Моногорода как специфическое социально-экономическое образование




Лекция № 7. МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Моногорода как специфическое социально-экономическое образование

Термин «моногород» появился в России сравнительно недавно, а точнее: в 1990-е гг. В законодательных актах Российской Федерации встречаются термины «город с монопрофильной структурой хозяйст­ва», «город с монопроизводственной структурой» и «монопромышленный город». Первый из этих терминов использовался в Постановлении Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 928 «О реализации Комплексной программы по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг.», а последние два термина - в Постановлении Правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.» и в Генеральном соглашении меж­ду общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федера­ции на 1998-1999 гг.

Кроме того, получил распространение еще один термин - «город с моноэкономической структурой» (впервые этот термин был применен в постановлении Минтруда РФ от 22.01.2001 г. № И «О мониторинге го­родов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы»).

В научной литературе используется также понятие «монофунк­циональный город» и «монопрофильный город».

Появление моногородов в современной России — это результат ре­структуризации всей социально-экономической жизни страны после распада СССР в 1991 г. Моногорода - это специфическое явление, при­сущее только России. Как известно, специфика социально-экономической жизни бывшего СССР заключалась в попытке постро­ить самодостаточную страну, которая экономически никак бы не зави­села от других стран мира. С этой целью в разных регионах страны соз­давались крупные промышленные предприятия, а вокруг затем появля­лась вся социальная инфраструктура. Но в связи с отказом общества от социалистической экономики, распадом СССР в 1991 г., переходом России к рыночным экономическим отношениям, изменением структу­ры промышленности страны, эти города оказались не в состоянии орга­низовать самостоятельные экономические отношения и стали нуждать­ся в помощи государства и общества.

Следует отметить, что в ст. 169 Федерального закона«0 несостоя­тельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, градообра­зующими организациями признаются «юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работаю­щего населения соответствующего населенного пункта».

В докладе Минрегионразвития РФ «Моногорода: перспективы развития» на международной конференции «Зарубежный опыт рест­руктуризации моногородов» (Москва. Февраль 2010 г.) были предло­жены следующие критерии и показатели отнесения городских населен­ных пунктов к типу монопрофильных:

1) наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществ­ляющих деятельность в рамках единого производственно-техноло­гического процесса, на котором занято на основной работе более 25 % экономически активного населения;

2)наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого произ­водственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50 % всего объема промышленного производства;

3)дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к ти­пу монопрофильных, а именно: доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого произ­водственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20 % общего объема налогов и сборов, по­ступающих в бюджет муниципального образования от всех организа­ций и предприятий.

В указанном докладе Минрегионразвития РФ приводится такая формулировка: «Моногород - это поселение (городской округ), органи­зации и жители, которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность ус­тойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющее градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25 % тру­доспособного населения этого населенного пункта».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 659 был подготовлен «Перечень монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занято­сти». В 2000 г. из 1087 российских городов к числу монопрофильных было отнесено около 500 городов, а также не менее 1300 поселков го­родского типа, в которых проживало около 16 млн. чел. (каждый девя­тый житель России).

По данным Экспертного института (Москва), в 2001 г. к типу мо­ногородов можно было отнести 467 городов страны (43% от общего числа городов) и 332 поселка городского типа (24% от общего числа), в которых проживало около 25% всего городского населения страны (25 млн. чел.). По критериям Минрегионразвития РФ в 2009 г. в России на­считывалось 466 моногородов, в которых проживало около 15% насе­ления страны.

Необходимо отметить, что в стране существует большая группа городов, которые формально не подходят под официальный статус мо­ногородов, но находятся в той же зоне риска; в них имеются по 2-3 крупных предприятия, не связанных друг с другом технологической цепочкой, но закрытие одного резко снижает в городе занятость, повы­шает уровень безработицы и бедности, ведет к негативным социальным последствиям. В современной России наследием СССР является боль­шая распространенность моногородов, которая была предопределена как необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот новых при­родных ресурсов, так и идеей обустройства и территориальной органи­зации государства. Развитие и размещение монопрофильных городов для страны было важным способом адаптации территориальной орга­низации производительных сил к основным экономическим, геополи­тическим, климатическим и географическим условиям государства.

При этом размещение производительных сил происходило по принципу «завод - город». Градообразующие предприятия многие деся­тилетия обеспечивали большинство жителей монопрофильных городов не только работой, но и жильем, детскими садами, школами, водой, га­зом, электричеством, транспортом и др. Властные советские органы привлекали в промышленность монопрофильных городов рабочую си­лу не только высокой зарплатой, но и социальными благами, не дос­тупными в других городах: качественное жилье, уровень здравоохране­ния, возможность купить автомобиль. Более того, сохранялся особый бренд таких монопрофильных городов, как населенных пунктов повы­шенной комфортности жизни.

Все социалистические монопрофильные города имели одного за­казчика своей продукции - государство. Как только в 1990-е гг. измени­лась ситуация и предпринимателями смог стать любой гражданин, поя­вилось множество заказчиков, которые стали предъявлять повышенные требования к продукции. В связи с тем, что появилась конкурентная среда, она начала требовать высокого качества товаров и услуг, которое не­возможно обеспечить имеющимися производительными силами.

Население моногородов после свертывания крупного промыш­ленного производства на градообразующем предприятии становится на какой-то период избыточным. Анализ показывает, что во всех моного­родах идет эволюционно миграционный отток молодежи в более круп­ные города. По этой причине моногорода начинают терять население, снижать демографический потенциал и экономическую активность трудоспособных граждан. Значительная часть моногородов получила статус городского поселения в период социалистической индустриали­зации в 1930-е гг., а также в военные и послевоенные годы. Поэтому узкая производственная специализация - это во многом результат их относительной молодости. По сути, моногорода - это преимущественно малые и средние города, которые остаются поселками при заводах.

По причине непродолжительности существования в качестве го­родов моногорода не смогли реализовывать заложенный в них потен­циал, не успели стать истинными городами ни с учетом своей экономи­ческой базы, ни по качеству городской среды, ни по образу и качеству жизни населения. Монофункциональной структуре города соответст­вуют низкая диверсификация сфер занятости населения (однородный профессиональный состав), высокий уровень безработицы, переходя­щей в застойную безработицу, общественная пассивность большинства населения, однообразная культурная жизнь, незрелость институтов и отношений гражданского общества. При этом моногород характеризу­ется простой планировочной структурой, наличием одной промышлен­ной зоны, а его центр, как правило, нередко располагается рядом с про­ходной завода. Моногород не в состоянии полностью удовлетворить необходимые потребности в социальных, культурных и образователь­ных желаниях его граждан. В связи с этим, в моногородах возникает проблема роста уровня их социально-культурной самодостаточности.

Таким образом, основными проблемами моногородов являются:

- высокий уровень безработицы;

- низкая инновационная активность местных предприятий;

- ограниченная функциональная направленность местных производств;

- высокая степень экономических рисков на территории;

- незрелость отношений гражданского общества.

Главная проблема моногородов в том, что они, обладая всеми внешними признаками города, не в состоянии максимально удовлетво­рять весь необходимый комплекс социально-культурных и образова­тельных потребностей граждан, которые обычно предоставляет крупный город. Специфика российских моногородов заключается в следующем:

• формирование, становление и развитие городов в России связано с эволюцией роста, развития и реструктуризации индустриаль­ной модели общества;

• принципиальные позитивные изменения в социально-экономи­ческом развитии моногородов будут происходить очень медлен­но, в значительных временных параметрах; но при этом остают­ся психологические проблемы жителей, которые привязаны к местам «малой Родины»; для преодоления негативных аспектов в жизнедеятельности моногородов необходимы значительные финансовые ресурсы, взаимодействие властных муниципальных органов и бизнеса;

• все необходимые стратегические решения в области повышения эффективности и качества жизни в моногородах, как правило, зависят от внешних причин, т.е. находятся за пределами воз­можностей органов местного самоуправления; поэтому необхо­дим особый вид партнерства (сотрудничества) в системе «феде­ральная власть - региональная власть - муниципальная власть -бизнес-структуры» для решения социально-экономических про­блем моногородов.

Таким образом, отлаженная система государственно-частного партнерства является наиболее приемлемой формой решения про­блем моногородов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: