Психология управления как наука. Структура управления.




Психология управления — одна из важнейших отраслей психологии, изучающая психологические особенности управленческой деятельности.

Объектом психологической теории управления являются люди или группы людей, входящие в разнообразные организационные структуры управления, а также формы взаимоотношений между ними в этих структурах.

Предмет же психологии управления включает в себя психологическую структуру и закономерности управленческой деятельности, психологические аспекты отношений между ее субъектами и объектами, а также свойства личности, необходимые для ее успешного осуществления.

Наиболее важными для большинства организаций психологическими проблемами, связанными с управлением и требующим научного разрешения, являются следующие:

— повышение профессиональной компетентности руководителя;

— совершенствование стилей управления;

— поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

— профессиональный подбор менеджеров;

— профилактика и конструктивное разрешение конфликтов;

— преодоление стрессовых состояний;

— улучшение социально-психологического климата;

— сплочение персонала вокруг целей организации;

— укрепление духа корпоративности в организации.

Поэтому было бы правильным считать психологию управ­ления комплексной психологической наукой, включающей научные положения не только социальной, но и педагоги­ческой, инженерной и других отраслей психологии.

В структуре управления как системе обычно выделяют следующие компоненты: субъект управления, объект управления, цели управления, управленческие взаимодействия, функции управления, механизмы управления и другие. Сам же процесс управления включает в себя принципы, методы и функции управления.

Принципы — это правила, положения, требования, которыми руководствуются в управлении или менеджменте. Их можно разделить на три группы:

1. Общие принципы:


2. Принципы управления людьми:



3. Принципы, связанные с формированием личности менеджера:

Методы управления также можно разделить на три группы:

4. экономические методы, реализуемые путем материального стимулирования труда работников (дифференцируе­мая зарплата, премии, персональные надбавки и т.п.);

5. педагогические методы, включающие в себя индивидуальную и коллективную работу по инструктирова­нию, обучению и воспитанию персонала (собрания, совещания, беседы и т.п.);

6. административные методы, основанные на нормативах и правах руководителя как единоначальника, предполагающие воздействие на коллектив и отдельных его членов путем издания приказов, распоряжений, решений и т.п.

Процесс управления состоит из последовательного ряда управленческих действий, которые называют управленческими функциями. Основные из них: планирование — организация — координация — контроль. Кроме основных, можно назвать и другие функции управления: целеполагания, прогнозирования, оперативного регулирования, учета и анализа результатов деятельности. Особое место среди них занимает функция мотивации или стимулирования, которая как бы пронизывает все остальные функции и представляет особый интерес с точки зрения психологии управления. При этом управленческая деятельность всегда циклична. Через определенные промежутки времени (финансовый год, учебный год, квартал, семестр и т.п.) она повторяется, начиная с нового планирова­ния и заканчивая итоговым контролем.

 

14. Психологическая проблема лидерства.

Лидер, как правило, выдвигается для решения групповых задач стихийно. Лидер — это член группы, принимающий на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений. Это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности, а потому, что он обладает способностями интересно организовывать дела, пользуется авторитетом.

Основные признаки лидерства:

S более высокая инициативность и активность индивида при решении групповых задач;

S большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;

S большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе;

S большая выраженность личностных качеств, принимаемых данной группой.

Виды лидерства:

S эмоциональное («сердце» группы);

S информационное («разум» группы);

S деловое («руки» группы).

Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься подчиненным как:

S один из нас, а не чужак;

S подобный большинству из нас;

S лучший из нас, чтобы служить примером, образцом для подражания.

И если руководитель одновременно является умом, сердцем и руками группы, то он будет пользоваться высочайшим авторитетом и уважением. Однако, так бывает не всегда. Поэтому для руководителя очень важно правильно подобрать команду заместителей и помощников.

15. Стили руководства в управлении и принятие управленческих решений.

Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий руководителя по отноше­нию к подчиненным. Стиль руководства определяется следующими основными факторами:

— степень делегирования руководителем своих полномочий;

— степень участия подчиненных в принятии решений;

— уровень информированности подчиненных о состоянии дел в организации;

— виды власти, используемые руководителем.

Основные стили руководства:

Авторитарный стиль — характеризуется концентрацией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчиненных.

Демократический стиль — руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, что­бы иметь представление о перспективах своей работы.

• Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятель­ность, возможность для творчества

Руководитель выполняет лишь основные управленческие функции. Поэтому в психологии в последнее время все больше внимания уделяется так называемому партисипативному (соучаствующему) стилю руководства, когда к управлению широко привлекаются исполнители.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: