Комментарий к статье 202




Комментарий к статье 201

1. Данный состав преступления предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации предусмотрена в ст. 285 настоящего Кодекса).

2. Коммерческими являются организации (юридические лица), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли основной целью и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов и в других формах, предусмотренных законом. И коммерческие, и некоммерческие организации могут создавать объединения - ассоциации или союзы (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

3. Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в соответствии со ст. 201 настоящего Кодекса является отказ от принципа публичности уголовного преследования в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Это имеет место в случае, если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред исключительно этой коммерческой организации и не нанесло вреда интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства. Отказ от принципа публичности уголовного преследования выражается в том, что в указанном случае уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

4. Вред, причиненный злоупотреблением полномочиями, считается существенным, если совершение этого преступления ухудшило экономическое положение потерпевших (граждан, юридических лиц), затруднило реализацию их законных прав или создало препятствия для осуществления государственными органами или общественными организациями социальных, экономических или иных функций.

5. Тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, которые привели к экономическому разорению потерпевших или к такому воспрепятствованию осуществлению государственными органами или общественными организациями существенных социальных, экономических или иных функций, которое создало угрозу финансовой стабильности, общественной или государственной безопасности.

6. Субъектом данного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

7. Преступление совершается умышленно с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

 

 

Комментарий к статье 202

1. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. (Ведомости РФ, 1993, N 10, ст. 357) нотариат обеспечивает охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариусы, совершающие нотариальные действия, могут работать в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой. К числу нотариальных действий относится удостоверение различных сделок, таких, например, как договоры по поводу имущества (отчуждения, залога); нотариусы удостоверяют завещания, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общей собственности, удостоверяют копии документов и т. д. Эти и другие нотариальные действия представляют собой юридическое закрепление гражданских прав, обеспечивают их реализацию и предупреждают их возможное нарушение. Частная нотариальная практика представляет собой разновидность предпринимательской деятельности.

2. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (САПП РФ, 1993, N 52, ст. 5869). Аудиторская деятельность (аудит) заключается проведении независимых, вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, финансовых обязательств, в оказании других аудиторских услуг. Законодательными актами предусматриваются случаи обязательных аудиторских проверок, проводимых по требованию государственных органов. Такие проверки могут быть проведены и по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Заключение аудитора, явившееся результатом аудиторской проверки, является документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Частная аудиторская деятельность осуществляется либо аудиторской фирмой, либо физическими лицами, имеющими право заниматься аудиторской деятельностью, что также представляет собой разновидность предпринимательской деятельности.

3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами образует специальный состав злоупотребления своими полномочиями служащими коммерческой или иной организации (см. комментарий к ст. 201 настоящего Кодекса). Опасность этого преступления заключается в нарушении законных прав и интересов граждан, коммерческих и иных организаций, причиняющем значительный ущерб (определение значительного ущерба применительно к этому преступлению см. в п. 4 комментария к ст. 201 настоящего Кодекса).

4. Среди обстоятельств, отягчающих это преступление, указано злоупотребление полномочиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного. Дееспособность гражданина есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Дееспособность гражданина в полном объеме наступает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Опасность злоупотребления полномочиями в отношении несовершеннолетних и недееспособных связана с особой уязвимостью этих лиц с точки зрения соблюдения их законных прав и интересов.

5. Данное преступление совершается умышленно, с целью извлечения выгод для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

 

 

Комментарий к статье 203 1.Согласно Закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" 1992 г. (Ведомости РФ, 1992, N 17, ст. 888) частная детективная и охранная деятельность представляет собой оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Законом определены виды охранных и сыскных услуг, правомочия частных охранников и детективов. Особо регламентированы в Законе порядок и условия применения охранниками и детективами огнестрельного оружия и специальных средств. 2.Объективная сторона данного преступления заключается в превышении виновными лицами определенных в лицензии полномочий с применением насилия или с угрозой его применения. Любая деятельность подобного рода противоречит задачам охранных или детективных служб. Опасность подобной деятельности связана с предоставлением этим службам права на применение насилия (оружия, специальных средств) для выполнения задач своей деятельности (охрана собственности, задержание правонарушителя). На все случаи подобного рода распространяют свое действие нормы настоящего Кодекса о правилах необходимой обороны (ст. 37), о причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), и о крайней необходимости (ст. 39). 3.Обстоятельством, квалифицирующим данное преступление, является причинение тяжких последствий. Если такие последствия выразились в совершении уголовно наказуемого деяния, то эти действия квалифицируются по правилам квалификации случаев совокупности преступлений (ст. 17 настоящего Кодекса). 4.Субъектами данного преступления являются руководители или служащие частной охранной или детективной службы. 5.Преступление совершается умышленно, т. е. виновный осознает, что своими действиями он выходит за пределы полномочий, определенных в лицензии, и эти действия противоречат задачам деятельности указанных служб. Комментарий к статье 204 1.Коммерческий подкуп представляет собой вид преступления, посягающего на нормальные условия взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рынка (равенство сторон, эквивалентность обмена, реальное соблюдение договоров и т. д.). Правовую основу охраны добросовестной конкуренции представляет собой Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции от 25 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 1977). Условия нормальных коммерческих отношений нарушаются в пользу лиц, получающих подкуп и передающих его. При помощи подкупа может быть, например, обеспечено незаслуженное, необоснованное предоставление льготных кредитов стороне, прибегнувшей к подкупу, произведено раскрытие производственных секретов, дающее стороне, подкупившей соответствующего служащего конкурирующего предприятия, незаслуженное преимущество в хозяйственной деятельности, либо оказано влияние на преимущественное заключение деловой сделки в ущерб предприятию, в котором служит получивший подкуп, и т. д. 2.Субъектом получения подкупа являются лица, выполняющие управленческие функции как в коммерческих, так и в иных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью (политическая партия, профсоюз, потребительская организация и т. д.). Выполнение управленческих функций заключается в возможности, в пределах служебных полномочий, принимать решения, имеющие обязательную силу. Субъектом передачи подкупа выступает лицо, передающее материальные ценности или незаконно оказывающее услуги подкупаемому лицу с целью обеспечения собственных интересов. 3.Субъективная сторона при коммерческом подкупе предполагает прямой умысел, т. е. лицо, передающее подкуп, и лицо, принимающее подкуп, осознают, что передаваемые ценности или оказываемые услуги являются платой за совершение определенных действий в интересах дающего, и желают совершения таких действий.  

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: