Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
В предлагаемой вниманию читателя схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем - справа и после этого знаком (*) отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 - ни то, ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно
ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 - свойство проявляется всегда.
+ | + | + | - | - | - | |||
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. | Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон. | |||||||
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. | Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность, антипатии. | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. | Группировки конфликтуют между собой. | |||||||
Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей. | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии. | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту. | Коллектив разделяется на "привилегированных" и "принебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их. | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
|
|
Обработка результата:
Чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:
1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психо-
логический климат в классе благоприятный (высокая положительная оценка), а по каким
свойствам - негативный (высокая отрицательная оценка).
2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.
Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).
В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая атмосфера в классе - нейтральная (атмосфера безразличия) и, соответственно, уровень эмпатии педагогического общения - средний.
В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе - негативная, т.е.
преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.
Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую же оценку сделали и другие педагоги, работающие с этим классом (не менее пяти человек), а также сами школьники.