КАК ЗАКОНЧИТЬ СКАЗКУ?
В тренинге по сказкотерапии, проводимом для школьных психологов и учителей, большое внимание уделяется работе с такими сказками, которые являются метафорическим отражением конкретных проблем реальных людей.
Многим людям бывает значительно проще представить свои жизненные трудности в форме сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы укрывшись за безопасным щитом метафоры, чем изложить существо проблемы впрямую.
Психолог, работая вместе с клиентом над его сказкой, получает возможность также говорить метафорически, избегая «лобовых» советов и конкретных рецептов. Идеи психолога по построению сюжета сказки, по поиску необходимых средств решения проблем, высказанных в метафорической форме, имеют неоднозначный характер и допускают множество толкований. Следовательно, клиент сможет найти в них именно тот смысл, который нужен лично ему.
Однако совместной работе с клиентом (ребенком или взрослым) над его сказкой должна предшествовать специальная подготовка. Не следует думать, что сочинять терапевтические и психологические сказки — чрезвычайно легкое занятие. Для того чтобы научиться извлекать смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в поисках символического ее решения, полезно отработать эти навыки на тренинговых занятиях по сказкотерапии.
Одним из эффективных методов является продолжение зачинов сказок.
В приложении представлены образцы карточек, на которых записаны начала сказок. В них отражены реальные проблемы людей. Опишем некоторые из упражнений, в которых применяются эти карточки.
На тренинге эти упражнения применяются в такой же последовательности, как представлены здесь.
|
ПЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Из стопки карточек ведущий наугад вынимает одну и зачитывает ее содержание. Участники группы записывают этот текст. Задачей игроков является следующее: за десять минут (подготовленной группе можно дать пять минут) сочинить продолжение сказочной истории. Оно должно содержать только пять предложений. Важное условие: сказка должна быть логичной, законченной и ее конец должен быть счастливым.
По завершении этой работы все сказки зачитываются и определяется лучшая.
ТРИ ВАРИАНТА
Группа разбивается на тройки, каждая из которых получает свою карточку с зачином сказки. Каждый из игроков за отведенные пятнадцать минут должен написать продолжение, в котором предлагался бы способ решения проблемы, заявленной в зачине. Участники каждой тройки зачитывают свой текст, а остальные игроки решают, какой из вариантов лучший.
ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ
Группа делится на подгруппы, состоящие из пяти человек. Наугад вытягивается карточка. Ведущий зачитывает текст. Каждая пятерка должна придумать продолжение сказки и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку — двадцать минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (1)
Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента.
Участники должны, во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что это за человек и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей клиента.
В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образа клиента лучше выслушивать после знакомства с созданной ими сказкой.
После того как каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.
|
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (2)
Проводится аналогично предыдущему упражнению. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.
СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (3)
Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый участник получает свою собственную сказку, с которой необходимо провести ту же работу, что и в двух предыдущих упражнениях.
После того как участник представил свою сказку и трактовку проблемы, остальные участники делятся мнениями, возможно, предлагают собственные способы завершения сказки.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
ПРИЛОЖЕНИЕ