Направления коррекционной работы для слепых обучающихся.




Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования слепых обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у слепого обучающегося особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психологомедикопедагогической помощи в условиях ОО;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии слепых обучающихся младших школьников;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения слепых обучающихся младшего школьного возраста в освоении АООП НОО, их педагогов и семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации слепых обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Направления коррекционной работы со слабовидящими детьми и их содержание.

Программа коррекционной работы со слабовидящими обучающимися включает в себя взаимосвязанные направления работы, отражающие ее основное содержание.

Диагностическое направление предполагает как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:

  • изучения и анализа данных, представленных психолого-медикопедагогической комиссией на каждого обучающегося;
  • изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слабовидящего обучающегося;
  • наблюдения за обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;
  • проведения обследования слабовидящих обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;
  • осуществления текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о их продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;
  • мониторинга достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития, что реализуется посредством:

  • создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;
  • обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слабовидящих обучающихся всех анализаторов;
  • проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области («Ритмика», «АФК», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие коммуникативной деятельности») с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
  • проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;
  • закрепления сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, развития умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся;
  • корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований; реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося.

Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

  • взаимодейстия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слабовидящих обучающихся);
  • проведения специалистами (медицинскими работниками, психологами, учителями-дефектологами) консультаций для педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слабовидящих обучающихся;
  • разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящего обучающегося и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

Информационно-просветительское направлени е направлено на повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слабовидящих обучающих, что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров и др.

Механизмы реализации программы Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнѐрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:

  • комплексность в определении и решении проблем слепого и слабовидящего обучающегося, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития слепого и слабовидящего обучающегося;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребѐнка.

Социальное партнѐрство предусматривает: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения слепых и слабовидящих обучающихся; сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с родительской общественностью.

Результатами освоения слепыми обучающимися Программы коррекционной работы выступают:

  • повышение возможностей в пространственной ориентировке, в адаптации к новым (нестандартным) ситуациям, проявляющееся в: формировании навыков ориентировки в микропространстве и совершенствовании умений в ориентировке в макропространстве; овладении умением использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, пользоваться средствами оптической коррекции и тифлотехническими средствами; развитии способности использовать сформированные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; развитии умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в пространственной ориентировке; формировании умения обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях;
  • развитие межличностной системы координат «слепой — зрячий сверстник», «слепой — зрячий взрослый», проявляющейся в: развитии умения общаться с нормально видящими взрослым и сверстниками; развитии вербальных и невербальных средств общения (восприятие, понимание, продуцирование, использование); стремлении к расширению контактов со сверстниками; развитии умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы; формировании умения в понятной форме излагать свои мысли, наблюдения, умозаключения; развитии соучастия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитии самоконтроля и саморегуляции;
  • повышение дифференциации и осмысления картины мира, проявляющегося в: обогащении чувственного опыта за счет расширения предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; овладении компенсаторными способами деятельности; расширении круга предметно-практических умений и навыков (в том числе и социально-бытовых); развитии умения построения целостной дифференцированной картины происходящего; способности к осмыслению картины мира; наличии знаний о тифлотехнических средствах, расширяющих познавательные возможности в условиях слепоты; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышении познавательной и социальной активности; повышении самостоятельности в учебной и повседневной жизни;
  • повышение дифференцированности и осмысления адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей, проявляющегося в: развитии интереса к представителям ближайшего окружения; расширении представлений (адекватных возрасту) о различных представителях широкого социума; развитии внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; дифференциации собственных эмоциональных проявлений и проявлений окружающих; расширении представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; расширении социального опыта обучающегося за счет интериоризации социальных ролей, соответствующих возрасту. Результаты освоения слепым обучающимся

Программы коррекционной работы для слепых детей проявляются в следующих достижениях:

  1. использует сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
  2. сформировал навыки ориентировки в микропространстве и овладел элементарными умениями ориентировки в макропространстве; имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные представления; проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
  3. имеет представления (соответствующие возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;
  4. проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах); умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
  5. способен к проявлению социальной активности;
  6. способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости; способен проявить настойчивость в достижении цели;
  7. проявляет самоконтроль и саморегуляцию; знает и учитывает в учебной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

Планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы для слабовидящих выступают:

  • освоение образовательной среды, повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;
  • совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; расширение круга предметно-практических умений и навыков;
  • использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;
  • использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых (нестандартных) ситуациях;
  • умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
  • осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; овладение эффективными компенсаторными способами учебнопознавательной и предметно-практической деятельности;
  • сформированность самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях;
  • овладение вербальными и невербальными средствами общения;
  • расширение представлений о широком социуме;
  • освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.

Материалы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие ориентации, ориентиров и ориентировки в пространстве.

2. Назовите основные классификации видов и способов пространственной ориентировки слепых.

3. Расскажите об особенностях формирования пространственного образа у незрячих.

4. Перечислите виды ориентации слепых по B.C. Сверлову.

5. Охарактеризуйте уровни и этапы овладения навыками пространственной ориентировкой в условиях зрительной недостаточности.

6. Какова роль органов чувств в ориентировке зрячих

7. Каково значение пространственной ориентации в жизни незрячих.

8. Назовите сенситивный период в развитии ориентировки у слепых? Почему?

9. Какой анализатор играет существенную роль в развитии пространственной ориентировки у слепых и слабовидящих?

10. С какого возраста, по вашему мнению, нужно учить детей с нарушенным зрением пространственной ориентировке? Почему?

11. Назовите наиболее эффективные способы обучения детей пространственной ориентировке. Почему именно эти формы (способы)?

12. От каких факторов зависит развитие пространственной ориентировки?

13. В чем сходства и различия в организации занятий по СБО в специальных (коррекционных) учреждениях III-IV и VIII вида.

14. Обоснуйте необходимость организации занятий по развитию осязания и мелкой моторики в специальных (коррекционных) учреждениях III-IV вида.

15. Каково значение занятий по развитию мимики и пантомимики для социализации и адаптации детей с нарушениями зрения. Почему эти навыки у незрячих и слабовидящих недостаточно развиты?.

16. Охарактеризуйте основные проблемы учреждений интернатного типа в современных условиях? Обоснуйте свой ответ.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Составьте маршрут движения незрячего ребенка от школы до автостанции с указанием опорных ориентиров и инструкциями.

2. Разработайте для ребенка план уборки помещения (класса, спальни на выбор). Обоснуйте логику его построения.

3. Разработайте критерии успешности усвоения детьми с нарушениями зрения курсов:

1)пространственной ориентировки;

2)социально-бытовой ориентировки;

3)развития осязания и мелкой моторики.

4. Составьте перечень необходимого оборудования для оснащения кабинетов:

1)пространственной ориентировки;

2)социально-бытовой ориентировки;

3)развития осязания и мелкой моторики;

4)развития мимики и пантомимики.

Темы докладов и сообщений к семинарскому занятию по теме:

1. Особенности проведения коррекционных занятий по пространственной ориентировке.

2. Особенности проведения коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке.

3. Особенности проведения коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики.

4. Особенности проведения коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики.

5. Современные аспекты применения здоровьесберегающих технологий в специальных (коррекционных) школах.

Библиография:

1. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. научных трудов /Под ред. М.И. Земцовой. — М.,1980. – 215 с.

2. Буцук, Т.В. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения: практическое пособие для педагогов / Т.В. Буцук, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 55 с.

3. Бейсова, В. Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно- развивающая работа в школе [Текст]: практическое пособие / В. Е. Бейсова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 283 с

4. В помощь тифлопедагогу ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Авторы-сост. Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск: Цецеро, 2010. - с.

5. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей //дефектология. -1982.-№5.-С.64-68

6. Григорьева Л.П, Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.

7. Денискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст]: метод. рекомендации / В. З. Денискина. - М.: ИПТК "Логос" ВОС, 2008. - 150, [1] с

8. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения // Под.ред. Е. М. Паниной, Н. В. Дулиной, М., 1997. -127 с.

9. Дружинина Л.А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения. — М.: Национальный книжный центр, 2009. — 192 с.

10. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. – Москва. Просвещение, 1979. – 211 с.

11. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. -метод. пособие / [В. З. Денискина, М. В. Венедиктова, Е. А. Куракина]; под ред. В. З. Денискиной. - Н. Новгород: Нижегор. обл. Центр соц.-труд. и психол. реабилитации инвалидов по зрению "Камерата", 2002. - 72 с.

12. Обучение незрячих пространственной ориентации [Текст]: учеб. пособие для тифлопедагогов и работников социал. учреждений / В. Ф. Миллер; [науч. ред. О. К. Агавелян], Бийс. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2010. - 154 с.

13. 0лейник С.А. Организация методов работы по обеспечению коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в школе для слепых детей //Дефектология. -1992.-№2-3.-С.32-37

14. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах- интернатах III-IV видов [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. Б. Тимофеева [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 317 с.

15. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детой с нарушением зрения. — М., 1998. – 364 с.

16. Плаксина Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей//Дефектология. -1983.-№3.-С.69-73

17. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1995. – 161 с.

18. Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых, на современном этапе //Дефектология. -1990.-№1.-С.9-15

19. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей [Текст]: Метод.пособие для педагогов и руководителей спец.(коррекц.) образов.учреждений / Тупоногов Борис Константинович. - Москва: Владос, 2014. - 223 с.

20. Феоклистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве //Дефектология. -1987.-№4.-С.60-65

21. Феаклистова В.А., Зайцева Н.Н. Социально-бытовая ориентировка младших слепых школьников в условиях специального организационного обучения //Дефектология. -1993.-№6.- С.43=47

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: