Формы корпоративной социальной ответственности для повышения эффективности жизнедеятельности моногородов




Как мы уже выше отмечали: бизнес для моногородов (внутри са­мих моногородов) свою социальную ответственность может эффектив­но осуществлять только во взаимодействии с властными органами (фе­деральными, региональными, муниципальными).

При этом федеральные власти финансируют конкретные инвести­ционные проекты, способствующие созданию новых наукоемких рабо­чих мест и диверсифицирующие экономику моногородов.

Региональные органы берут на себя всю инфраструктуру, в особен­ности - транспортную. При этом уделяется особое внимание транспорт­ному сообщению моногородов с другими частями, центром, региона.

Муниципальные органы власти создают разветвленную систему услуг (привлекая для этого бизнес), увеличивают долю перерабаты­вающих производств, осуществляют финансирование объектов соци­альной инфраструктуры, развивают для этого малое предпринимательство, определяют примерные точки экономического и социального развития (роста).

В этом направлении муниципальные органы власти осуществляют такие направления деятельности:

- создают систему гарантий для инвестиционной работы;

- определяют четкие процедуры для открытия новых предприятии разных форм собственности;

- устанавливают понятные правила землепользования, отвода зе­мельных участков под строительство;

- ведут объективную ценовую политику на товары и услуги;

- решают вопросы установления налоговых льгот;

- разрабатывают и претворяют в жизнь особую программу повышения привлекательности (имиджа) моногорода;

- формируют банк данных, раскрывающих инвестиционный и инновационный потенциал;

- осуществляют информационную поддержку проектов и т.п.
Бизнес-структуры в лице корпораций (самих градообразующих предприятий) должны искать, в первую очередь, пути повышения инновационной активности, определить источники инвестиций, обосновать возможности реструктуризации предприятия и решать проблемы для внедрения новых технологий.

Руководители бизнеса не могут игнорировать положения «Мани­феста о моральном кодексе менеджера», принятого мировой бизнес-элитой в 1973 г. в Давосе, где записано: «Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу». «Прибыль предприятия является необходи­мым средством, но не конечной целью руководства предприятия».

Социальная ответственность бизнеса, по отношению к моногоро­дам, должна учитывать, что существует мировой термин «импринтинг» (англ. imprinting), который широко используется в биологии и демографии, означающий феномен территориального закрепления лю­бого живого существа (в том числе и человека) к конкретному месту, где он родился и провел детство. Эта местность становится «малой Ро­диной» для человека и его сюда будет тянуть всю жизнь. Импринтинг наиболее характерен для жителей малых городов, в том числе моно­профильных, т.к. крупные города (особенно столичные) равнодушны и даже безжалостны к прошлому, малым формам и структурам обеспече­ния жизни человека.

Бизнес, осуществляя корпоративную социальную ответствен­ность, должен учитывать, что главный ресурс моногородов - это не ма­териальные активы градообразующего предприятия, а наличное население. К сожалению, в настоящее время не только в городах, но и в стране в целом нет четкой методологии активизации этого ресурса, рас­крытия его потенциала. Корпоративные программы социальной ответ­ственности должны учитывать необходимость активизации именно людских ресурсов в моногородах:

1. Людей дорабочего возраста (0-15 лет): в домохозяйствах, до­школьных и школьных учебных заведениях;

2. Рабочего возраста (16-59 лет): на рабочих местах предприятий, фирм;

3. Послерабочего возраста (более 60 лет): в домохозяйствах, сове­тах ветеранов, различных организациях, где продолжают трудиться люди послерабочего возраста.

Но важной задачей при этом является активизация в первую оче­редь наиболее креативных групп населения, из отмеченных нами выше. Корпоративная социальная ответственность должна быть ориентирова­на на поиск креативных людей в первых двух группах: дорабочий и ра­бочий возраст.

Одно из направлений, которое может реализовать корпоративная социальная ответственность в моногородах - это принять участие в формировании концепции гражданского общества моногорода. Про­блема формирования гражданского общества обширна и многогранна. Она в себя включает различные аспекты построения взаимоотношений в человеческом сообществе, начиная с правовых и заканчивая нравст­венно-этическими. Существуют разные определения понятия «граж­данское общество», но, представляется, что наиболее удачным может быть следующее: «Гражданское общество представляет собой форму горизонтальной интеграции человеческого сообщества, которая позво­ляет обеспечивать раскрытие способностей и реализацию постоянно изменяющихся потребностей людей с помощью социальных инстру­ментов фиксации и взаимного признания естественным образом возни­кающих у них прав и обязанностей».

При этом необходимо уделять внимание таким сторонам развития гражданского общества в моногородах:

- администрациям местных сообществ разрабатывать отдельные программы развития относительной экономической самостоятельности граждан: индивидуальной трудовой занятости, малого бизнеса и др.;

- властным органам местных сообществ ориентировать бизнес-структуры на вовлечение граждан в социально-трудовые отношения;

- создавать различные социальные институты общественных организаций по направлениям жизнедеятельности в моногородах;

- предпринимательскому сообществу моногородов рекомендовав1. осуществление социальной ответственности по развитию общественной активности граждан.

Таким образом, моногорода - это городские поселения, в экономике которых доминирует одна отрасль или градообразующее предприятие. В своем масштабном стремлении к индустриализации и урбанизации советские плановики создавали моногорода, выбирая для предприятий «рациональное» место расположения, в противовес тому, что они считали «хаотичной» и «расточительной» практикой капиталистической экономики. После Второй мировой войны в России, в рамках плановой системы, быстро росли населенные пункты, причем многие из них со t давались в географически неблагоприятных районах на севере и востоке центральной части России. Основным принципом, положенным в основу создания моногородов, было территориальное разделение труда, которое предполагает максимальную региональную специализацию определен­ных видов производств в рамках изолированной национальной экономики. Базовая логика представляла собой совокупность оборонных, страте­гических, политических, бюрократических и экономических соображе­ний. Большинство моногородов имеют узкую и негибкую структуру эко­номики, для которой характерны устаревший физический капитал, вет­хая инфраструктура и немобильное население.

По этой причине одному государству, без социальной поддержки бизнеса, с проблемой моногородов не справиться. Сложность для биз­неса при этом - невыгодное с точки зрения рынка расположение пред­приятий, которые, как правило, производят неконкурентоспособную продукцию. А у правительства нет достаточных бюджетных средств, чтобы перевести их в более подходящее место и оснастить современ­ными технологиями для производства надлежащего ассортимента про­дукции. Поэтому в моногородах необходимы нетрадиционные формы и методы корпоративной социальной ответственности, которые могут решать их социально-экономические проблемы, повышать уровень эко­номической занятости населения и улучшению его эмоционально-психологического состояния.

Вопросы для обсуждения на семинарах и выступлений

1. Социально-экономическое понятие «моногород» в России как специфическое явление.

2. Существующие подходы к определению критериев понятия моногородов.

3.Гражданское общество: понятие и особенности его формирова­ния в моногородах.

4.0сновные социально-экономические проблемы моногородов в РФ.

5.Социальная ответственность бизнеса в моногородах.

б.Пути взаимодействия власти и бизнеса в моногородах по развитию гражданского общества.

7.Различные формы и методы повышения экономической эффек­тивности в моногородах за счет применения механизмов корпоратив­ной социальной ответственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: