Согласно СТБ 1209—2005 «Общественное питание. Термины и определения», торговый объект общественного питания (далее — объект общественного питания) определяется как пункт производства, переработки, продажи продукции собственного производства, покупных товаров, оказания услуг общественного питания потребителю.
Инструкция по классификации объектов общественного питания утверждена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 08.01.2004 г. № 1.
Объекты общественного питания можно классифицировать по следующим признакам:
• тип объекта — вид объекта с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой продукции и номенклатуры предоставляемых услуг;
. наценочная категория — совокупность отличительных признаков объекта определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания;
. метод обслуживания потребителей — способ реализации потребителям продукции общественного питания и покупных товаров;
• форма обслуживания потребителей — организационный прием, представляющий собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей продукции общественного питания и покупных товаров;
. ассортиментный перечень продукции собственного производства — часть предлагаемого к реализации ассортимента продукции собственного производства, которая должна быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для ее реализации. • - •■ ■; 18
В табл. 2.1 приведена классификация объектов общественного питания.
Как свидетельствуют данные табл. 2.1, объекты общественного питания подразделяются на следующие типы: ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная, буфет, кафетерий, магазин (отдел) кулинарии, заготовочный объект (цех).
|
Таблица 2.1
Классификация объектов общественного питания
Классификационный признак | Типы и виды объектов общественного питания |
Форма собственности | • государственные • частные |
Тип объекта | • столовая • ресторан • кафе "". ' • закусочная • буфет ■ ', • бар • кафетерий • магазин (отдел) кулинарии • заготовочный объект (цех) |
Специализация | • универсальные • специализированные (кафе-кондитерская, рыбный ресторан, диетическая столовая) |
Наценочная категория и уровень обслуживания | • объекты категории люкс, высшей, первой, второй и третьей категории |
Организация торгово-техно-логического процесса | • непосредственного обслуживания • централизованного производства • комплексные |
Степень подвижности | • стационарные • передвижные |
Завершенность производственного процесса | • с кухней • без кухни • доготовочные |
Выполняемые функции ■Ф | • заготовочные • доготовочныеJ • раздаточные **я • торговые • смешанного типа..>• |
Окончание табл. 2.1
___1_
Месторасположение
Предоставляемые дополнительные услуги
Контингент обслуживаемых потребителей
Вместимость
Применяемые формы обслуживания
Общегородские
• при гостиницах
• при вокзалах
• в зонах отдыха
j_no ме сту учебы, работы и д р.
• Интернет-кафе
• видео-бар ^диско:бар и т.д.
Общедоступные
. связанные с обслуживанием определенного контингента населения (школьная ст оловая и T.flJ_____.-
|
Столовые на 50, 100, 150, 200, 300, 400, 500 и более мест
• рестораны на 100, 150, 200, 400, 500 мест
кафе на 50, 75, 100, 150 мест и т.д. _
• предприятия самообслуживания, с частичным обслуживанием официантами, с полным обслуживанием официан-там и, с о бслуживанием буф етчик а ми
Время функционирования
. постоянно действующие • сезонные
. работающие в дневное и вечернее время
. работающие в ночное время (ночной Japl__________-—
При определении типа объекта общественного питания учитывают следующие факторы:
• ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
• техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение);
. методы и качество обслуживания (комфортность, этик> общения, эстетику);
• квалификацию персонала;
• номенклатуру предоставляемых потребителям услуг. По уровню и условиям обслуживания, комфортности, но
менклатуре и качеству предоставляемых услуг объекты об 20 щественного питания подразделяются на имеющие наценоч-ные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) и без наценочной категории.
Объекты общественного питания наценочных категорий люкс, высшая, первая должны соответствовать следующим требованиям:
. люкс — изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов и кафе, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей — для баров;
. высшая — оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных сложных заказных, фирменных блюд и изделий для ресторанов, кафе, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей — для баров;
|
. первая — гармоничность, комфортность интерьера, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий сложного приготовления для ресторанов и кафе, выбор напитков, коктейлей, в том числе заказных и фирменных, — для баров.
Ресторан — объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольных, табачных и кондитерских изделий, покупных товаров, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга.
Рестораны организуют обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций и других мероприятий, предоставляют населению и прочие услуги: продажу сувениров, цветов, обслуживание на дому и т.д. В них предусматривается музыкальное обслуживание, проведение концертных программ. При организации концертных программ в небольших ресторанах (до 100 мест).допускается отсутствие танцевальной площадки.
Рестораны должны иметь художественно оформленные рекламные проспекты, фирменные обложки меню, приглашения. Обслуживание потребителей осуществляется официантами, метрдотелями, барменами, в совершенстве знающими виды сервировки, правила и технику обслуживания, а в ресторанах, обслуживающих иностранных туристов, — имеющими знания иностранного языка, необходимые для выполнения своих обязанностей. Обслуживающий потребителей персонал должен работать в форменной одежде и обуви единого образца.
В зависимости от наценочной категории ресторана производится его обеспечение сортовой, фарфоро-фаянсовой посудой и другими предметами материально-технического назначения.
Рестораны классифицируют по следующим основным • признакам:
• ассортименту реализуемой продукции: общего типа 1 (классический) и специализированный (рыбный, пивной, '■ охотничий, вегетарианский, с национальной кухней или
кухней зарубежных стран и др.);
• месту расположения: ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.;
• специфике организации технологического процесса производства и отпуска продукции: ресторан «Макдональдс», ресторан быстрого обслуживания.
Рестораны при гостиницах предназначены для первоочередного обслуживания проживающих в этих гостиницах.
Вагон-ресторан — ресторан в специально оборудованном вагоне пассажирского поезда, предназначенный для обслуживания питанием пассажиров в пути и оказания дополнительных услуг.
Ресторан быстрого обслуживания — объект общественного питания, предназначенный для изготовления и быстрой реализации с организацией потребления на месте и навынос блюд несложного приготовления постоянного ассортимента с использованием полуфабрикатов промышленного и/или собственного производства.
Рестораны (кроме ресторанов «Макдональдс») имеют следующие наценочные категории: люкс, высшая, первая, вторая. Рестораны «Макдональдс» на наценочные категории не подразделяются. Рестораны быстрого обслуживания могут иметь первую и вторую наценочные категории. Вагоны-рестораны относятся к объектам первой наценочной категории.
Кафе — объект общественного питания по организации питания и досуга потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции.
В кафе применяются следующие формы обслуживания: обслуживание официантами (барменами), самообслуживание, обслуживание по принципу «шведского стола». В них производится оказание различных видов дополнительных услуг.
Кафе классифицируют по следующим основным признакам:
. ассортименту реализуемой продукции: общего типа и специализированное (кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная, кафе-бульбяная, кафе-пельменная и др.);
. контингенту потребителей: кафе молодежное, детское, школьное;
• специфике обслуживания потребителей: видео-кафе, Интернет-кафе и др.;
. месту расположения: кафе при гостинице, вокзале, в зоне отдыха и др.;
• уровню материально-технического оснащения, сезонности работы: мини-кафе, летнее (сезонное) кафе.
Мини-кафе — объект общественного питания с ограниченным ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, расположенный в приспособленных помещениях или оборудованных на базе киосков, павильонов с установленной мебелью для обслуживания потребителей.
Летнее (сезонное) кафе — объект общественного питания с ограниченным ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, функционирующий в течение определенного времени года.
Кафе подразделяются на следующие наценочные категории: люкс, высшая, первая, вторая. Мини-кафе, летние кафе относятся к объектам второй наценочной категории.
Бар — специализированный объект общественного питания с барной стойкой, реализующий различные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Размещаются бары в общегородских центрах, на площадях, главных улицах и магистралях, вблизи транспортных узлов, в зонах отдыха, при зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, в составе объектов общественного питания. В них применяется, как правило, сочетание различных форм обслуживания: индивидуальное обслуживание (официантами — за столами, барменами — за барной стойкой), самокомплектование потребителем блюд, закусок и напитков в пределах предварительно уплаченной суммы, оказание различных видов дополнительных услуг.
Бары классифицируют по следующим основным признакам:
. ассортименту реализуемой продукции и способу ее приготовления: общего типа и специализированный (молочный, винный, пивной, витаминный, кофейный, кафе-бар, коктейль-бар, салат-бар, гриль-бар, фитобар и Др.);
. специфике обслуживания потребителей: видео-бар, Интернет-бар, варьете-бар, диско-бар, бильярд-бар, мини-бар и др.;
. месту расположения: бар при гостинице, вокзале, зрелищных сооружениях, магазине, в зоне отдыха, купе-бар и др.
Купе-бар (купе-буфет) — торговый объект общественного питания в специально оборудованном купе пассажирского поезда, предназначенный для обслуживания питанием пассажиров.
Мини-бар — специально оборудованный бар в гостиничном номере, предназначенный для реализации алкогольных и безалкогольных напитков, соков, кондитерских изделий.
Бары подразделяются на следующие наценочные категории: люкс, высшая, первая, вторая. Купе-бары относятся к объектам первой наценочной категории, мини-бары — второй.
Рестораны, кафе, бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха потребителей.
Столовая — объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением* на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом.
Столовые классифицируют по следующим основным признакам: 24
. ассортименту реализуемой продукции: общего типа, диетическая;
. организации технологического процесса приготовления и отпуска кулинарной продукции: столовая-доготовоч-ная, столовая-заготовочная, столовая-раздаточная;
. обслуживаемому контингенту потребителей: школьная, студенческая;
. месту расположения: общедоступная, по месту учебы, работы, отдыха, проживания, при лечебных, санаторно-оз-доровительных учреждениях и др.
Столовая-раздаточная — столовая, предназначенная для реализации кулинарных изделий, получаемых от других объектов общественного питания, и покупных товаров.
Столовые бывают второй и третьей наценочных категорий.
Закусочная — объект общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида продуктов, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей.
В закусочных может применяться обслуживание официантами, самообслуживание и обслуживание буфетчиком.
По ассортименту реализуемой продукции различают закусочные общего типа и специализированные (бульбяная, сосисочная, котлетная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, смажанка, чебуречная, вареничная, гамбургерная, бутербродная, рюмочная, кофейня и др.).
Закусочные могут быть первой и второй наценочных категорий и являются объектами быстрого обслуживания.
Кафетерий — объект общественного питания, предназначенный для реализации с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции, не требующей сложного приготовления, покупных товаров.
По месту расположения бывают кафетерии при магазинах, производственных предприятиях, учреждениях.
Они относятся ко второй и третьей наценочным категориям. ■ •. 1.
Магазин (отдел) жулшиарии —- объект общественного питания, реализующий населению кулинарную продукцию, хлебобулочные и кондитерские изделия, соления, квашения, покупные товары.
Магазины (отделы) кулинарии на наценочные категории не подразделяются.
Заготовочный объект (цех) общественного питания — объект (цех) общественного питания, предназначенный для централизованного производства кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжения ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети.
Заготовочные объекты (цехи) классифицируют по следующим основным признакам:
. ассортименту выпускаемой продукции: мясной, рыбный, овощной, кулинарный, кондитерский, пирожковый, хлебобулочный, булочный, чебуречный и др.;
. месту расположения и специфике организации работы: при магазине, цех бортового питания.
Цех бортового питания — объект общественного питания при аэропорте, предназначенный для приготовления, комплектования, кратковременного хранения и отпуска пищи и покупных товаров на самолеты.
Заготовочные объекты (цехи) на наценочные категории не подразделяются.
Буфет — объект общественного питания, предназначенный для реализации с потреблением на месте ограниченного ассортимента кулинарных, кондитерских изделий, покупных товаров.
По месту расположения различают буфеты, размещенные по месту учебы, работы, проживания, при гостиницах, вокзалах, зрелищных и спортивных сооружениях, купе-буфеты.
Буфеты подразделяются на следующие наценочные категории: первая, вторая, третья. Купе-буфеты бывают первой и второй наценочной категории.
В зависимости от выполняемых функций объекты обгй;ес-твенного питания классифицируются на заготовочные, доготовочные, раздаточные, торговые и смешанного типа.
Заготовочный объект общественного питания может быть представлен отдельными цехами или комплексами цехов с 26 общими или раздельными производственными функциями и задачами. Цехи предназначены для централизованного механизированного производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов кулинарии и предприятий розничной торговли. Они специализируются на переработке сырья и выпуске полуфабрикатов различной степени готовности и кулинарных изделий из овощей, рыбы, мяса животных и птицы, мучных кондитерских изделий.
Доготовочные объекты общественного питания осуществляют приготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления. Доготовочные организации общественного питания могут находиться в самостоятельном управлении или представлять собой структурное подразделение организационной системы.
Раздаточные объекты реализуют готовую продукцию, полученную от заготовочных и других предприятий, и организуют ее потребление в залах. Функция производства у них почти отсутствует.
Торговыми объектами общественного питания являются магазины кулинарии, буфеты, торговые палатки и др., характерная черта которых — функция реализации продукции.
Объекты смешанного типа выполняют все три функции (приготовления блюд, реализации и организации потребления), т.е. осуществляют полный цикл торгово-производственного процесса.
На объектах общественного питания любого типа и наценочной категории должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также выполняться требования законодательства к безопасности услуг, продовольственного сырья и продуктов.
Производственный и обслуживающий персонал должен иметь соответствующую профессиональную подготовку и соблюдать санитарные требования и правила личной гигиены при производстве, хранении, транспортировке, реализации и организации потребления кулинарной продукции и товаров.
При организации работы объектов общественного питания должно обеспечиваться выполнение требований действу-ющих санитарных, строительных и противопожарных норм и правил.
Объекты общественного питания укомплектовываются торгово-технологическим, холодильным оборудованием, позволяющим осуществлять выпуск и реализацию продукции ассортимента, установленного для объектов данного типа и наценочной категории.
Объект общественного питания должен иметь вывеску с указанием его типа, наценочной категории, режима работы, наименования (фирменного наименования) объекта и организации и организации-учредителя, места ее нахождения. Объекты общественного питания, созданные индивидуальными предпринимателями, указывают также фамилию, имя, отчество предпринимателя, приводят информацию о государственной регистрации и наименование органа, ее осуществившего.
В прил. 1 приведены основные требования к следующим характеристикам объектов общественного питания различных типов и наценочных категорий: архитектурно-планировочным решениям и оформлению — табл. 1 и 2; мебели, столовой посуде, приборам, белью — табл. 3 и 4; персоналу, методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию — табл. 5 и 6; ассортименту кулинарной продукции, оформлению меню — табл. 7 и 8.
Ассортиментный перечень продукции собственного производства, товаров определяется согласно табл. 9—11 прил. 1 и может быть уточнен и увеличен с учетом конкретных условий работы объекта общественного питания и обслуживаемого контингента населения.
Вопросы для контроля знаний
1. Дайте определение объекта общественного питания согласно Государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1209—2005 «Общественное питание. Термины и определения».
2. Что представляет собой ассортиментный перечень продукции собственного производства?
3. Какие критерии учитываются при определении типа объекта общественного питания?
4. Каким требованиям должны отвечать объекты общественного питания следующих категорий: люкс, высшая, первая?
5. Какие наценочные категории могут присваиваться ресторану, кафетерию, бару, столовой?
6. Перечислите и охарактеризуйте виды объектов общественного питания в зависимости от выполняемых ими функций.
7. Чем различаются заготовочные и доготовочные объекты общественного питания?
8. Выполняют ли функцию производства раздаточные объекты общественного питания?
9. Какие функции выполняет цех бортового питания?
10. Может ли применяться в закусочных обслуживание официантами?