Выступление перед разными типами аудитории




Оратор и аудитория

Аудиторный шок

 

Чрезмерное волнение иногда приводит оратора к состоянию, называемому аудиторным шоком. Это особое психическое состояние, которое часто возникает у начинающих ораторов: колени дрожат, руки трясутся, во рту пересохло, щеки горят, дыханье тяжелое. Но главная беда — из головы мгновенно улетучиваются все те прекрасные мысли и факты, которые были заготовлены дома.

Крайний случай этого явления описан в рассказе И.Л. Андроникова «Первый раз на эстраде». Аудиторный шок проявляется у героя уже на репетиции, когда он решает рассказать заготовленный текст знакомому. «Он не скрыл, что десятиминутный текст я произносил более получаса и внешне это выглядело очень непрезентабельно: я все время почесывался, облизывался, хохотал и кланялся и при этом отступал все время назад, так что он, доктор, должен был несколько раз возвращать меня из угла на исходную точку. Но более всего его поразило, что, с трудом произнося заученные слова, я помогал себе какими-то странными движениями левой ноги — тряс ею, вертел, потирал носком ботинка другую ногу, а то начинал стучать ногой в пол».

В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказывают про известного критика В.В. Стасова, который «…» в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни единого слова».

70 % начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

Лучшим средством против страха является непрерывная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позволит оратору накопить некоторый опыт — знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и многого избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока — хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в большую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

 

Выступление перед разными типами аудитории

Фактор адресата очень ярко проявляется в публичных выступлениях. Перед аудиторией разного типа надо и выступать по-разному. Рассмотрим наиболее важные различия.

 

Однородная/разнородная аудитория

Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей — родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб,...а другой выковыривает изюминки — интересные детали» (ЛГ, 9.5.1972).

Как выступать в разнородной аудитории?

· Ориентироваться надо на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми.

· Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов — в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее.

· В разнородной аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.

Большая / небольшая аудитория

Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему? По целому ряду причин.

Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. П. Сопер писал: «В массе человек склонен скорее поддержать предложение, чем переживать тягостное сознание, что он «уходит в кусты». Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся».

В большой аудитории сильно действует механизм заражения. «Удалось оратору заручиться благосклонным вниманием некоторых из слушателей - начнет оказывать свое распространяющееся влияние психическая заразительность» (П. Сопер).

В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение - сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию — она обычно не настроена критически.

Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень.

Напомним замечание Д. Карнеги: «Человек в составе толпы будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его не тронули бы в составе полудюжины слушателей». Таким образом, с большой аудиторией можно и нужно разговаривать «проще».

Какие же требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией, что надо учесть, появляясь перед нею?

· Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно.

· Необходима краткость. Большая аудитория — самая нетерпеливая, она не терпит длиннот и быстро устает.

· Речь должна быть яркой, фразы должны быть броскими.

· Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей, говорить просто, если не сказать примитивно.

· Предпочтительнее индуктивная подача материала.

· Эмоциональность оратора должна быть выше средней.

· Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения,

· Не нужно много и тщательно аргументировать.

· Не следует призывать аудиторию «Давайте подумаем», следует сразу говорить, что надо думать.

· Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.

· Говорить короткими фразами, афористично.

Небольшой считается аудитория, не превышающая 25 - 30 человек. Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее.

Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее.

· Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости. Лучше сойти вниз к слушателям.

· Лучше всего отказаться от микрофона.

· Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить слушателей пересесть и первые ряды.

· Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному.

· Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно.

· Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.

· Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.

· Следует приглашать аудиторию к размышлению.

· Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

Подготовленная/ неподготовленная аудитория

 

Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности — хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподго-товленная) аудитория.

К хорошо подготовленной аудитории относят обычно аудиторию, включающую слушателей среднего и пожилого возраста, имеющих высшее и среднее специальное образование, достаточный жизненный и социальный опыт, внутренние мотивы к познанию окружающего мира. Это обычно руководители разного уровня, профессорско-преподавательский состав, политики.

Подготовленную, зрелую аудиторию образуют слушатели молодого и среднего возраста со средним образованием, не имеющие еще достаточного жизненного и социального опыта, но имеющие осознанный интерес к познанию. Сюда относятся студенты старших курсов, специалисты по проблеме.

Слабо - или малоподготовленная аудитория образуется слушателями с начальным или незаконченным средним образованием, подростками, молодежью, у которой отсутствует жизненный и социальный опыт и интерес к познанию. Это — школьники, учащиеся ПТУ и техникумов, неорганизованная молодежная аудитория, рабочие, стихийная смешанная публика.

При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо:

· акцентировать внимание на том новом, что аудитория узнает из выступления, так как главный мотив подготовленной аудитории - «что нового?».

· Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.

· Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаться к разуму слушателей.

· Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.

· Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.

· Эмоциональные моменты использовать строго дозировано, в основном для разрядки, а не для убеждения.

· Эффективна восходящая аргументация — от менее сильного аргумента к более сильным.

· Максимум диалогичности.

· Наиболее эффективна двусторонняя аргументация, а также контраргументация.

· Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).

· Называть различные подходы к проблеме, не смущаясь их противоречивостью, и свести их к единству; не уходить от спорных проблем, предлагать по ним свои решения.

· Изложение строить системно.

· Не злоупотреблять негативными фактами, изложение строить на позитивной основе.

· Упоминать ученых, их мнения и заслуги.

· Не злоупотреблять цитатами, избегать стереотипов мнений групповых лидеров («Путин сказал...», «Мишустин заявил...», «Песков заявил…» и др.).

· Не подсказывать аудитории выводов, не формулировать выводы для аудитории, дать ей самой сделать вывод из выступления.

 

При выступлении перед подготовленной аудиторией необходимо:

· Демонстрировать бóльшую эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией.

· Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.

· Необходимо делать для аудитории практические выводы.

· Рассуждения обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы.

· Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.

 

При выступлении перед малоподготовленной, малокультурной аудиторией необходимо:

· Говорить медленно, малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.

· Эффективна вопросно-ответная форма выступления.

· Эмоциональность выступления должна быть максимальной.

· Максимум примеров, случаев из жизни.

· Эффективна односторонняя аргументация.

· Апеллировать к практическому результату («вы будете иметь...», «вы сможете...», «у вас не будет...» и т. д.).

· Эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к более слабым.

· Эффективно широкое использование юмора.

· Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы, эмоциональное давление, эмоциональные средства).

· Особенно эффективное риторическое средство — повтор.

· Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых).

· Убедительны ссылки на известные исторические факты (например, реформы Петра 1).

· Эффективны ссылки на «общие мнения», трюизмы, поговорки и пословицы.

· Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.

· Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.

· Эффективны концовки в форме цитат и пословиц.

Профессиональная аудитория

 

Представители точных наук, естественных областей знания:

требуют от выступающих точных формулировок, тезисов;

необходимо подавать информацию аналитически, расчленять ее;

приводить цифровые данные; аудитория привыкла к цифровым данным и ожидает, что будут приведены цифры и числа. Как писал П. Мицич, «для технаря четыре цифры доказательнее 1000 слов»;

наиболее эффективной оказывается дедуктивная подача материала;

для «технарей», «естественников» необходимо в выступлении обязательно выходить в гуманитарные сферы, затрагивать смежные гуманитарные проблемы. Есть исследования, которые показывают, что, собравшись вместе, физики могут говорить о физике не более часа, а потом переходят на спорт, искусство, политику и т. д.

Для представителей гуманитарных наук:

более эффективной оказывается индуктивная подача информации;

не злоупотреблять цифрами, аудитория лучше реагирует на сопоставления типа «в два раза больше», «в полтора раза меньше» и т.д.

Существуют наблюдения над особенностями восприятия вузовских лекций студентами, которые только учатся и теми, кто работает и учится:

«учащиеся »

· ценят в лекциях эрудицию лектора,

· любят проблемность,

· ждут, что лектор выделит моменты, влияющие на самообразование.

«работающие »:

· ценят в лекторе умение коротко говорить,

· ждут от него четкого выделения главного,

· требуют удобного темпа и ритма,

· самообразовательная значимость лекций для них практически не важна.

 

Позитивно/негативно настроенная аудитория

По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную (благожелательную), индифферентную (равнодушную) и негативную (неблагожелательную) аудиторию.

Благожелательно настроенная аудитория:

· хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию, данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным;

· тезис надо сформулировать прямо во вступлении;

· наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам;

· выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории — ей приятней сделать выводы самостоятельно.

С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться, к сожалению, весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для такой аудитории особенно эффективным оказывается:

· увлекательное начало;

· максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания;

· говорить с повышенной эмоциональностью;

· чаще обращаться к аудитории и отдельным слушателям;

· показывать аудитории возможные выгоды от прослушивания вашего выступления («я научу вас, как избавиться от колорадского жука», «я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела», «я расскажу вам о новом простом способе похудеть» и т. д.);

· говорить коротко;

· рассказывать случаи из жизни;

· в начале сформулировать за и против, а затем уже представить свой тезис как вывод из предыдущего обсуждения, добавив некоторые дополнительные аргументы.

Выступление в негативно настроенной аудитории, конечно, самое трудное. Статистика показывает, что примерно 10 процентов любой среднестатистической аудитории негативно относится к лектору, оратору, либо к самой теме, предмету, вынесенному на обсуждение и т. д.

Причины - самые разные, от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т. д. Эти десять процентов устойчиво выделяются в любой аудитории, и поэтому не надо ставить задачу заинтересовать всех - это нереально.

Негативная аудитория формируется за счет того, что любой человек обычно не хочет автоматически поддаваться влиянию другого человека, в нашем случае — оратора, не хочет в готовом виде принимать его тезисы и пытается оказывать оратору внутреннее сопротивление, которое Б.Ф.Поршнев называл контрсуггестией. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво. Это и приводит к скептицизму, который может быть усилен неопытностью или ошибками лектора, оратора.

Как же выступать в негативно настроенной аудитории?

· попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. П. Сопер считал, что убеждающая и побуждающая к действию речь может считаться эффективной, если удалось воздействовать на двух-трех человек;

· не старайтесь переубедить всех; постарайтесь убедить или посеять сомнения в головах нескольких конкретных слушателей, которых вы выберете в зале;

· начинайте выступление с бесспорного, с того, в чем вы сразу достигнете согласия; П. Сопер советует: «если ваше утверждение очень спорно, отложите его до момента, когда вы заручитесь симпатией аудитории»;

· декларируйте информационную цель вашего выступления («я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас»);

· если в процессе вашего выступления вы чувствуете, что оппозиция стала обостряться, немедленно превращайте убеждающую речь в информационную;

· предпочтительнее дедуктивная подача материала, нисходящая аргументация - от сильного аргумента к менее сильным;

· эффективна двусторонняя аргументация и контраргументация;

· выводы необходимо формулировать эксплицитно и подсказывать их аудитории;

· тезис лучше не давать в начале выступления, а дать его в заключении, как вывод.

Женская/мужская аудитория

Специфика женской аудитории в том, что эта аудитория особенно остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана; у слушателей преобладает конкретно-образное мышление. Для женской аудитории характерна высокая эмоциональность восприятия; эта аудитория предпочитает воспринимать информацию на слух; у нее ослаблен или полностью отсутствует интерес к экономическим, научно-техническим и спортивным темам; она обычно менее информирована по всем вопросам, чем мужская аудитория.

При этом женская аудитория охотнее собирается на различные лекции и выступления.

При выступлении перед женской аудиторией рекомендуется:

· индуктивная подача информации;

· высокая эмоциональность изложения;

· апелляция к бытовым проблемам и примерам, случаям из повседневной жизни, проблемам семьи;

· максимальное использование наглядности;

· рассматривать в одном выступлении только одну проблему.

Мужская аудитория обычно лучше информирована по всем вопросам, чем женская; мужчины много читают газет и смотрят ТВ, поэтому располагают последней информацией по многим вопросам; преобладающие интересы мужчин связаны с работой и политикой.

При выступлении в мужской аудитории можно рекомендовать:

· говорить коротко, мужская аудитория особенно нетерпелива к длиннотам;

· не слишком подробно «разжевывать» материал;

· обязательно выдерживать регламент;

· проявлять умеренную эмоциональность;

· использовать преимущественно дедуктивную подачу материала;

· не делать выводы за аудиторию;

· использовать более абстрактное изложение;

· можно рассматривать два-три вопроса в одном выступлении;

· обязательно давать аргументацию каждого выдвигаемого тезиса;

· использовать рациональное построение выступления;

· структура выступления должна быть очевидной для аудитории - мужчины это любят;

· эффективно использование перечисления;

· на вопросы отвечать максимально кратко.

Молодежная аудитория

 

Специфика молодежной аудитории весьма значительна.

Какие же основные признаки характеризуют молодежную аудиторию? Приведем их в виде простого перечисления: беззаботность; необремененность житейскими проблемами; неразвитость способности к логическому мышлению; эмоциональное восприятие преобладает над рациональным; неприязнь к наставлениям, прямым назиданиям; стремление к «критиканству» (огульное критика без конкретных предложений); максимализм в суждениях и оценках; болезненная чувствительность к противоречиям, неправде; податливость к внушению, манипулированию; страсть к победам, внимание к победителям; тяга к новизне, новому; любознательность; интерес к проблемам литературы, искусства, музыки; интерес к морально-этическим проблемам; любовь к личностной интерпретации фактов; стремление к опоре на конкретные факты; низкий уровень внимания; высокий уровень доверия к информации, воспринимаемой на слух; доверие к мнениям сверстников; любовь к яркости, зрелищности, наглядности; легкость эмоционального заражения; легко теряют нить повествования; в споре легко переходят от темы к теме, от факта к факту; любят юмор, шутки; ценят веселых людей; ждут понимания проблем молодежи от старшего поколения, от взрослых.

Молодежная аудитория резко отрицательно относится к тем, кто пытается выгораживать кого-либо, скомпрометированного общественным мнением; молодые люди любят и лучше понимают быструю речь. Существует дифференциация и самой молодежной аудитории.

Выделяют три группы молодежи:

18 -25 лет — высокое развитие мышления, памяти, низкое внимание;

26 - 29 лет — более низкое развитие мышления и памяти, высокое внимание;

30 - 33 года — высокое развитие памяти, мышления и внимания.

После 33 лет наблюдается постепенное угасание всех интеллектуальных функций, если человек не занимается профессиональной деятельностью, связанной с постоянным умственным трудом. Разумеется, все сказанное следует учитывать, выступая перед молодежной аудиторией.

Что можно рекомендовать оратору в этом случае?

Использовать дедуктивную подачу материала (для аудитории старше 25 лет), индуктивную (до 25 лет). Рассматривать один-два вопроса, не больше.

· Темп речи должен быть достаточно быстрый.

· Избегать прямых назиданий, морально-оценочных рекомендаций в адрес аудитории.

· Использовать эмоциональное воздействие, логические доводы должны лишь закреплять воздействие, оказанное на чувства и веру.

· Избегать абстрактных логических рассуждений.

· Широко использовать наглядность, яркие схемы, слайды, музыку.

· Обязательно использовать юмор, шутку, смешные истории и случаи.

· Не говорить плохо о сегодняшних кумирах молодежи.

· Не пытаться реабилитировать в глазах молодежи тех, кто осужден общественным мнением.

· Не замалчивать правду, недостатки, а показывать пути исправления.

· Демонстрировать смелость мышления, принципиальность.

· Вести диалог максимально откровенно, окрашивая его личностным отношением, личностными оценками.

· Не укорять аудиторию за ошибочное понимание того или иного вопроса.

· Опираться в изложении на конкретные факты, случаи.

· Применять специальные средства поддержания внимания.

· Все время специальными средствами удерживать и демонстрировать аудитории нить повествования.

· Всячески избегать длиннот, длинных цитат и длинных фраз.

· Всему давать личную оценку.

· Указывать на новые идеи, факты, мнения, подчеркивать их новизну и оригинальность.

· При выступлении находиться как можно ближе к аудитории.

· Выводы формулировать в эксплицитной словесной форме.

 

Детская аудитория

Основные особенности детской аудитории: эмоциональная непосредственность; неусидчивость; быстрая утомляемость; высокая заражаемость, страсть к копированию; непонимание подтекста высказываний, непонимание иронии (приблизительно до 12 - 13 лет); дети предпочитают событийное изложение, хорошо понимают только его; очень любят наглядность, яркость, зрелищность; нетерпимость к длиннотам; упорно отстаивают свои вкусы, требуют их уважения; любят «рыжих клоунов», то есть людей с отклоняющимся поведением; с 12 - 13 лет наблюдается кризис в общении с взрослыми, требуют отношения к ним как к взрослым; тяга к подробностям взрослой жизни; больше верят устно сказанному; ждут постоянного внимания и одобрения своей деятельности.

При выступлении в детской аудитории следует:

· рассматривать только один вопрос;

· выступать коротко;

· давать аудитории отдохнуть и расслабиться;

· чаще хвалить отдельных слушателей и аудиторию в целом;

· избегать намеков, подтекста, все мысли формулировать развернуто, «словами»;

· изложение строить как последовательность событий;

· максимально использовать средства наглядности;

· эффективна максимальная эмоциональность;

· говорить быстро;

· опираться на конкретные события;

· выводы формулировать в эксплицитной словесной форме.

 

Аудитория среднего возраста

В данной аудитории следует:

· обращаться к материальному благосостоянию;

· эффективны апелляции к жизненным проблемам и ситуациям, связанным с материальной стороной жизни людей;

· строить выступление как некоторое сравнение или сопоставление;

· использовать сопоставление разных стран, людей, социальных групп и т.д. и анализировать результаты таких сопоставлений;

· обращаться к темам семьи, работы;

· можно в одном выступлении рассматривать 3 - 4 вопроса;

· в аудитории старше 25 лет наиболее эффективной оказывается дедуктивная подача материала.

Аудитория старшего возраста

Аудитория старшего возраста характеризуется преобладанием интересов, связанных с повседневным бытом и воспитанием молодежи.

Выступая перед аудиторией старшего возраста, целесообразно:

· использовать интерес к общественно-политической тематике;

· обсуждать написанное в газетах;

· четко указывать источник сообщаемой информации; люди старшего возраста часто обращаются за указанием источников информации, за уточнением, интересуются дополнительной литературой, которую оратор должен им назвать;

· говорить медленнее, аудитория старшего возраста лучше понимает медленную речь; тех, кто говорит быстро, считают глупыми, поверхностными, болтунами;

· устанавливать личный эмоциональный контакт со слушателями;

· терпеливо относиться к вопросам представителей старшего поколения, которые могут отличаться детальностью и дотошностью, быть длинными, развернутыми, содержать личные воспоминания задающего вопрос;

· апеллировать к опыту слушателей, к истории, историческим фактам;

· иметь наготове библиографию или даже книги и брошюры, которые можно было бы показать интересующимся слушателям;

· ссылаться на авторитеты, известные источники, статистические данные;

· не переубеждать, а информировать.

Ригидная/гибкая аудитория

 

Каждый слушатель относится к определенному психическому типу. Существует много различных классификаций людей по типам психики, но для ситуации публичного выступления необходимо учитывать разделение слушателей на ригидный, гибкий и средний типы.

Ригидный слушатель верит авторитетам, сформировавшемуся мнению, устойчиво сохраняет верность докоммуникативному воздействию, то есть не склонен менять своих мнений.

Гибкий слушатель - это такой, который вырабатывает собственное мнение как бы каждый раз заново, с учетом нынешней ситуации, нынешних условий. Гибкий слушатель по всем вопросам имеет собственные суждения, не зависит от авторитетов, самостоятельно вникает в суть каждого факта или явления и дает всему самостоятельные оценки.

Средний тип слушателя — промежуточный между ригидным и гибким.

Принадлежность того или иного человека к определенному типу моет быть определена экспериментально. Старшее поколение обычно склонно к ригидности, поэтому их так трудно убедить принять что-либо новое; молодежь, как правило, относится к гибкому типу.

Можно предложить небольшой тест для определения степени ригидности/гибкости человека.

Человеку предлагается отреагировать первым пришедшим в голову словом на следующие 10 слов: любить, упасть, чистый, утро, молодой, плохой, темный, тяжелый, мать, начать. Ответы фиксируются, а затем сопоставляются с контрольными ответами: любить-ненавидеть; упасть-встать; чистый-грязный; утро-вечер; молодой-старый; плохой-хороший; темный -лес, светлый; тяжелый-легкий; мать-отец; начать-кончить.

Количество совпадений ответов испытуемого с контрольными ответами, выраженное в процентах, характеризует степень его ригидности.

Предположим, у испытуемого совпали 4 ответа: упасть — встать, утро — вечер, мать — отец, начать — кончить. Это означает, что степень ригидности его психики - 40%, на 60% он гибкий.

Слушателей с высокой степенью ригидности психики убеждать крайне трудно, лучше всего превратить выступление перед ними в чисто информационное. Преодоление ригидности аудитории — практически недостижимая задача. Гибкие же люди — наиболее благодатная аудитория, они легко вступают в диалог с оратором, живо реагируют, пытаются осмысливать приводимые аргументы.

 

Национальная специфика аудитории

Существуют и национальные особенности той или иной аудитории — кстати, это вопрос, требующий в настоящее время самого пристального внимания. Одни и те же доводы, аргументы, риторические приемы, приемы усиления текста имеют разную силу в разных культурах, обладают разной эффективностью. Кроме того, существуют приемы, эффективные для аудитории, состоящей из представителей одного народа, но совершенно не дающие эффекта среди слушателей, принадлежащих к другой национальности. Так, в китайской аудитории эффективны афоризмы, притчи, перечислительные. ряды («два хорошо, четыре плохо, три надо»).

В мусульманской аудитории большой убедительной силой обладает цитата из Корана, мнение мудрецов, апелляция к мнению стариков.

Для англичан большое значение имеет подача той или иной идеи как старой, уже проверенной опытом. На латиноамериканцев большое впечатление производит эмоциональный нажим, жестикуляция, идеи, облеченные в форму призывов.

Для японца важно, чтобы он мог «сохранить лицо», то есть внешне остаться при своем мнении; большое значение имеет сохранение этикетных отношений между оратором и слушателями, улыбка.

На американца сильное воздействие оказывает аргумент, основанный на демонстрации личной выгоды. Американца можно побудить к действию, вызвав и нем азарт к соревнованию. Сильным аргументом для американца является подача идеи или факта как нового, еще не имевшего прецедента (в противоположность англичанам). Вызов к риску также может побудить американца принять точку зрения оратора.

Немцу нужно показать экономию, пользу от реализации той идеи, которую пропагандирует оратор и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: