РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ




О.Н. ГОРЕЛИКОВА

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сборник тестов

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….  
Вариант 1……………………………………………………………  
Вариант 2……………………………………………………………  
Вариант 3……………………………………………………………  
Вариант 4……………………………………………………………  
Вариант 5……………………………………………………………  
Вариант 6……………………………………………………………  
Вариант 7……………………………………………………………  
Вариант 8……………………………………………………………  
Вариант 9…………………………………………………………….  
Вариант 10…………………………………………………………..  
Вариант 11…………………………………………………………..  
Вариант 12…………………………………………………………..  
Вариант 13…………………………………………………………..  
Вариант 14…………………………………………………………..  
Вариант 15…………………………………………………………..  
Вариант 16…………………………………………………………..  
Вариант 17…………………………………………………………..  
Вариант 18…………………………………………………………..  
Вариант 19…………………………………………………………..  
Вариант 20…………………………………………………………..  
Вариант 21…………………………………………………………..  
Вариант 22…………………………………………………………..  
Вариант 23…………………………………………………………..  
Вариант 24…………………………………………………………..  
Вариант 25…………………………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

 

«Русский язык и культура речи» представляет собой одну из базовых гуманитарных дисциплин, которая систематизирует и углубляет общеобразовательные знания, формирует профессиональные умения и навыки студентов, так как владение основами русского языка и культурой речи является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста.

Курс культуры речи предполагает развитие языковых способностей студентов, расширение лингвистического кругозора, воспитание языкового вкуса и чутья, закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, свободное пользование всем спектром языковых средств в различных языковых ситуациях, формирование нормативного ценза носителей языка, овладение приемами речевой импровизации.

Курс русского языка и культуры речи, обучая студента важнейшим приемам работы с устным и письменным текстом, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.

Данная дисциплина нацелена на формирование грамотной устной и письменной речи будущего специалиста. Курс преследует образовательные и воспитательные цели, повышение уровня общей культуры и образования студентов, воспитание готовности специалистов к налаживанию и поддержке деловых отношений.

Тесты полностью охватывают учебный курс. Сборник предназначен для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. Студентам рекомендуется использовать сборник при подготовке к практическим занятиям, а также для организации самостоятельной работы по данной дисциплине.


Вариант 1

1.Определите стиль речи.

Рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генератор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ротором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением малого интервала времени после включения генератора на нагрузку.

а) разговорный стиль;

б) научный стиль;

в) официально-деловой стиль;

г) публицистический стиль.

 

2. Укажите, какие из приведенных особенностей характерны для официально-делового стиля:

а) использование просторечий;

б) научная фразеология;

в) стандартизированность текстов;

г) преимущественное употребление существительных вместо глаголов.

 

3. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота:

а) Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты.

б) Читая роман, я обратил внимание именно на этого героя.

в) Постоянно вздрагивая, она очень сильно нервничала.

г) Пройдя полдороги, я вспомнил, что забыл ключи.

 

 

4. В официально-деловых текстах обычно встречаются слова:

а) термин, процесс, знание;

б) кажется, может быть, где-то;

в) ежели, давеча;

г) ответчик, предоставить, взыскание.

 

5. Определите, чем являются слова согласование – согласованность:

а) синонимы;

б) антонимы;

в) паронимы;

г) омографы.

 

6. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получить текст?

А. Ты сделаешь первый шаг к здоровью!

Б. Ведь и возраст, и занятость - лишь отговорки, за которыми прячется безволие.

В. И сегодня же, не откладывая на завтра, попробуй заняться гимнастикой, прими воздушную ванну или душ, возьми в руки гантели или скакалку.

Г. Полезный совет: не отступай, не сдавайся, не ищи оправданий своей лености.

а) А, Б, В. Г;

б) А, В, Б, Г;

в) Г. Б. В, А;

г) Г. В, А, Б.

 

7. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, афера, кофе:

а) гри[п], а[ф’е]ра, ко[ф’е];

б) гри[пп], а[ф’е]ра, ко[ф’е];

в) гри[п], а[ф’е]ра, ко[фэ];

г) гри[п], а[ф’о]ра, ко[ф’е].

8. В каком ряду ударение в словах падает на второй слог:

а) абзац, тефтели, одолжить

б) партер, балует, цыган

в) свекла, ворота, дремота

г) феномен, хлопок, некролог

 

9. Подберите к слову пожилой синоним:

а) молодой;

б) древний;

в) старый;

г) пожилая.

 

10. В каком случае грамматическая форма образована правильно:

а) в отпуску;

б) скучать по вам;

в) согласно приказа;

г) много ботинок.

 

11. Определите род существительного индиго:

а) средний;

б) мужской;

в) женский;

г) общий.

 

12. Укажите неверный вариант записи фамилии в Р.п.:

а) Натальи Седых;

б) Олега Мицкевич;

в) Вальтера Скотта;

г) Андрея Макаренко.

 

13. Вы хотите, чтобы Вас отпустили с занятий, тогда Вы напишите:

а) заявление;

б) резюме;

в) визитную карточку;

г) письмо-запрос.

 

14. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы определить правильное произношение слова:

а) толковым;

б) этимологическим;

в) орфоэпическим;

г) орфографическим.

 

15. Выберите из предложенных слов стилистически окрашенную единицу:

а) столовая;

б) деятельность;

в) развитие;

г) вышеуказанный.

 

16. В каком предложении вместо слова СБОРНЫЙ нужно употребить СБОРОЧНЫЙ?

а) Сборный пункт начинал свою работу в 9 часов.

б) Сборная солянка была фирменным блюдом ресторана.

в) Сборная команда школы выиграла чемпионат по волейболу.

г) Сборный цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.

 

17. Что из перечисленного не является жанром официально-делового стиля:

а) приказ;

б) отчет;

в) статья;

г) заявление.

 

 

18. Слова презирать – призирать являются:

а) омофонами;

б) синонимами;

в) омографами;

г) антонимами.

 

19. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Согласно распоряжению декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.

б) Вследствие изменения расписания движение поездов было остановлено.

в) Заместитель декана должен курировать научную работу студентов.

г) Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.

 

20. Укажите словосочетание, употребляемое в роли сказуемого в официально-деловых текстах.

а) надеяться на помощь;

б) оказывать помощь;

в) ждать помощи;

г) прийти на помощь.

 

21. Необоснованное повторение в тексте однокоренных слов – это:

а) плеоназм;

б) синонимия;

в) тавтология;

г) лексическая сочетаемость.

 

22. Что не является экстралингвистическим фактором, влияющим на отбор языковых средств в речи:

а) ситуация;

б) социальная роль собеседника;

в) время общения;

г) лексическое значение слова.

 

23. Пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов:

а) акцентологические варианты;

б) семантические варианты;

в) стилистические варианты;

г) нормативно-хронологические варианты.

 

24. Что из перечисленного не является термином:

а) точка;

б) индукция;

в) парономазия;

г) коммуникация.

 

25. Что из перечисленного не является коммуникативным качеством речи:

а) точность;

б) понятность;

в) литературность;

г) выразительность.

 

 

Вариант 2

1. Определите стиль речи.

О детективе много спорят. Еще больше его читают. Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. Если считают. Что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Что же такое детектив?

Уже название жанра (в переводе с англ., detectiy- «сыщик») говорит о многом. Во-первых, название жанра совпадает с профессией его главного героя – детектива, т. е. сыщика, того, кто вдет расследование. Во-вторых, та профессия напоминает о том. Что детективный жанр – один из вариантов широко распространенной литературы о преступлении. В-третьих, подразумевается и способ сюжетного построения, при котором тайна преступления так до конца и остается неразгаданной. Держит читателя в напряжении.

а) художественный стиль;

б) публицистический стиль;

в) разговорный стиль;

г) научный стиль.

 

2. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для разговорного стиля:

а) эмоциональность;

б) использование просторечных слов и выражений;

в) употребление терминов и общенаучных слов;

г) экспрессивность конструкций.

 

3. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота:

а) Глядя на это небо, мысли Андрея перевернулись.

б) Тихо мигая, затеплится на небе вечерняя звезда.

в) Он перечитывал эту книгу, восхищаясь талантом писателя.

г) Тихо шагая по улице, он размышлял о своем поступке.

 

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) кАучук;

б) жалюзИ;

в) духовнИк;

г) блокИровать.

 

5. В каком случае место ударения в слове определяет время его использования в речи?

а) акцентологический вариант;

б) семантический вариант;

в) стилистический вариант;

г) нормативно-хронологический вариант.

 

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обломав сухие ветки, …

а) Аксинья увидела сквозь них сторожку.

б) почувствовалась боль от царапин и порезов.

в) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.

г) хорошо стало видно вокруг.

 

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Два солдата с котомками глядели на окна поезда.

б) Двадцать один делегат прибыл на совещание

в) Тысяча книг поступила в школьную библиотеку.

г) Девушка-пилот умело вела машину.

 

8. Определите род существительного кофе:

а) средний;

б) мужской;

в) женский;

г) общий.

 

9. Определите, к какому типу лексических единиц относятся слова служивый люд, Тихоновна, нету, гостенок:

а) жаргонизм;

б) разговорно-просторечное;

в) общеупотребительное;

г) диалектное.

 

 

10. Укажите, что относится к жанру научного стиля.

а) письмо, телефонный разговор;

б) заметка, телерепортаж;

в) лекция, монография;

г) распоряжение, судебная речь.

 

11. Как называются слова, совпадающие в написании и произношении только в одной грамматической форме?

а) синонимы;

б) паронимы;

в) омографы;

г) омоформы.

 

12. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получить текст?

А. Американскую риторику называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением».

Б. Совершенно особое положение занимает сейчас современная риторика среди гуманитарных наук в США..

В. Она насущно необходима в культуре массовой информации, в мире масс-медиа.

Г. Ей принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания, и в системе учебных предметов (от школы до университета включительно).

а) А, Г, Б, В;

б) А, В, Б Г;

в) Б, Г, А, В;

г) Б, А, В, Г.

 

13. Какое коммуникативное качество речи свидетельствует об отсутствии в речи жаргонизмов и варваризмов?

а) чистота;

б) богатство;

в) понятность;

г) точность.

 

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) пятисотым годом до нашей эры;

б) гибридные слова;

в) группа турок;

г) более веселее.

 

15. Укажите слово, являющееся канцеляризмом.

а) просьба;

б) нижеподписавшиеся;

в) потребовать;

г) агрессия.

 

16. Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Застывший пруд блестел как зеркало.

б) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.

в) Его язык остолбенел от страха.

г) То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.

 

17. Для какого подстиля характерно изложение точного материала для широкой аудитории?

а) научно-популярный;

б) собственно-научный;

в) официально-деловой;

г) дипломатический.

 

 

18. В каком словаре можно уточнить правильность произношения слова?

а) этимологический;

б) орфографический;

в) орфоэпический;

г) словарь синонимов.

 

19. В каком случае правильно указано произношение слов блеф, террор, античный?

а) б[л’о]ф, те[р]ор, анти[чн]ый;

б) б[л‘э]ф, те[рр]ор, анти[шн]ый;

в) б[л’э]ф, те[р]ор, анти[чн]ый;

г) б[л’э]ф, те[рр]ор, анти[чн]ый.

20. Как называются слова твОрог – творОг?

а) семантические варианты;

б) акцентологические варианты;

в) нормативно-хронологические варианты;

г) стилистические варианты.

 

21. Что из перечисленного не относится к жанрам научного стиля?

а) монография;

б) учебник;

в) реферат;

г) приказ.

 

22. Аспект культуры речи, подразумевающий соблюдение норм речевого этикета?

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) этический;

г) эстетический.

 

23. В какой группе слов ударение падает на второй слог?

а) наотмашь, принудить, разогнутый;

б) премировать, оптовый, наискось;

в) облегчить, ломота, заговор;

г) кухонный, мизерный, маркетинг.

24. Укажите неверный вариант записи фамилии в Р.п.:

а) Артура Гортман;

б) Алины Терно;

б) Аллы Деревянко;

г) Василия Фисенко.

 

25. Какой функциональный стиль предполагает обязательное использование изобразительно-выразительных средств?

а) научный;

б) официально-деловой;

в) дипломатический;

г) литературно-художественный.

 

 

Вариант 3

1. Определите стиль речи.

В Тбилиси на улице Георгия Товстоногова состоялось торжественное открытие мемориала имени бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке значится, что «с 1915 по 1946 гг. в этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал президент межгосударственной конфедерации театральных деятелей Кирилл Лавров.

а) разговорный стиль;

б) научный стиль;

в) официально-деловой стиль;

г) публицистический стиль.

 

2. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля:

а) употребление просторечных слов и выражений;

б) использование причастных и деепричастных оборотов;

в) употребление отглагольных существительных;

г) большое количество интернационализмов.

3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) облегчИть;

б) принУдить;

в) завИдно;

г) позвОнит.

 

4. В каком предложении вместо слова ДРАМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДРАМАТИЧНЫЙ?

а) В нашем клубе часто бывают драматические постановки.

б) Драматические события стали главным содержанием древнегреческой трагедии «Прометей прикованный».

в) В драматический кружок я ходил в пятом классе.

г) Его уныние и драматический голос смутили слушателей своей серьезностью.

 

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) шестидесяти семи лет;

б) много макаронов;

в) самый красивый;

г) образованные инженеры.

 

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обернувшись к окну, …

а) можно увидеть соседний двор.

б) хотелось закрыть форточку.

в) послышался голос мамы.

г) Петя взял модель парусника.

 

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Разговор был холодный, несвязный.

б) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

в) Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды.

г) Поступивших писем в редакцию было очень много.

8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получить текст?

А. Имена людей – часть истории народа.

Б. Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей.

В. Ученые установили, что в именах людей отражаются быт, верования, чаяния, фантазия, художественное творчество народов, их исторические связи.

Г. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить.

а) А, Г, Б, В;

б) А, Б, В, Г;

в) А, В, Б, Г;

г) Г, А, В, Б.

 

9. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

а) частная собственность;

б) ведущий лидер;

в) прогрессировать вперед;

г) мизерные мелочи.

 

10. В каком случае указано правильное произношение слов декан, свекла, фанера:

а) [дэ]кан, св[е]кла, фа[нэ]ра;

б) [д’э]кан, св[е]кла, фа[н’э]ра;

в) [д’э]кан, св[о]кла, фа[н’э]ра;

г) [дэ]кан, св[о]кла, фа[нэ]ра.

 

11. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении Инспектор Гермгольц предложила провести ревизию.

а) мужского;

б) женского;

в) среднего;

г) общего.

 

12. Какой из перечисленных жанров не относится к публицистическому стилю?

а) каталог;

б) статья;

в) репортаж;

г) интервью.

 

13. К какому типу лексических единиц относятся слова маленькая-маленькая, колыбелька, скорлупка, чашечка.

а) общеупотребительные;

б) разговорные;

в) жаргонные;

г) эмоционально-оценочные.

 

14. Какое письмо направит Вам деловой партнер, если Вы не подтвердили получение письма?

а) письмо-приглашение;

б) письмо-сообщение;

в) письмо-напоминание;

г) письмо-благодарность.

 

15. В каком случае нарушена лексическая сочетаемость?

а) глубокая старость;

б) березовая дубрава;

в) интересная коллекция;

г) благоприятное впечатление.

 

16. Что из перечисленного является особенностью разговорного стиля?

а) использование терминов;

б) преобладание существительных в тексте;

в) длинные, распространенные предложения;

г) просторечные слова и выражения.

 

17. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, - это…

а) фразеологизмы;

б) речевые клише;

в) крылатые слова;

г) канцеляризмы.

 

18. Найдите предложение без речевой ошибки.

а) Многие относятся предвзяточно к безработным.

б) Я с интересом глядел, как большие белые облака принимают самые причудливые формы.

в) Я однажды нашел большого боровика.

г) Розанов – интеллигент самой золотой пробы.

 

19. Каким словарем Вы воспользуетесь при выборе варианта невежа – невежда.

а) этимологическим;

б) орфоэпическим;

в) словарь паронимов

г) словарь синонимов.

 

20. К какому стилю относится ораторский подстиль?

а) публицистический;

б) научный;

в) официально-деловой;

г) разговорный.

 

21. Что из перечисленного не является формой речи?

а) монолог;

б) диалог;

в) полилог;

г) единолог.

 

22. Как называется необоснованное употребление однокоренных слов?

а) парономазия;

б) тавтология;

в) плеоназм;

г) синонимия.

 

23. Краткое письменное описание занимаемых течение жизни должностей, мест работы и образования – это…

а) анкета;

б) автобиография;

в) резюме;

г) приказ.

 

24. Чем является пара слов гореть – пылать?

а) паронимами;

б) антонимами;

в) омонимами;

г) синонимами.

 

25. Какое коммуникативное качество усиливает эффективность выступления?

а) чистота;

б) точность;

в) выразительность;

г) понятность.

 

Вариант 4

1. Определите стиль речи.

О детективе много спорят. Еще больше его читают. Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. Если считают. Что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Что же такое детектив?

Уже название жанра (в переводе с англ., detectiy- «сыщик») говорит о многом. Во-первых, название жанра совпадает с профессией его главного героя – детектива, т. е. сыщика, того, кто вдет расследование. Во-вторых, та профессия напоминает о том. Что детективный жанр – один из вариантов широко распространенной литературы о преступлении. В-третьих, подразумевается и способ сюжетного построения, при котором тайна преступления так до конца и остается неразгаданной. Держит читателя в напряжении.

а) художественный стиль;

б) публицистический стиль;

в) разговорный стиль;

г) научный стиль.

2. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для литературно-художественного стиля:

а) использование экспрессивной лексики;

б) употребление изобразительно-выразительных средств;

в) преимущественное использование существительных над глаголами;

г) сложноподчиненные конструкции предложений.

 

3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) знАхарство;

б) избАлованный;

в) повторИт;

г) корЫсть.

 

4. В каком предложении вместо слова ЛОГИЧНЫЙ нужно употребить ЛОГИЧЕСКИЙ?

а) Вполне логичный вывод сделал Иван из произошедших событий.

б) Логичные рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату.

в) Логичными, убедительными были его доказательства теоремы.

г) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались вполне логичными.

 

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) семьюстами пятьюдесятью пятью посетителями;

б) более широкий;

в) милосердные господа;

г) килограмм помидор.

 

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Свалившись с размаху в озеро,

а) надо было скорее выбираться из холодной воды.

б) послышался шум пролетевшей стаи уток.

в) от резкого холода я чуть не потерял сознание.

г) стало стыдно за свою неуклюжесть.

 

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Мать что-то заметила в выражении лица дочери.

б) Поезд пришел на следующую станцию согласно расписания.

в) Вокзал быстрее и быстрее уплывал назад.

г) Он уснул, казалось.

 

8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Это риторическое оружие, научиться владеть которым также сложно, как фехтовальщику – шпагой.

Б. Но тот, кто его освоил, становится неуязвим: он может и нападать, и защищаться.

В. Парадокс – великолепное риторическое средство, придающее речи блеск, вызывающее у слушателя удовольствие.

Г. парадокс помогает разрушать догму, высмеять устаревшее, надоевшее, пошлое.

а) В, А, Б, Г;

б) Г, В, А, Б;

в) В, Г, Б, А;

г) В, Г, А, Б.

 

9. Вас заинтересовало объявление в газете о подборе сотрудников фирмой N. Что Вы направите в эту фирму?

а) характеристику;

б) автобиографию;

в) заявление;

г) резюме.

 

10. Укажите, что относится к жанру научного стиля.

а) диссертация, рассказ;

б) рассказ, новеллы;

в) элегия, трагедия;

г) резюме.

 

11. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

а) галдеть, разлететься;

б) лебезить, думать;

в) чудить, рисовать;

г) дерзить, умываться.

12. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно.

а) прогрессировать вперед;

б) ведущий лидер;

в) частная собственность;

г) мизерные мелочи.

 

13. Отыменные предлоги (в целях, в соответствии с) широко употребляются:

А. в официально-деловом стиле;

Б. в научном стиле;

В. в разговорной речи;

Г. в языке художественной литературы.

а) Б, В;

б) А, Б;

в) А, В;

г) В, Г.

 

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Нас у матери четверо, а у соседа пятеро детей.

б) Три аспирантки закончили работу над диссертацией.

в) Аршин – старая русская мера длины, равная одной третьей сажени или шестнадцати вершкам.

г) Обои студентки получили, наконец, стипендию.

 

15. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

а) искоса, августовский, генезис;

б) донизу, вкралась, айвовый;

в) кухонный, замкнутый, звонит;

г) воткнутый, торты, дефис.

 

16. К какому типу лексических единиц относятся слова ой, небось, страшновато, ну в принципе.

а) диалектные;

б) устаревшие;

в) общеупотребительные;

г) разговорные.

 

17. Укажите неверный вариант записи в Р.п.

а) Светланы Пугач (Пугач);

б) Виктора Долгих (Долгих);

в) Марины Радченко (Радченко);

г) Андрея Чуткого (Чутких).

 

18. В каком ряду верно указано произношение слов бокал, конечно, термос?

а) б[а]кал, коне[ч’н]о, [т’э]рмос;

б) б[а]кал, коне[шн]о, [тэ]рмос;

в) б[о]кал, коне[ч’н]о, [т’э]рмос;

г) б[а]кал, коне[ч’н]о, [тэ]рмос.

 

19. Какое коммуникативное качество определяет доступность речи для адресата?

а) точность;

б) понятность;

в) выразительность;

г) богатство.

 

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) пятисотым годом до нашей эры;

б) гибридные слова;

в) группа турок;

г) более веселее.

 

21. Как называется речевая ошибка, связанная с частичным повторением значения предшествующего слова?

а) тавтология;

б) парономазия;

в) плеоназм;

г) омограф.

 

22. Для какого функционального стиля характерно использование языковых единиц других стилей?

а) научный;

б) официально-деловой;

в) публицистический;

г) дипломатический.

 

23. Что из перечисленного является стилевой чертой официально-делового стиля?

а) стандартизированность;

б) образность;

в) эмоциональность;

г) экспрессивность.

 

24. Чем являются слова гореть – пылать?

а) антонимами;

б) синонимами;

в) омонимами;

г) паронимами.

 

25. Как называется совокупность знаков, обозначающих предметы и явления в жизни человека?

а) речь;

б) стиль;

в) язык;

г) нет правильного ответа.

 

Вариант 5

1. Определите стиль речи.

К своему труду и его результатам человек относится многомерно – и с интеллектуальной, и с эмоциональной точки зрения. Он в значительно большей мере, чем иными составляющими, например затраченным временем, дорожит и склонен гордиться своим вложением в результаты общественного труда: полезностью и личным мастерством, «смекалкой».

а) разговорный стиль;

б) литературно-художественный стиль;

в) официально-деловой стиль;

г) публицистический стиль.

 

2. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для официально-делового стиля:

а) стандартное расположение материала;

б) преобладание существительных над глаголами;

в) наличие многочисленных речевых стандартов;

г) лаконичность изложения.

3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) Оптовый;

б) алфавИт;

в) квартАл;

г) завИдно.

 

4. В каком предложении вместо слова ТАКТИЧНЫЙ нужно употребить ТАКТИЧЕСКИЙ?

а) Тактичный поступок моего нового знакомого еще больше расположил меня к нему.

б) Легкое, тактичное прикосновение к моей руке вернуло меня к реальности происходящего.

в) Тактичное замечание помогает избежать ошибки в общении.

г) Ему не сообщили всего обо всех обстоятельствах – его тактичные расчеты оказались неверными.

 

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) семьдесят шести пенсионеров;

б) вместительные контейнеры;

в) всех интереснее;

г) батальон гусар.

 

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Оставшись один,

а) я задумался о дальнейшей судьбе.

б) можно отдохнуть от шумной компании.

в) хочется помечтать о предстоящей поездке.

г) наконец получил возможность собрать вещи в дорогу.

 

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Учитель невольно остановился на полуслове.

б) Генрих и Томас Манны внесли большой вклад в развитие литературы Германии.

в) В горах и долинах, в лугах и на пастбищах уже появились весенние цветы.

г) Я попросил подать мне стакан чаю.

 

8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Голос талантливого актера или певца может удесятерить эмоциональную силу печатного слова, придать ему огромное разнообразие и порой неожиданные оттенки, рожденные искусством творческого вдохновения.

Б. По-видимому, это чудесное свойство голоса имел в виду великий трагик Сальвинии.

В. Но разве могут сравниться в этом отношении возможности слова печатного со звучащим?!

Г. Как известно, эмоциональное содержание может нести в себе уже печатное слово, например, строка поэта.

а) А, Г, В, Б;

б) Г, В, А, Б;

в) А, Б, Г, В;

г) Г, А, В, Б.

 

9. Для выражения положительного отношения к человеку используются определенные этикетные формы. Укажите лишнее.

а) У Вас прекрасный вкус;

б) Скатертью дорога;

в) Какой Вы добрый человек;

г) Вы такой хороший специалист.

 

10. Найдите предложение без речевой ошибки.

а) В магазин завезли импортные моющие обои.

б) Стекла были все отмороженные.

в) Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, вина.

г) Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

 

11. В каком ряду верно указано произношение слов к шапочному разбору, балласт, Шопен?

а) к шапо[шн]ому разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен;

б) к шапо[ч’н]ому разбору, ба[л]аст, Ш[а]пен;

в) к шапо[ч’н]ому разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен;

г) к шапо[шн]ому разбору, ба[лл]аст, Ш[о]пен.

 

12. Какого рода выделенное слово: Архитектор Гиль представила на конкурс новый проект гостиницы.

а) среднего;

б) женского;

в) общего;

г) мужского.

 

13. Укажите неверный вариант записи в Р.П.

а) Андрея Шпак;

б) Дмитрия Петропавловских;

в) Тамары Аноко;

г) Алены Герега.

 

14. К какому типу лексических единиц относятся слова жуть, хо-хо, хамите, парниша?

а) профессиональные;

б) диалектные;

в) общеупотребительные;

г) разговорно-просторечные.

 

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Семинар в новом корпусе института вели двое профессоров.

б) На нижнем Поволжье днем возможно усиление морозов до шестнадцати – восемнадцати градусов, ночью до двадцати двух – двадцати пяти.

в) «Стройград» продает: потолок «Армстронг» от ста шестидесяти рублей, керамогранит от двухсот двадцати трех рублей.

г) Организация предлагает газовые колонки «Астра» по цене от пяти тысяч девятисот девяноста рублей.

 

16. С каким словосочетанием употребление предлога благодаря неуместно?

а) внедрение новой технологии;

б) эффективная работа отдела;

в) помощь соседей;

г) низкая производительность труда.

 

17. Чем являются слова засОленныйзасолЁнный?

а) акцентологические варианты;

б) семантические варианты;

в) нормативно-хронологические варианты;

г) стилистические варианты.

 

18. Как называется безударное слово, следующее за ударным?

а) плеоназм;

б) разноместность;

в) энклитика;

г) проклитика.

 

19. Что из перечисленного не является видом речи?

а) внутренняя речь;

б) устная речь;

в) диалогическая речь;

г) письменная речь.

 

20. Как называются слова, ограниченные в терри­ториальном отношении, понятные лишь жителям данной ме­стности?

а) профессионализмы;

б) жаргонизмы;

в) термины;

г) диалектизмы.

 

21. Что объединяет слова тротуар, сервиз, радио, трол­лейбус?

а) это иноязычные слова;

б) это термины;

в) это просторечные слова;

г) это эмоционально-оценочные слова.

22. Что из перечисленного является жанром научного стиля?

а) статья, репортаж;

б) учебник, монография;

в) справочник, повесть;

г) интервью, очерк.

 

23. К какому типу лексических единиц относятся слова испужался, братцы, не делай ветру, гривенник?

а) общеупотребительные;

б) диалектные;

в) жаргонные;

г) разговорно-просторечные.

 

24. Какого рода слова фламинго, шимпанзе, какаду?

а) женского;

б) среднего;

в) мужского;

г) общего.

 

25. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым. В каком случае нарушена эта норма?

а) Могу ли я попросить Вас…

б) Настаиваю, чтобы Вы приняли решение о…

в) Сделайте одолжение, выполните мою просьбу…

г) Если Вас это не затруднит…

 

 

Вариант 6

1. Определите стиль речи.

Совершенно ясно, что для решения поставленной задачи мы должны прежде всего исследовать саму методику исследования. В противном случае эта задача была бы уже давно решена, потому что количество фактов столь многочисленно, что речь идет не об их пополнении, а об отборе тех, которые имеют отношение к делу. Даже современники-летописцы тонули в море информации, что не приближало их к пониманию проблемы. За последние века много сведений добыли археологи, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями, а востоковеды еще увеличили запас знаний, кодифицируя различные источники: китайские, персидские, латинс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: