Нижнетагильский машиностроительный техникум
(Факультет среднего профессионального образования)
Методические указания
По выполнению домашней контрольной работы
Для студентов заочного отделения
дисциплина «Инженерная графика»
по специальности 151030 Специальные машины и устройства
Нижний Тагил
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС
специальности 151030 Специальные машины и устройства
базовый уровень.
Разработчик: О.С. Михайлова
Методические указания одобрены и обсуждены на заседании цикловой комиссии Сварочного производства и компьютерных систем и комплексов.
Протокол № 1 от «12» сентября 2011г.
Председатель ЦК ______________________/Н.А.Шамшурова/
Заместитель директор по УМР__________ /Е.И.Гусева/
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Тематический план по дисциплине 4
Содержание учебной дисциплины 5
Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы 8
Контрольная работа 9
Приложение 42
Литература 49
Пояснительная записка.
Данное методическое пособие по дисциплине «Машиностроительное черчение» рекомендовано для специальности 151030 Специальные машины и устройства
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
¾ располагать и обозначать различные изображения на чертеже;
¾ читать и выполнять эскизы и рабочие чертежи детали;
¾ выполнять деталировку сборочных единиц и изделий;
¾ оформлять техническую документацию и вносить в нее изменения;
пользоваться справочной литературой.
знать:
¾ системы ЕСКД и ЕСТД и другие нормативно-справочные материалы;
¾ способы преобразования проекций;
¾ правила вычерчивания технических деталей;
¾ категории изображения на чертеже;
¾ средства инженерной графики.
владеть компетенциями:
¾ ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
¾ ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
¾ ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
¾ ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
¾ ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
конспектирование работа с учебной литературой работа в электронной базе данных техникума работа с методическими рекомендациями для выполнения контрольной работы | |
Промежуточная аттестация в формезачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Машиностроительное черчение» | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала обучающихся | Количество аудиторных часов при заочной форме обучения | Самостоятельная учебная нагрузка |
Раздел 1 Машиностроительное черчение | |||
Тема 1.1. Машиностроительное черчение. Основные положения | Содержание учебного материала | ||
Машиностроительное черчение. Виды конструкторской документации. Основные надписи на конструкторских документах. | |||
Тема 1.2. Изображения виды разрезы сечения выносные элементы | Содержание учебного материала | ||
Виды – основные, дополнительные, местные. Расположение, обозначение. Классификация разрезов. Обозначение. Сечения. Классификация. Расположение, обозначение на чертежах. | |||
Тема 1.3. Виды резьбы Резьбовые изделия | Содержание учебного материала | ||
Виды резьб. Основные параметры. Условные изображения и обозначения резьбы по ГОСТ. | |||
Тема 1.4. Разъемные и неразъемные соединения | Содержание учебного материала | ||
Резьбовые соединения. Упрощенные изображения по условным соотношениям в соответствии с ГОСТ. Разъемные соединения: шлицевые, шпоночные, штифтовые. Неразъемные: сварные, паяные, соединения заклепками. | |||
Тема 1.5. Эскизы и рабочие чертежи деталей | Содержание учебного материала | ||
Назначение эскиза. Порядок выполнения. Требования к выполнению рабочих чертежей | |||
Тема 1.6. Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей | Содержание учебного материала | ||
Комплект конструкторской документации. Чертежи общего вида и сборочные чертежи. Содержание. | |||
Тема 1.7. Чтение и деталирование сборочных чертежей | Содержание учебного материала | ||
Назначение сборочной единицы, ее работа. Количество стандартных и нестандартных деталей. Составление сборочного чертежа. Выполнение рабочих чертежей деталей по сборочному. Нанесение размеров. Заполнение основных надписей. | |||
Раздел 2 Схемы по специальности | |||
Тема 2.1. Схемы по специальности | Содержание учебного материала | ||
Схемы. Классификация. Оформление. Условные обозначения элементов схем. | |||
ВСЕГО |
Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы.
После изучения предусмотренного программой материала студенты НТМТ преступают к выполнению контрольной работы, составленной в 20 вариантах. Номер подлежащего к выполнению варианта работы соответствует номеру в контрольном списке журнала. Цель контрольной работы - научиться четко, графически правильно, выполнять чертежи. Контрольная работа является отчетом студента о проделанной работе по изучению программного материала.
Контрольная работа № 2 выполняется на 3 листах чертежной бумаги формата A3 по индивидуальным вариантам.
На обложке контрольной работы указывают: название предмета, фамилию, имя отчество, номер варианта.
Выполненная контрольная работа предъявляется в техникум за 2 недели до сессии.
Получив отрецензированную работу, студент должен исправить ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал.
К зачету допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе и выполнившие предусмотренные практические работы.
Последовательность выполнения:
1. Ознакомиться с содержанием и образцом листа;
2. Начертить рамку и основную надпись;
3. Продумать композицию листа, наметить место каждой проекции, надписи или построения;
4. Нанести все основные линии. Выполнить необходимые геометрические построения и надписи;
5. Проверить правильность выполнения;
6. Обвести чертеж в соответствии с требованиями ГОСТ 2.303 - 68и подписать его чертежным шрифтом;
7. Закончив работу, еще раз проверить правильность выполнения чертежа.
Перечень листов контрольной работы:
Лист 1. Выполнение различных разрезов и сечений.
Лист 2. Упрощенное изображение соединений крепежными деталями.
Лист 3. Чертеж зубчатой передачи.
Контрольная работа
Лист 1.
Содержание листа.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид слева разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид сверху разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид слева разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид слева разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
-
Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид сверху разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид спереди разрезом А – А.
1. Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
2. Заменить вид сверху разрезом А – А.
- Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
- Заменить вид слева разрезом А – А.
1. Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
2. Заменить вид сверху разрезом А – А.
1. Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
2. Заменить вид сверху разрезом А – А.
1. Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
2. Заменить вид сверху разрезом А – А.
1. Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди.
2. Заменить вид сверху разрезом А – А
3. Выполнить главный вид детали и указанные сечения. На построенных изображениях нанести размеры (часть размеров указана на наглядном изображении)
Лист 2.
Содержание листа.
Лист 3.
Содержание листа.
Задание: Выполнить чертеж цилиндрической зубчатой передачи. Размеры шпонок и пазов для них установить по ГОСТ 23360-78. Остальные параметры см. в Приложении 10 и 11. Нанести размеры диаметров валов и межосевого расстояния
![]() |
![]() |
![]() |