Как мы уже выше отмечали: бизнес для моногородов (внутри самих моногородов) свою социальную ответственность может эффективно осуществлять только во взаимодействии с властными органами (федеральными, региональными, муниципальными).
При этом федеральные власти финансируют конкретные инвестиционные проекты, способствующие созданию новых наукоемких рабочих мест и диверсифицирующие экономику моногородов.
Региональные органы берут на себя всю инфраструктуру, в особенности - транспортную. При этом уделяется особое внимание транспортному сообщению моногородов с другими частями, центром, региона.
Муниципальные органы власти создают разветвленную систему услуг (привлекая для этого бизнес), увеличивают долю перерабатывающих производств, осуществляют финансирование объектов социальной инфраструктуры, развивают для этого малое предпринимательство, определяют примерные точки экономического и социального развития (роста).
В этом направлении муниципальные органы власти осуществляют такие направления деятельности:
- создают систему гарантий для инвестиционной работы;
- определяют четкие процедуры для открытия новых предприятии разных форм собственности;
- устанавливают понятные правила землепользования, отвода земельных участков под строительство;
- ведут объективную ценовую политику на товары и услуги;
- решают вопросы установления налоговых льгот;
- разрабатывают и претворяют в жизнь особую программу повышения привлекательности (имиджа) моногорода;
- формируют банк данных, раскрывающих инвестиционный и инновационный потенциал;
- осуществляют информационную поддержку проектов и т.п.
Бизнес-структуры в лице корпораций (самих градообразующих предприятий) должны искать, в первую очередь, пути повышения инновационной активности, определить источники инвестиций, обосновать возможности реструктуризации предприятия и решать проблемы для внедрения новых технологий.
|
Руководители бизнеса не могут игнорировать положения «Манифеста о моральном кодексе менеджера», принятого мировой бизнес-элитой в 1973 г. в Давосе, где записано: «Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу». «Прибыль предприятия является необходимым средством, но не конечной целью руководства предприятия».
Социальная ответственность бизнеса, по отношению к моногородам, должна учитывать, что существует мировой термин «импринтинг» (англ. imprinting), который широко используется в биологии и демографии, означающий феномен территориального закрепления любого живого существа (в том числе и человека) к конкретному месту, где он родился и провел детство. Эта местность становится «малой Родиной» для человека и его сюда будет тянуть всю жизнь. Импринтинг наиболее характерен для жителей малых городов, в том числе монопрофильных, т.к. крупные города (особенно столичные) равнодушны и даже безжалостны к прошлому, малым формам и структурам обеспечения жизни человека.
Бизнес, осуществляя корпоративную социальную ответственность, должен учитывать, что главный ресурс моногородов - это не материальные активы градообразующего предприятия, а наличное население. К сожалению, в настоящее время не только в городах, но и в стране в целом нет четкой методологии активизации этого ресурса, раскрытия его потенциала. Корпоративные программы социальной ответственности должны учитывать необходимость активизации именно людских ресурсов в моногородах:
|
1. Людей дорабочего возраста (0-15 лет): в домохозяйствах, дошкольных и школьных учебных заведениях;
2. Рабочего возраста (16-59 лет): на рабочих местах предприятий, фирм;
3. Послерабочего возраста (более 60 лет): в домохозяйствах, советах ветеранов, различных организациях, где продолжают трудиться люди послерабочего возраста.
Но важной задачей при этом является активизация в первую очередь наиболее креативных групп населения, из отмеченных нами выше. Корпоративная социальная ответственность должна быть ориентирована на поиск креативных людей в первых двух группах: дорабочий и рабочий возраст.
Одно из направлений, которое может реализовать корпоративная социальная ответственность в моногородах - это принять участие в формировании концепции гражданского общества моногорода. Проблема формирования гражданского общества обширна и многогранна. Она в себя включает различные аспекты построения взаимоотношений в человеческом сообществе, начиная с правовых и заканчивая нравственно-этическими. Существуют разные определения понятия «гражданское общество», но, представляется, что наиболее удачным может быть следующее: «Гражданское общество представляет собой форму горизонтальной интеграции человеческого сообщества, которая позволяет обеспечивать раскрытие способностей и реализацию постоянно изменяющихся потребностей людей с помощью социальных инструментов фиксации и взаимного признания естественным образом возникающих у них прав и обязанностей».
|
При этом необходимо уделять внимание таким сторонам развития гражданского общества в моногородах:
- администрациям местных сообществ разрабатывать отдельные программы развития относительной экономической самостоятельности граждан: индивидуальной трудовой занятости, малого бизнеса и др.;
- властным органам местных сообществ ориентировать бизнес-структуры на вовлечение граждан в социально-трудовые отношения;
- создавать различные социальные институты общественных организаций по направлениям жизнедеятельности в моногородах;
- предпринимательскому сообществу моногородов рекомендовав1. осуществление социальной ответственности по развитию общественной активности граждан.
Таким образом, моногорода - это городские поселения, в экономике которых доминирует одна отрасль или градообразующее предприятие. В своем масштабном стремлении к индустриализации и урбанизации советские плановики создавали моногорода, выбирая для предприятий «рациональное» место расположения, в противовес тому, что они считали «хаотичной» и «расточительной» практикой капиталистической экономики. После Второй мировой войны в России, в рамках плановой системы, быстро росли населенные пункты, причем многие из них со t давались в географически неблагоприятных районах на севере и востоке центральной части России. Основным принципом, положенным в основу создания моногородов, было территориальное разделение труда, которое предполагает максимальную региональную специализацию определенных видов производств в рамках изолированной национальной экономики. Базовая логика представляла собой совокупность оборонных, стратегических, политических, бюрократических и экономических соображений. Большинство моногородов имеют узкую и негибкую структуру экономики, для которой характерны устаревший физический капитал, ветхая инфраструктура и немобильное население.
По этой причине одному государству, без социальной поддержки бизнеса, с проблемой моногородов не справиться. Сложность для бизнеса при этом - невыгодное с точки зрения рынка расположение предприятий, которые, как правило, производят неконкурентоспособную продукцию. А у правительства нет достаточных бюджетных средств, чтобы перевести их в более подходящее место и оснастить современными технологиями для производства надлежащего ассортимента продукции. Поэтому в моногородах необходимы нетрадиционные формы и методы корпоративной социальной ответственности, которые могут решать их социально-экономические проблемы, повышать уровень экономической занятости населения и улучшению его эмоционально-психологического состояния.
Вопросы для обсуждения на семинарах и выступлений
1. Социально-экономическое понятие «моногород» в России как специфическое явление.
2. Существующие подходы к определению критериев понятия моногородов.
3.Гражданское общество: понятие и особенности его формирования в моногородах.
4.0сновные социально-экономические проблемы моногородов в РФ.
5.Социальная ответственность бизнеса в моногородах.
б.Пути взаимодействия власти и бизнеса в моногородах по развитию гражданского общества.
7.Различные формы и методы повышения экономической эффективности в моногородах за счет применения механизмов корпоративной социальной ответственности.