Лекция № 7. МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Моногорода как специфическое социально-экономическое образование
Термин «моногород» появился в России сравнительно недавно, а точнее: в 1990-е гг. В законодательных актах Российской Федерации встречаются термины «город с монопрофильной структурой хозяйства», «город с монопроизводственной структурой» и «монопромышленный город». Первый из этих терминов использовался в Постановлении Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 928 «О реализации Комплексной программы по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг.», а последние два термина - в Постановлении Правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.» и в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 гг.
Кроме того, получил распространение еще один термин - «город с моноэкономической структурой» (впервые этот термин был применен в постановлении Минтруда РФ от 22.01.2001 г. № И «О мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы»).
В научной литературе используется также понятие «монофункциональный город» и «монопрофильный город».
Появление моногородов в современной России — это результат реструктуризации всей социально-экономической жизни страны после распада СССР в 1991 г. Моногорода - это специфическое явление, присущее только России. Как известно, специфика социально-экономической жизни бывшего СССР заключалась в попытке построить самодостаточную страну, которая экономически никак бы не зависела от других стран мира. С этой целью в разных регионах страны создавались крупные промышленные предприятия, а вокруг затем появлялась вся социальная инфраструктура. Но в связи с отказом общества от социалистической экономики, распадом СССР в 1991 г., переходом России к рыночным экономическим отношениям, изменением структуры промышленности страны, эти города оказались не в состоянии организовать самостоятельные экономические отношения и стали нуждаться в помощи государства и общества.
Следует отметить, что в ст. 169 Федерального закона«0 несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, градообразующими организациями признаются «юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта».
В докладе Минрегионразвития РФ «Моногорода: перспективы развития» на международной конференции «Зарубежный опыт реструктуризации моногородов» (Москва. Февраль 2010 г.) были предложены следующие критерии и показатели отнесения городских населенных пунктов к типу монопрофильных:
1) наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25 % экономически активного населения;
2)наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50 % всего объема промышленного производства;
3)дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к типу монопрофильных, а именно: доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20 % общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.
В указанном докладе Минрегионразвития РФ приводится такая формулировка: «Моногород - это поселение (городской округ), организации и жители, которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющее градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25 % трудоспособного населения этого населенного пункта».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 659 был подготовлен «Перечень монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занятости». В 2000 г. из 1087 российских городов к числу монопрофильных было отнесено около 500 городов, а также не менее 1300 поселков городского типа, в которых проживало около 16 млн. чел. (каждый девятый житель России).
По данным Экспертного института (Москва), в 2001 г. к типу моногородов можно было отнести 467 городов страны (43% от общего числа городов) и 332 поселка городского типа (24% от общего числа), в которых проживало около 25% всего городского населения страны (25 млн. чел.). По критериям Минрегионразвития РФ в 2009 г. в России насчитывалось 466 моногородов, в которых проживало около 15% населения страны.
Необходимо отметить, что в стране существует большая группа городов, которые формально не подходят под официальный статус моногородов, но находятся в той же зоне риска; в них имеются по 2-3 крупных предприятия, не связанных друг с другом технологической цепочкой, но закрытие одного резко снижает в городе занятость, повышает уровень безработицы и бедности, ведет к негативным социальным последствиям. В современной России наследием СССР является большая распространенность моногородов, которая была предопределена как необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, так и идеей обустройства и территориальной организации государства. Развитие и размещение монопрофильных городов для страны было важным способом адаптации территориальной организации производительных сил к основным экономическим, геополитическим, климатическим и географическим условиям государства.
При этом размещение производительных сил происходило по принципу «завод - город». Градообразующие предприятия многие десятилетия обеспечивали большинство жителей монопрофильных городов не только работой, но и жильем, детскими садами, школами, водой, газом, электричеством, транспортом и др. Властные советские органы привлекали в промышленность монопрофильных городов рабочую силу не только высокой зарплатой, но и социальными благами, не доступными в других городах: качественное жилье, уровень здравоохранения, возможность купить автомобиль. Более того, сохранялся особый бренд таких монопрофильных городов, как населенных пунктов повышенной комфортности жизни.
Все социалистические монопрофильные города имели одного заказчика своей продукции - государство. Как только в 1990-е гг. изменилась ситуация и предпринимателями смог стать любой гражданин, появилось множество заказчиков, которые стали предъявлять повышенные требования к продукции. В связи с тем, что появилась конкурентная среда, она начала требовать высокого качества товаров и услуг, которое невозможно обеспечить имеющимися производительными силами.
Население моногородов после свертывания крупного промышленного производства на градообразующем предприятии становится на какой-то период избыточным. Анализ показывает, что во всех моногородах идет эволюционно миграционный отток молодежи в более крупные города. По этой причине моногорода начинают терять население, снижать демографический потенциал и экономическую активность трудоспособных граждан. Значительная часть моногородов получила статус городского поселения в период социалистической индустриализации в 1930-е гг., а также в военные и послевоенные годы. Поэтому узкая производственная специализация - это во многом результат их относительной молодости. По сути, моногорода - это преимущественно малые и средние города, которые остаются поселками при заводах.
По причине непродолжительности существования в качестве городов моногорода не смогли реализовывать заложенный в них потенциал, не успели стать истинными городами ни с учетом своей экономической базы, ни по качеству городской среды, ни по образу и качеству жизни населения. Монофункциональной структуре города соответствуют низкая диверсификация сфер занятости населения (однородный профессиональный состав), высокий уровень безработицы, переходящей в застойную безработицу, общественная пассивность большинства населения, однообразная культурная жизнь, незрелость институтов и отношений гражданского общества. При этом моногород характеризуется простой планировочной структурой, наличием одной промышленной зоны, а его центр, как правило, нередко располагается рядом с проходной завода. Моногород не в состоянии полностью удовлетворить необходимые потребности в социальных, культурных и образовательных желаниях его граждан. В связи с этим, в моногородах возникает проблема роста уровня их социально-культурной самодостаточности.
Таким образом, основными проблемами моногородов являются:
- высокий уровень безработицы;
- низкая инновационная активность местных предприятий;
- ограниченная функциональная направленность местных производств;
- высокая степень экономических рисков на территории;
- незрелость отношений гражданского общества.
Главная проблема моногородов в том, что они, обладая всеми внешними признаками города, не в состоянии максимально удовлетворять весь необходимый комплекс социально-культурных и образовательных потребностей граждан, которые обычно предоставляет крупный город. Специфика российских моногородов заключается в следующем:
• формирование, становление и развитие городов в России связано с эволюцией роста, развития и реструктуризации индустриальной модели общества;
• принципиальные позитивные изменения в социально-экономическом развитии моногородов будут происходить очень медленно, в значительных временных параметрах; но при этом остаются психологические проблемы жителей, которые привязаны к местам «малой Родины»; для преодоления негативных аспектов в жизнедеятельности моногородов необходимы значительные финансовые ресурсы, взаимодействие властных муниципальных органов и бизнеса;
• все необходимые стратегические решения в области повышения эффективности и качества жизни в моногородах, как правило, зависят от внешних причин, т.е. находятся за пределами возможностей органов местного самоуправления; поэтому необходим особый вид партнерства (сотрудничества) в системе «федеральная власть - региональная власть - муниципальная власть -бизнес-структуры» для решения социально-экономических проблем моногородов.
Таким образом, отлаженная система государственно-частного партнерства является наиболее приемлемой формой решения проблем моногородов.