Роль семьи в становлении личности
Семья — это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия.
Социализация в семье происходит по двум направлениям:
• в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание);
• в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи.
Социальное научение в семье происходит, с одной стороны, в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. А с другой — оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.
Семейное воспитание — это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы:
S наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;
S материально-экономическая обеспеченность семьи;
S социальное положение и уклад жизни в семье;
S структура семьи и ее количественный состав;
S место проживания и жилищные условия семьи;
S отношения в семье к ребенку и другие факторы.
Задачи семейного воспитания:
S создать благоприятные условия для развития ребенка;
S стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;
S передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
S научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
S воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
S гуманность и внимание к растущему человеку;
S вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников;
S открытость и доверительность отношений с детьми;
S оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье;
S последовательность в своих требованиях и справедливость;
S оказание помощи ребенку, отзывчивость.
Основные направления семейного воспитания:
• Физическое воспитание — основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д.
• Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей.
• Нравственное воспитание — где на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.
• Эстетическое воспитание — призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном.
• Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо.
Типы семей и особенности их влияния на детей
В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:
• простая семья — супружеская пара с детьми, не состоящими в браке;
• расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;
• полная семья — в состав которой входят оба супруга;
• неполная семья — в которой один из супругов отсутствует.
Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье
воспитание усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными.
Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми:
• Семьи, любящие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.
• Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными.
• Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою материальную выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — обязательно поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
• Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
• Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.