Психология управления — одна из важнейших отраслей психологии, изучающая психологические особенности управленческой деятельности.
Объектом психологической теории управления являются люди или группы людей, входящие в разнообразные организационные структуры управления, а также формы взаимоотношений между ними в этих структурах.
Предмет же психологии управления включает в себя психологическую структуру и закономерности управленческой деятельности, психологические аспекты отношений между ее субъектами и объектами, а также свойства личности, необходимые для ее успешного осуществления.
Наиболее важными для большинства организаций психологическими проблемами, связанными с управлением и требующим научного разрешения, являются следующие:
— повышение профессиональной компетентности руководителя;
— совершенствование стилей управления;
— поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
— профессиональный подбор менеджеров;
— профилактика и конструктивное разрешение конфликтов;
— преодоление стрессовых состояний;
— улучшение социально-психологического климата;
— сплочение персонала вокруг целей организации;
— укрепление духа корпоративности в организации.
Поэтому было бы правильным считать психологию управления комплексной психологической наукой, включающей научные положения не только социальной, но и педагогической, инженерной и других отраслей психологии.
В структуре управления как системе обычно выделяют следующие компоненты: субъект управления, объект управления, цели управления, управленческие взаимодействия, функции управления, механизмы управления и другие. Сам же процесс управления включает в себя принципы, методы и функции управления.
|
Принципы — это правила, положения, требования, которыми руководствуются в управлении или менеджменте. Их можно разделить на три группы:
1. Общие принципы:
2. Принципы управления людьми:
3. Принципы, связанные с формированием личности менеджера:
Методы управления также можно разделить на три группы:
4. экономические методы, реализуемые путем материального стимулирования труда работников (дифференцируемая зарплата, премии, персональные надбавки и т.п.);
5. педагогические методы, включающие в себя индивидуальную и коллективную работу по инструктированию, обучению и воспитанию персонала (собрания, совещания, беседы и т.п.);
6. административные методы, основанные на нормативах и правах руководителя как единоначальника, предполагающие воздействие на коллектив и отдельных его членов путем издания приказов, распоряжений, решений и т.п.
Процесс управления состоит из последовательного ряда управленческих действий, которые называют управленческими функциями. Основные из них: планирование — организация — координация — контроль. Кроме основных, можно назвать и другие функции управления: целеполагания, прогнозирования, оперативного регулирования, учета и анализа результатов деятельности. Особое место среди них занимает функция мотивации или стимулирования, которая как бы пронизывает все остальные функции и представляет особый интерес с точки зрения психологии управления. При этом управленческая деятельность всегда циклична. Через определенные промежутки времени (финансовый год, учебный год, квартал, семестр и т.п.) она повторяется, начиная с нового планирования и заканчивая итоговым контролем.
|
14. Психологическая проблема лидерства.
Лидер, как правило, выдвигается для решения групповых задач стихийно. Лидер — это член группы, принимающий на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений. Это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности, а потому, что он обладает способностями интересно организовывать дела, пользуется авторитетом.
Основные признаки лидерства:
S более высокая инициативность и активность индивида при решении групповых задач;
S большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;
S большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе;
S большая выраженность личностных качеств, принимаемых данной группой.
Виды лидерства:
S эмоциональное («сердце» группы);
S информационное («разум» группы);
S деловое («руки» группы).
Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься подчиненным как:
S один из нас, а не чужак;
S подобный большинству из нас;
S лучший из нас, чтобы служить примером, образцом для подражания.
И если руководитель одновременно является умом, сердцем и руками группы, то он будет пользоваться высочайшим авторитетом и уважением. Однако, так бывает не всегда. Поэтому для руководителя очень важно правильно подобрать команду заместителей и помощников.
15. Стили руководства в управлении и принятие управленческих решений.
Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к подчиненным. Стиль руководства определяется следующими основными факторами:
|
— степень делегирования руководителем своих полномочий;
— степень участия подчиненных в принятии решений;
— уровень информированности подчиненных о состоянии дел в организации;
— виды власти, используемые руководителем.
Основные стили руководства:
• Авторитарный стиль — характеризуется концентрацией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчиненных.
• Демократический стиль — руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы.
• Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятельность, возможность для творчества
Руководитель выполняет лишь основные управленческие функции. Поэтому в психологии в последнее время все больше внимания уделяется так называемому партисипативному (соучаствующему) стилю руководства, когда к управлению широко привлекаются исполнители.