Обсуждение и презентация разработанных программ внеурочной деятельности (готовят программу по каждому виду ВД 2 студента)
Направления и виды внеурочной деятельности:
1) Спортивно-оздоровительная деятельность.
2) Валеологическая деятельность.
3) Экологическая деятельность.
4) Художественно-эстетическая деятельность.
5) Общественно-полезная деятельность.
6) Туристско-краеведческая деятельность
7) Трудовая деятельность
8) Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности учащихся.
9) Проектная деятельность младших школьников.
10) Научно-познавательное направление внеурочной деятельности учащихся.
11) Игровая деятельность младших школьников.
12)Социальное творчество.
13)Досуговое общение.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
1. Комплексные образовательные программы | - Предполагают последовательный переход от воспитательных результатовпервого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. - Программы могу быть сквозными, с 1 по 4 класс. - К комплексным программам пишется одна пояснительная записка, в которой отражается специфика работы по всем модулям. |
2. Тематические образовательные программы | - Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности. |
3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.) | Могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень (приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности), 2-3-й классы — второй уровень (формирование ценностного отношения к социальной реальности), 4-й класс — третий уровень (опыт самостоятельного общественного действия) |
4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности | Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др. |
5. Возрастные образовательные программы | Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др. |
6. Индивидуальные образовательные программы для учащихся | Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития. |
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
· Титульный лист.
· Пояснительную записку.
· Учебно-тематический план.
· Содержание изучаемого курса.
· Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
· Список литературы.
Примерная технология разработки образовательной программы
Внеурочной деятельности
№ | Структура программы | Содержание структурных компонентов программы |
Титульный лист | 1 Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. 2 Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. 3 Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа. 4 Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). 5 Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). 6 Название города. 7 Год создания программы. | |
Пояснительная записка | Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: • актуальность; • практическая значимость; • связь с уже существующими по данному направлению программами; • вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); • новизна (для претендующих на авторство). 2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают: • обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.; • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3. Отличительные особенности программы: • базовые теоретические идеи; ключевые понятия; • этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: - возраст детей и их психологические особенности; -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); -число обучающихся по годам обучения (обосновать); - режим занятий: общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность занятий. - прогнозируемые результаты и способы их проверки. 5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.). | |
Учебно - тематический план(если программа рассчитана на 2 года и более, желательно представить её по годам обучения) | -Раскрывается последовательность тем курса, -указывается количество часов на каждую тему, -соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. | |
Содержание программы | Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: • название; • основные узловые моменты; • формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу. | |
Методическое обеспечение программы | Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий. • Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса. • Перечень дидактических материалов. Краткая характеристика материально-технических средств необходимых для реализации программы. | |
Список литературы | Приводятся два списка литературы: - используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса; - рекомендуемая для детей и родителей. |
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены данные мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел и модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Структурные элементы рабочей программы:
· титульный лист;
· пояснительная записка;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· календарно-тематический план;
· содержание рабочей программы;
· средства контроля;
· учебно-методические средства обучения.
Список литературы:
1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
3. Досуговые программы для детей и подростков /авт.-сост. Л.Б. Малыхина.- Волгоград: Учитель, 2012.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. В.А.Горского.- М.: Просвещение, 2011.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Козловская Л.И. Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности. - htpp: //www.khu-kim.edu.ua
2. Курганский С.М. Организация досуговой деятельности учащихся. - htpp: //festival.1 september.ru
3. Тавстуха О.Г. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей. - htpp: //www.orenipk.ru