Лекция 5. I-IV Вселенские соборы.




Введение в историю Вселенских cоборов. Происхождение арианства

Церковные соборы ведут свое начало от апостольского собора 50 г., прошедшего в Иерусалиме и описанного в книге Деяний святых апостолов, где была использована знаменитая формула постановления – «Угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15:28). Однако само слово «собор» – σύνοδος (синодос) – впервые встречается только в Третьем послании о крещении к римскому пресвитеру Филимону Дионисия Александрийского. Латинский термин consilium впервые употребил знаменитый латинский автор, учитель Церкви Тертуллиан (De pudicitia, 10).

Первые церковные соборы, о которых сохранились упоминания в источниках, собирались во второй половине второго века по поводу осуждения учения Монтана (Евсевий Кесарийский. Церковная история 5:16) и в связи со спорами о времени празднования Пасхи (Евсевий Кесарийский. Церковная история 5:23).

В третьем веке прошли два Александрийских собора 231 г., собиравшиеся в связи с получением Оригеном пресвитерского сана от палестинских епископов, знаменитые Карфагенские соборы – по поводу принятия отпадших и перекрещивания еретиков, а также три Антиохийских собора 264-269 г. – по поводу учения Павла Самосатского. В этих соборах принимали участие клирики и миряне.

С самого начала истории христианской Церкви соборы созывались в тех случаях, когда спорные вопросы касались всей Церкви или требовали более высокой компетенции, чем мнение одного епископа. Однако до эпохи императора Константина Великого соборы обыкновенно включали в себя епископов только определенной провинции, т.е. ограничивались сравнительно небольшой территорией. Сама идея и возможность созыва общеимперского, вселенского собора могла возникнуть только в связи с начавшимся процессом христианизации империи. Не случайно поэтому инициатором Первого Вселенского собора явился император Константин Великий.

Общее понятие о Вселенских соборах.

Вселенские соборы, οικουμενικές συνόδοι, в первоначальном понимании – это соборы, имеющие значимость для всего пространства Греко-римской империи. Ныне под Вселенскими соборами мы понимаем соборы, постановления, решения которых имеют авторитет и силу для всего православного мира, всей православной Церкви. Постановления Вселенских соборов являются частью Священного Предания Церкви и источником церковного вероучения.

Русское слово «вселенский» передает греческое слово, которое происходит от двух слов: οίκος – дом, жилище и οικέω (икомева)– обитать, жить, населять. Под вселенной – οικουμένη – греки понимали обитаемую, населенную землю, землю, известную им самим и преимущественно населенную ими. При этом остальной мир мыслился потенциально греческим. Завоевание этого мира, распространение империи в христианскую эпоху рассматривалось и как форма миссии.

Решения Вселенских соборов Церковь признает как имеющие богодухновенный характер. Но каковы критерии, по которым Церковь признает тот или иной собор Вселенским? Таким критерием не может быть самопровозглашение собора таковым: история знает случаи, когда соборы, называвшие себя вселенскими, были отвергнуты Церковью. Не всегда критерием является и количественный состав собора: были и не вселенские соборы, имевшие значительно больший состав участников, чем некоторые Вселенские соборы. Вселенским собор делало не количество участников, не самопровозглашение себя вселенским, но последующая рецепция, принятие решений этого собора всей Церковью, водимой Святым Духом.

Православная Церковь признает семь Вселенских соборов, проходивших в период с 325 по 787 г.

 

I Вселенский cобор. Арианский спор.

Год. Никея.

• Осуждение арианства - важнейшее дело Собора.

• Собор принял решение и относительно даты празднования Пасхи.

• Часть постановлений Собора сформулирована в виде 20 канонов (правил).

• введено в новый Символ,- выражение «единосущный» и «из сущности Отца».

 

II Вселенский собор.

Год. Константинополь.

• Главное догматическое определение Собора - его Символ, который в древности назывался «верой 150 отцов»

• Свт. Василий обосновывает «споклоняемость» Св. Духа Отцу и Сыну и Его «господственность». Священное Писание именует Духа Животворящим (Ин 6. 63), но то же говорится об Отце и Сыне (Ин 5. 21). Этим словом показывается равное божество Трех Лиц.

• Часть постановлений Собора сформулирована в виде 7 канонов (правил).

III Вселенский собор. Несторианский спор.

Год. Эфес.

Главное дело Собора - утверждение православной христологии, выражается истина единства лица Богочеловека.

• Осуждение несторианства. Запрет составлять новые символы.

• Часть постановлений Собора сформулирована в виде 8 канонов (правил).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: