и его работы «Спаситель в белом хитоне » и «прп. Серафим Саровский на камне перед иконой «Умиление» » признаны достойными образами для почитания. Не имея музыкального диплома, будущий святой являлся профессиональным музыкантом и композитором, автором духовной музыки. И именно его избирает прп. Серафим Саровский для своего прославления.

А теперь давайте честно ответим на вопрос: уместно ли сводить всю личность автора фундаментального труда «Медицинские беседы » до «35-летнего артиллериста »? Нам кажется, что это просто унизительно и невежественно, ведь к этим трудам выразили положительное отношение многие современные ученые и врачи-профессионалы. В свои 35 лет Л.М. Чичагов далеко не просто «артиллерист ». И такое унижение автора «Медицинских бесед » может быть сделано с целью пренебрежительного отношения и к его лечебной системе.

Чем же так не угодила авторам «ОПБ » лечебная система Л.М. Чичагова? Да наверно тем, что в ее основе лежит гомеопатический закон подобия, и она примерно на 80% является самобытной гомеопатией. К тому же, Леонид Михайлович восхищается гомеопатическим законом подобия как единственным руководящим принципом действия лекарства в излечении болезни как таковой, а не отдельных симптомов. Он утверждал, «что кроме гомеопатического закона подобия не существует другого руководящего принципа действия лекарств… Некоторые системы, как, например аллопатия, применяют его безотчетно, инстинктивно, не желая вникнуть в причину своих действийнадо иметь настолько гражданского мужества и справедливости, чтобы открыто объявить изобретение Ганемана величайшим из бывших когда-либо в медицине… Следовательно, и мне обязателен закон подобия » («Медицинские беседы », том 1, стр. 620-621).

В статье «ОПБ » Л.М. Чичагова обвиняют «в учении о крови как первопричине болезни и отрицании микробиологической теории ». Во-первых, Леонид Михайлович не отрицает микробиологической теории, а говорит, что вирусы и бактерии не являются первопричиной болезни, как многие думают. Он пишет, что для того, чтобы вирусы и бактерии начали негативно взаимодействовать с организмом, необходимо, чтобы в организме возникла предрасположенность к восприятию вируса или бактерии. О том, что вирусы и бактерии не являются первопричиной, говорят сами микробиологи. Для взаимодействия микро- и макроорганизмов необходимы условия: 1) восприимчивый макроорганизм, 2) патогенный микроорганизм, 3) благоприятные внешние условия. Во-вторых, Чичагов считает, что первопричиной болезни являются страсти человека, которые перенапрягают нервную систему и расстраивают, в первую очередь, динамическое (т.е. на очень тонких уровнях организации материи) состояние крови (в гомеопатии это называется расстройством «жизненной силы », определяющей и обеспечивающей нормальное функционирование организма). В результате этого динамического расстройства начинают страдать органы и системы, и мы видим проявления болезни в виде симптомов. Поэтому, устранение симптома не есть излечение. Необходимо восстановить это нарушенное динамическое состояние. И сделать это можно только динамически действующими средствами (т.е. действующими наиболее глубоко, на более тонких уровнях организации материи): «большинство моих специфических средств имеют динамическое действие. Из сказанного ясно, что обладание динамическим действием лекарств есть главная задача, но затем ни одна система лечения не обходится, да и не может обойтись без лекарств, действующих механически и химически. Преимущество гомеопатии в том и заключается, что она применяется только посредством динамического действия лекарства » («Медицинские беседы », том 1, стр. 640).

Также приводится обвинение Леонида Михайловича в якобы «умозрительном, недоказуемом догмате», странной фразе - «подобное лечится подобным ». Сразу вспоминается сюжет из фильма «Бриллиантовая рука», где управдом обвиняет добропорядочного семьянина Горбункова: «А эта странная фраза: «Собака — друг человека! Странная, если не сказать больше… ». Закон «подобное лечится подобным » не умозрительный, а экспериментально подтвержденный закон, и сформулированный еще Гиппократом: «Similia similibus curantur ». Ганеман давно доказал его на примере хины и других лекарств: лекарства на основе экстракта коры хинного дерева излечивают малярию, и сама хина может вызывать симптомы, подобные малярии. Также как, например, сердечные гликозиды, применяемые для лечения аритмии, могут сами вызывать аритмию. Если человек легко переохлаждается, то его надо закаливать. Если у пациента есть повышенная чувствительность к какому-либо аллергену, то ему проводят десенсибилизацию этим аллергеном. Вакцинация, проводимая с целью вызвать иммунитет к инфекционному заболеванию путем имитации подобного естественного инфекционного процесса, также использует принцип подобия! Здесь принцип подобия связан с другим принципом, используемым в гомеопатии – принципом малых доз: в фармакологии известно, что лекарственные вещества в разных дозах действуют противоположно – в больших приводят к угнетению функции, а в малых – её стимулируют.

В отношении этого «умозрительного, недоказуемого догмата» хочется сразу привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, произнесенные им при открытии гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге в 1892 году: «В аш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curantur», - метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным … Значит, друзья, вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным…».

В 1891 году Л.М. Чичагов писал: «Ровно 100 лет тому назад возникла новая система лечения, называемая гомеопатией, но, несмотря на этот срок, ни представители медицинских наук, ни интеллигенция не ознакомились еще с нею настолько, чтобы иметь верное и ясное понятие, что такое гомеопатия. Люди науки даже из предубежденияне читают ни одной книги о гомеопатии, но зато нападают на нее с подозрительной яростью. В обществе привыкли понимать под словом «гомеопатия» неизмеримо малую дозу лекарства, предлагаемую в виде сахарной крупинки, но никто не говорит о системе Ганемана как о новом методе лечения, как о науке, основанной на известном принципе, на законе ».

Что касается обвинения, что якобы нет «фармакологии Чичагова », так это тоже не верно – она есть: это лекарства растительного происхождения, приготовленные по своей методике, с динамизацией и потенцированием по собственной шкале.

Леонида Михайловича обвиняют в том, что он лечил просто водой. Так это не ново! Такие обвинения были еще при жизни Чичагова, и такие же обвинения были адресованы Ганеману и гомеопатии. Интересно, что авторы статьи «ОПБ » приводят тезис, который сами же фактически опровергают, отрицая возможность наличия действующего начала в разведенном растворе лекарственного вещества на более тонком уровне организации материи (уровне атомов, элементарных частиц и полей): «Ни для кого не секрет, что научное познание движется и то, что воспринималось как очевидное в XIX веке, сейчас оказывается наивным ». Таким образом, фактически блокируется дальнейшее научное познание.

Известный архимандрит Рафаил Карелин в своей знаменитой статье «Инквизиция над гомеопатией » пишет: «Мы живем в мире тайн, в мире постоянно познаваемого, но не познанного до конца. Сама материя, несмотря на кажущуюся очевидность, представляет для нас неисчерпанную великую тайну. Последние открытия физики показали нам условность и ограниченность прежних представлений. Такие области физики как квантовая механика, приоткрыли для человека новые глубины и возможности материи, о которых он не подозревал раньше. Более того, для людей, живших в прошлых столетиях, многие открытия показались бы фантастикой или бессмыслицей, противоречащей всем законам, существующим в природ е. Только ограниченный и плоский ум может считать, что материальный мир полностью исследован, что его возможности выявлены и определены и за гранью современных нам знаний нет никаких загадок… Уже давно молекула перестала считаться элементарной частицей материи. Теперь внутренний мир атомов представляется намного сложнее, чем это можно было предполагать несколькими десятилетиями тому назад. Физика открыла новые частицы, с новыми, не входящими в прежние схемы, свойствами. У современных физиков уже появились теории о существовании антимира и антиматерии, обладающих парадоксальными свойствами и проявлениями. Отрицать возможность присутствия таких неизученных элементов и энергетических потенциалов в гомеопатических лекарствах - означает отказ от самого научного подхода и абсолютизирование уровня даже не сегодняшних, а уже прежних устаревших представлений. Это какая-то умственная "обломовщина", которая не хочет знать ничего за пределами собственного дома. Эйнштейн говорил, что сделанные им открытия были обязаны его способности удивляться, казалось бы, обыденным вещам и, поэтому, находить в них новое. У наших авторов другая способность - не только отвергать, но и "охаивать" все, что не входит в стандарт их школьных знаний » ( https://karelin-r.ru/stories/32/1.html ).

Действительно, было время, когда ученые не могли определить молекулы в лекарственном растворе, но это не означало, что их там не было. К тому же, не все лекарства Л.М. Чичагова имели высокую степень разведения: он применял потенцированные (разведенные) лекарства и в низких разведениях, например, 12 капель настойки на 12 унций воды, где присутствовали молекулы действующего вещества. Наука не стоит на месте. Было время, когда «идол науки », которому многие покланяются, не знал о тепловом излучении, о рентгене, и не было приборов, регистрирующих электромагнитные поля. Здравомыслящим людям не придет в голову отрицать, что рентгеновское и тепловое излучение были всегда, а не только с того времени, когда так называемый «идол науки » узнал об этом.

На протяжении столетий ученые пытались объяснить чудесные свойства воды, изучая ее структуру и состав. Так, в 1893 году швейцарский ботаник Нэгели обнаружил, что водоросль спирогира погибает в дистиллированной воде, если в ней присутствует медь в соотношении 1: 80 млн.

«Эксперименты, начатые уже в XX веке академиком Н.П. Кравковым, подтвердили многие положения, высказанные основателем гомеопатии. Кравкову удалось уловить биологические реакции при воздействии на клетку раствором вещества концентрации 10-12 и 10-32 степени. Он же нашел двухфазность действия ядов, которые в больших концентрациях сужали сосуды, а в малых дозах — расширяли их… В настоящее время изучение фундаментальных основ гомеопатии базируется на общепризнанных методиках других естественнонаучных дисциплин. Результаты многочисленных работ стали основанием для признания гомеопатии официальной наукой и стимулировали активное использование этого метода не только для лечения различных заболеваний, но и для защиты от всевозможных экзотоксинов. Во многих работах выявлены достоверные различия между гомеопатической терапией и влиянием плацебо, свидетельствующие в пользу гомеопатии. Еще в 1924 году выдающийся французский исследователь Ж. Лаховский опытным путем показал, что каждая живая клетка является передатчиком и приемником информации. В наше время эти идеи были развиты целым рядом оригинальных экспериментов академика РАМН В. П. Казначеева и его сотрудников.

Исследования в области сверхмалых доз, развитие физической химии, достижения физиологии и фармакологии, открытие роли ферментов и микроэлементов, существующих в биологических объектах в дозах, аналогичных сверхвысоким разведениям, открытия в иммунологии и генетике позволили выявить многие стороны механизмов воздействия на организм сверхмалых доз биологически активных веществ.

Установлено, что наиболее эффективным переносчиком информации в организме являются электромагнитные волны крайне низких частот (по данным J.J. Noval с соавторами). Большинство исследователей приходят к выводу об информационно-волновом воздействии сверхвысоких разведений активных веществ на живые клетки. Основу таким выводам заложили фундаментальные работы R. Becker, I. Cohen и других ученых. Это также подтверждают С. Bomoroni, J. Beneveniste и др., обнаружившие изменение активности гомеопатических препаратов под воздействием факторов, влияющих на электромагнитные волны (ультразвуковое облучение, электромагнитные колебания, высокая температура и т. д.). Считается, что в ходе воздействия сверхмалых доз биологически активных веществ на организм большую роль играет структурно-информационное свойство воды — способность воспринимать, запоминать и передавать информацию. В организме существуют механизмы выделения необходимой информации из огромного числа электромагнитных волн, постоянно присутствующих в крови и имеющих различные колебательные характеристики. Всякое разведение вещества в растворе, как показал Ф. Вернер, сопровождается смещением фазы электромагнитной волны, несущей информацию о растворенном веществе. При полном выведении ксенобиотика это смещение достигает полуфазы, и напряжение волны информационного следа становится обратным напряжению колебаний молекул самого вещества. В результате разнонаправленного напряжения одинаковых электромагнитных волн происходит их взаимопогашение, что является физической составляющей гомеопатического феномена…

В 2002 году на базе Санкт-Петербургского исследовательского института микробиологии и эпидемиологии им. Л. Пастера проводились исследования, целью которых была экспериментальная демонстрация так называемого фактора гомеопатии как одного из механизмов реализации защитных сил организма. Так, учеными А. А. Комиссаренко, Л. В. Салычевой с сотрудниками были продолжены классические эксперименты Мечникова и Эрлиха. Опыты проводились по аналогичной схеме, однако из сыворотки крови путем многократного разведения удалялись все антитела… Проведенные эксперименты подтвердили наличие гомеопатического фактора как одного из необходимых механизмов для реализации защитных сил организма, в значительной мере определяющего функцию иммунной системы. Такой механизм защиты организма нельзя отнести ни к гуморальной, ни к клеточной разновидности иммунитета, и на наш взгляд, его можно обозначить как информационно-волновой иммунитет… Таким образом, гомеопатический феномен и процессы жизнедеятельности организма — это проявление одних и тех же общебиологических законов» (из книги председателя общества православных врачей Санкт-Петербурга, к.м.н., прот. Сергия Филимонова «Непредвзятый взгляд на гомеопатию »).

Существует множество научных отечественных и зарубежных работ, подтверждающих и объясняющих эффективность сверхмалых воздействий высокопотенцированных лекарств, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций по гомеопатии. И не знать этого - просто невежество.

Вот еще некоторые работы по этой теме:

1. Эпштейн О.И. «Сверхмалые дозы (история одного исследования) ». (Издательство РАМН, под редакцией доктора биологических наук, проф Сергеевой С.А. 2008г) Эта работа рецензирована и рекомендована академиками РАМН.

2. Ludwig W. «Вода как носитель информации ». Часть 1. Теоретические основы. Журн. Биологическая медицина, 2003г.

3. Ullman D. «Научное подтверждение гомеопатического метода лечения ». Жур. Гомеопатическая медицина и акупунктура, 1977г.

В журнале «Летопись Российской Гомеопатии (1824-1995гг.) » (А.В. Патудин, В.С. Мищенко, 2015г.) приводится перечень более 200 докторских и кандидатских диссертаций по вопросам гомеопатии, защищенных по 30 специальностям медицинских, фармацевтических и ветеринарных наук.

Предвидя критику в свой адрес, будто бы «Леонид Михайлович использовал чистую воду» и «транслирует заблуждения своего времени», будущий святойдал ответ в предисловии к книге «Что служит основанием каждой науки »: «Я не беру на себя смелость утверждать, что мой труд непременно достигнет своей цели, но, с другой стороны, я не боюсь ни критики, ни нападок как на настоящую мою работу, так и на последующую, в которой я буду подробно излагать мою систему лечения, так как чувствую себя сильным и правым, служа науке, в основе которой лежит религия, и, взяв в помощницу природу, а также поставив себе целью общую пользу страждущего человечества, которой я всецело себя посвятил. Наконец, эта моя беседа была обращена к страждущим, которые, конечно, скорее и легче понимают истину ». Он пишет: «Окончив свой труд изложения моей системы лечения, я стремился отнять право как у моих пациентов, так и у общества, а тем более у медицинской корпорации, говорить, что я лечу неизвестно как, неизвестно чем, или наделяю страждущих чистою водою. Список средств, теория и способы лечения обнародованы и секрет лечения уничтожен с особым наслаждением. До сих пор при химических анализах водного раствора некоторых моих лекарств ничего не находили любопытные исследователи и общество смущалось результатами их анализов. Только больные, ощущавшие благотворное действие лекарств, продолжали относиться к ним с доверием ». И далее: «Но общество весьма легко смутить и разуверить, на основании научных определений, в которых оно ровно ничего не понимает. О могуществе наук так много говориться современным людям и новейшие открытия до такой степени смущают их доверчивые умы, что слово «наука» - это уже общепризнанный идол, которому поклоняются как золотому тельцуНикто не вдумывался, принадлежит ли разбираемая наука к тем, которые во власти человеческого ума, или она была и будет, прежде всего, божественной тайной, но поклоняются прежде всего мудрости ума своего и земным представителям этого могущества ».

В статье «ОПБ » нас хотят уверить, что «Медицинские беседы », и рассуждения Л.М. Чичагова о православной антропологии, о душе и о Боге – мол, «досвященнические» «заблуждения » автора. Но и это неправда! К своим 35 годам Чичагов являлся духовным сыном праведного Иоанна Кронштадтского, систематически занимался богословием, и в год публикации своей системы готовился к принятию священнического сана. Более того, в последствие, Чичагов не только никогда не отрекался от своей лечебной системы, а наоборот, уже, будучи архиепископом Тверским и Кашинским, занимаясь возрождением приходской жизни, рекомендовал «завести у священника или при школе аптечки для первой помощи из простых средств или гомеопатические аптечки ».Да будет воля Твоя », стр. 690, «о возрождении приходской жизни »).

 

Богоугодна ли гомеопатия? На этот вопрос уже давно ответил наш отец, профессор А.М. Бутенин, в своей книге «Православие и гомеопатия », и в других статьях на эту тему (https://azbyka.ru/zdorovie/gomeopatiya-i-pravoslavie). Кстати, звание профессора ему присвоила официальная медицина за достижения в гомеопатии. В этой книге приведены исторические сведения, высказывания и отношение различных святых, священнослужителей, ученых, врачей, военных к гомеопатии. Например, доподлинно известно, что святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский и Кавказский, не только принимал сам и благословлял на лечение гомеопатией, но и вел гомеопатический прием, три года находясь на покое в Толгском монастыре, близ Ярославля.

На открытии и освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге, в 1892 году, протоиерей Иоанн Сергиев (св. прав. Иоанн Кронштадтский) сказал: «Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curantur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошёл к Своей твари, восприняв на себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Своё совершенное человечество, соединённое с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилегает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною Десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого. Прежде креста, смерти и воскресения Своего, Он установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединённых с Божеством. Значит, друзья, вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным Помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего тлением человечества!»

А вот высказывания святителя Феофана Затворника: «Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть ». На попытку обнаружить в гомеопатии действие нечистой силы святитель Феофан отвечал четко и ясно: «Магнетизм у вас считают делом нечистой силы. Полагая же, что магнетизм участвует в гомеопатии, и сию к тому же разряду относят. Это несправедливо. При составлении гомеопатических препаратов магнетизм не участвует. Тут все делается открыто и просто, и всем видно, как все бывает. Никакой скрытой силы тут предполагать не следует. Можете лечиться и не лечиться гомеопатиею, но никто так думать о ней не должен ».

Получается, что авторы статьи «ОПБ », приписывая гомеопатии действие нечистой силы, спорят с самим Феофаном Затворником, а также и со всеми остальными святыми, благословляющими метод гомеопатии.

Многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы наших времен, в частности, митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Иоанн Крестьянкин, протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл Павлови многие другие благословляют и гомеопатов, и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода.

Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дорогая о Господе А.! …Я Вам приведу в пример Святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым ( стр.17 ). Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь. Врачи и лекарства благословенны Богом на пользу людям. Умудри Вас Господи и помоги» (стр.18). «Дорогая о Господе А.! …Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святитель Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума или изобилия – это нам не указ, одно ясно: и то, и другое – плотское мудрование. Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам» (стр.71).

 

В 2004 году, нашему отцу, проф. Бутенину А.М., посчастливилось взять благословение на гомеопатическую деятельность и написание книги «Православие и гомеопатия» у архимандрита Иоанна Крестьянкина с таким напутствием старца: «Нет православной гомеопатии! Есть православный человек. Это главное. И он должен быть высоким профессионалом в своем деле, например в гомеопатии ».

Преподобный Серафим Вырицкий благословлял лечение гомеопатическим методом. Его духовным сыном был знаменитый врач-гомеопат, профессор Сергей Серапионович Фаворский, заместитель председателя Комитета по здравоохранению Ленинграда в 1940-е годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: