Международная просветительская акция
«Пушкинский диктант»
«Путешествие с А.С. Пушкиным»
«Он победил и время, и пространство»
А. Ахматова
Задания для учащихся 7-8 классов
Июня 2020 г.
Уважаемый участник!
В День русского языка и Пушкинский день России приглашаем написать «Пушкинский диктант». Для участия необходимо сначала заполнить свои личные данные, затем приступить к выполнению заданий. Желаем Вам успеха!
1. | Адрес электронной почты: | |
2. | Согласие на обработку данных: | Согласен/согласна (нужное подчеркнуть) |
3. | Данные об участнике: | |
Фамилия | ||
Имя | ||
Отчество | ||
Страна | ||
Город/поселение | ||
Школа/вуз/организация дополнительного образования/род занятий для взрослых | ||
Возраст участника | ||
4. | Сведения об организаторе акции: | |
Фамилия, Имя, Отчество | ||
Наименование организации: | ||
e-mail организатора: |
Инструкция по выполнению заданий «Пушкинского диктанта»
1. Внимательно прочитайте задание, выберите один правильный ответ, несколько правильных ответов или впишите свой краткий ответ в поле для ответа.
2. В ответах приветствуется грамотность в формулировках, отсутствие фактических ошибок, точность цитирования.
3. За каждый правильный ответ начисляются баллы, максимальное количество за все задания – 100 баллов!
4. Время выполнения заданий – 45 минут. Сдайте заполненный бланк на проверку организатору акции. Если вы принимаете участие в традиционной форме лично, то сфотографируйте бланк с заданиями в хорошем разрешении и сразу пришлите на проверку в Оргкомитет «Пушкинского диктанта» по адресу: p.diktant@yandex.ru
|
5. Сделайте несколько ваших фотографий во время выполнения заданий и отправьте по адресу: p.diktant@yandex.ru. Лучшие фотоматериалы будут опубликованы на сайте АССУЛ!
«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть».
А.Н. Островский
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир произведений А.С. Пушкина! Итак, начинаем!
Задание 1. Корректоры. В отрывке из произведения А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» со временем в словах стёрлись некоторые буквы и знаки препинания. Помогите это исправить! Прочитайте текст и выполните задания | |
Дорога шла через обвал обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые стоявшие ниже слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен! Мы круто подымались выше и выше. Лошади наши вязли в рыхлом снегу, под которым шумели ручьи. Я с уд...влением смотрел на дорогу и не понимал возможности езды на колесах. В это время услышал я глухой грохот. «Это обвал», – сказал мне г. Огарев. Я оглянулся и увид...л в стороне груду снега которая осыпалась и медленно съезжала с крутизны. Малые обвалы здесь не редки. В прошлом году русский извозчик ехал по Крестовой горе. Обвал оборвался; страшная глыба св...лилась на его повозку погл...тила телегу лошадь и мужика перевалилась через дорогу и пок...тилась в пропасть со своею добычею. Мы достигли самой вершины горы. | |
1. ПУНКТУАЦИЯ. Перед вами отрывок из прочитанного текста. Найдите предложения с пропущенными знаками препинания на одно правило, выберите правильную формулировку правила из списка, отметьте её ü | |
Дорога шла через обвал обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые стоявшие ниже слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен! | |
o Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами | |
o Обособление определений, выраженных причастными оборотами | |
o Знаки препинания при однородных членах предложения | |
2. ОРФОГРАФИЯ. В представленном отрывке вставьте пропущенные буквы в слова. | |
Я с уд...влением смотрел на дорогу и не понимал возможности езды на колесах. В это время услышал я глухой грохот. «Это обвал», - сказал мне г. Огарев. Я оглянулся и увид...л в стороне груду снега которая осыпалась и медленно съезжала с крутизны. Малые обвалы здесь не редки. В прошлом году русский извозчик ехал по Крестовой горе. Обвал оборвался; страшная глыба св...лилась на его повозку погл...тила телегу лошадь и мужика перевалилась через дорогу и пок...тилась в пропасть со своею добычею. Мы достигли самой вершины горы. | |
Задание 2. Реставраторы. В приведенных ниже отрывках из произведений А.С. Пушкина исчезли слова, обозначающие транспортные средства, которыми пользовался поэт и его герои. Восстановите пропавшие слова, запишите их в правильной грамматической форме в строке для ответа. Вам помогут слова для справок: возок, коляска, карета, кибитка, телега | |
1) Бразды пушистые взрывая, Летит _____________ удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. | |
2) Петровский замок. Ну! не стой, Пошел! Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской ____________ несется чрез ухабы. | |
3) Катит по-прежнему _______________; Под вечер мы привыкли к ней И, дремля, едем до ночлега — А время гонит лошадей. | |
4) У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской ______________ Уж мой Онегин поскакал. | |
5) Долго ль мне гулять на свете То в _____________, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? | |
Задание 3. Знатоки. Прочитайте отрывок из известного произведения А.С. Пушкина, события которого отнесены в далекое прошлое. Именно поэтому, повествуя о них, поэт использует устаревшие слова. Определите лексическое значение этих слов. Найдите каждому слову соответствующую букву-характеристику, отметьте правильный ответ, поставьте ü | |
Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружинойсвоей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег…. | |
Устаревшие слова | Лексические значения |
1. вещий | А. волшебник, колдун, чародей |
2. хозарам | Б. в славянской мифологии бог грозы и грома (бог-громовник) |
3. дружиной | В. Древнерусское название г. Константинополя, ныне Стамбул (в тексте от него образовано прилагательное) |
4. цареградской | Г. Тот, кто приносит какую-либо весть, известие |
5. броне | Д. Народ тюркского происхождения, в 7 - 10 вв. образовавший государство между низовьями Днепра и Волги |
6. кудесник | Е. Воинские доспехи |
7. Перуну | Ж. Приближенные князя, а также княжеское войско |
8. Заветов | З. Предвидящий будущее, пророческий |
9. вестник | И. Наставления, советы, наказы, данные потомкам, последователям |
o 1З 2Д 3Ж 4В 5Е 6А 7Б 8И 9Г | |
o 1В 2Е 3Д 4Ж 5А 6З 7Г 8Б 9И | |
Задание 4. Географы. Около тридцати тысяч верст в общей сложности проехал А.С. Пушкин по дорогам России. “Путешествие нужно мне нравственно и физически”,- говорил поэт и уезжал за сотни верст от столицы. Посещенные поэтом места названы в пушкинских строфах, приведенных ниже. Запишите названия мест, где бывал поэт, в строку для ответа после каждого отрывка | |
1) Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, ______, я думал о тебе!... | |
2)...А ______ неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит. | |
3) Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам ________. | |
4) Далече от брегов Невы, Теперь я вижу пред собою ______ гордые главы... | |
5) Прекрасны вы, брега ________, Когда вас видишь с корабля… | |
Задание 5. Литературоведы Роман «Капитанская дочка» – это в какой-то мере роман-путешествие. Это произведение, которое содержит большое количество топонимов (наименований географических объектов (рек, городов, деревень и др.), официально зафиксированных в документах и закрепленных временем). Благодаря топонимам мы можем совершать виртуальные путешествия во время чтения литературных произведений. Прочитайте вопросы и предложенные цитаты. Ответы запишите в строке для ответов. В случае затруднений воспользуйтесь подсказками в Словах для справок. Слова для справок:Белогорская крепость, Симбирск, Санкт-Петербург, Нижнеозерная крепость, Бердская слобода, река Яик. | |
1.Как называется крепость, которая станет местом службы для Петруши Гринева и местом действия трагических событий пугачевского восстания? «… крепость оказывается простой деревушкой, огороженной забором с единственной пушкой». | |
2. В какой город Пугачев отсылает Гринева, чтобы тот объявил губернатору и генералам о захвате города восставшими через неделю? | |
3. Описание какой реки дано в 3 главе «Крепость»? «Дорога шла по крутому берегу….Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи». | |
4. Куда Маша решает отправится, чтобы помочь возлюбленному? Именно там «…во время прогулки она разговаривает с незнакомой знатной дамой, без утайки раскрывая цель своего приезда – она приехала просить не милости, но правосудия, то есть помилования Гринева у императрицы, а также делится подробностями истории с Пугачевым и Швабриным». | |
Задание 6. Экскурсия. Рассмотрите изображения Пушкинских мест. Знаете ли вы, как называются и где находятся эти места? Под каждым изображением напишите название места с большой буквы. Используйте слова для справок: Болдино, Санкт-Петербург, Захарово, Святогорский монастырь, Москва, Михайловское | |
Изображение Пушкинского места | Описание |
1. | А. В этой усадьбе, принадлежавшей бабушке поэта М. А. Ганнибал, прошло детство А.С. Пушкина. |
1. | |
2. | Б. В этом 2-этажном старинном доме в 1831 году А. С. Пушкин отмечал свой шумный мальчишник и после венчания проживал в этом доме уже со своей женой Н. Н. Гончаровой. Сегодня здесь находится мемориальный музей-квартира поэта. |
2. | |
3. | В. Это родовое имение принадлежало семье Ганнибалов: в 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала прадеду Пушкина эти владения. В 1781 году после смерти Абрама Михайловича земли были разделены между тремя его сыновьями. Дед Пушкина получил в наследство небольшое село, где впоследствии построил господский дом и разбил цветущий сад, за состоянием которого строго наблюдал. С 1816 года мать Александра Сергеевича стала владелицей этого имения. |
3. | |
4. | Г. Это последний приют поэта, здесь закончился его последний земной маршрут. Строение это было выполнено в 16 столетии по распоряжению Ивана Грозного IV. Согласно преданию, здесь пастуху привиделась икона Божьей Матери. Александр Сергеевич очень любил посещать это место. |
4. | |
5. | Д. Эти земли на протяжении трех столетий принадлежали роду Пушкиных. Здесь сохранился подлинный барский дом и усадебный парк XIX века, расположен Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник, созданный в 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта. Здесь в 1830 году поэт пережил наивысший творческий взлет. |
5. | |
6. | Е. Эта квартира А.С. Пушкина связана с последним периодом жизни и творчества А.С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался, смертельно раненный на поединке с Ж. Дантесом. |
6. | |
Дорогой юный знаток творчества А.С. Пушкина! Вот и завершилось наше путешествие в мир произведений А.С. Пушкина. |
Спасибо за участие в «Пушкинском диктанте»!
|
|
Читайте и перечитывайте произведения А.С. Пушкина!