Развитие регионального прогнозирования в России




Содержание

Введение………………………………………………………………...……2

Глава 1. Региональное прогнозирование в условиях переходного периода

1.1 Развитие регионального прогнозирования в России…………………..3

1.2 Роль программ в системе управления…………………………………..7

Глава 2. Региональные целевые программы в экономике России

2.1 Понятие и виды региональных целевых программ…………………….9

2.2 Опыт разработки программ социально-экономического развития регионов……………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………...…..21

Список использованной литературы ……………………………..………22

 

 

Введение

Рост интереса к региональной экономике в последние годы обусловлен реальными изменениями в системе общественных отношений, отразившимися на разделении прав и ответственности федерального центра и субъектов Федерации. Растущая финансовая зависимость регионов от успешности бизнеса, функционирующего на территории, вынуждает местные власти искать действенные организационно-экономические технологии при выстраивании отношений с хозяйствующими субъектами, облегчающие разработку и реализацию долгосрочной социально-экономической политики.

Логика долгосрочного территориального развития ориентирует региональную власть на создание условий, обеспечивающих стабильное улучшение качества жизни.

Очевидная дифференциация российских регионов по климатическим, географическим, ресурсным и социально-экономическим условиям актуализирует любое исследование региональной экономики, имеющее конкретные результаты и облегчающее другим территориям выстраивание собственной политики.

Определенной корректировки требует практика использования программно-целевых технологий и методов регионального прогнозирования.

Объект работы - экономика регионов.

Предмет работы - региональные целевые программы развития регионов.

Цель работы - исследование механизма формирования и реализации региональных целевых программ.

Задачи:

1. изучить региональное прогнозирование в условиях переходного периода;

2. рассмотреть региональные целевые программы в экономике России;

Глава 1. Региональное прогнозирование в условиях переходного периода

Развитие регионального прогнозирования в России

Прогнозирование является важным элементом системы управления, результативность которого в определяющей степени зависит от того, насколько правильно определены движущие силы и перспективы развития общественно-экономических и природных процессов.

Управление региональным развитием, в том числе разработка региональной политики, опирается на региональное социально-экономическое прогнозирование. К этому классу прогнозов относятся:

по объекту прогнозирования

· прогнозы территориального аспекта развития России;

· прогнозы развития отдельных природно-экономических зон и экономических районов;

· прогнозы развития субъектов РФ;

· прогнозы развития территориально-производственных комплексов и районов нового освоения (например, Нижнего Приангарья);

· прогнозы развития локальных регионов и городов;

· по предмету прогнозирования - прогнозы комплексного социально-экономического характера; прогнозы инвестиционные;

· прогнозы социальные (демографические, рынков рабочей силы и т.п.); прогнозы экологические и т.п.;

по срокам прогнозирования

· краткосрочные,

· среднесрочные

· долгосрочные прогнозы;

по субъектам прогнозирования

· прогнозы, выполняемые федеральными министерствами, субъектами РФ и научными организациями;

· комплексные прогнозы, выполняемые совместно федеральными и региональными органами.

Огромное разнообразие условий регионов РФ обусловливает крайнюю необходимость первоочередного учета региональной специфики при проведении любых реформ, решении любых экономических и социальных проблем.

Поэтому при постановке и осуществлении государственных задач в обязательном порядке должен прорабатываться их территориальный аспект, должны учитываться не только общероссийские, но и региональные интересы. Это означает, что экономические и социальные прогнозы развития Российской Федерации на любой период,

· во-первых, должны содержать территориальный разрез;

· во-вторых, должны подкрепляться соответствующими региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ.

При этом, в отличие от предплановых документов прошлых лет, прогнозы территориального развития не могут сводиться к той или иной региональной разбивке макроэкономических показателей, а должны играть активную роль в формировании общих задач к параметров государственной политики в той или иной сфере деятельности.

В методологическом плане важно установить критерий (или критерии) завершения переходного периода. Такими критериями могут выступать:

· достижение определенной доли частной собственности как основы рыночных отношений;

· стабилизация в области финансово-кредитных и валютных отношений;

· резкое увеличение инвестиционной активности;

· начало подъема производственной деятельности в основных отраслях хозяйства;

· стабильное повышение уровня жизни и прекращение усиления социального расслоения общества.

Главным звеном в действующей системе прогнозирования стали краткосрочные прогнозы. На втором месте идут среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ. Причем временной горизонт среднесрочных прогнозов до сих пор носит в значительной мере формальный характер и в реальной управленческой деятельности не используется

Территориальный аспект прогнозирования представлен краткосрочными прогнозами, где превалируют данные о финансовых и бюджетных показателях субъектов РФ, которые играют существенную роль в определения масштабов и направлений межбюджетных потоков. В среднесрочных прогнозах в территориальном разрезе появляются показатели по экономическим законам, которые практически не используются в процессе принятия управленческих решений.

Таким образом, сложившаяся к настоящему времени система прогнозирования имеет существенные недостатки. Она,

· во-первых, не охватывает основные элементы экономической структуры, относящиеся к реальному сектору экономики;

· во-вторых, не определяет долгосрочные перспективы, а следовательно, не может служить базой для выработки стратегии экономического развития; в-третьих, не обеспечивает согласования макроэкономического, отраслевого и регионального аспектов прогнозов.

Порядок и продолжительность разработки прогнозов будут меняться в зависимости от временного горизонта. Краткосрочный прогноз должен разрабатываться в течение 6-9 месяцев, среднесрочный - одного года, а долгосрочный - до полутора лет. Однако общую структуру работ по прогнозированию целесообразно сделать типовой. Она может включать следующие действия Минэкономразвития РФ:

·. Принятие решения о разработке регионального прогноза с указанием

· порядка и сроков выполнения.

·. Направление системы показателей региональных прогнозов, представляемых в министерство, а также методических рекомендаций по их разработке.

·. Направление контрольных цифр и сведений по финансово-экономическим условиям на прогнозный период.

·. Создание информационной базы по важнейшим сводным показателям на основе предварительного варианта прогноза регионов, анализ прогнозных показателей и подготовка рекомендаций по их доработке.

·. Обобщение и анализ уточненных прогнозов субъектов РФ и подготовка на этой базе.

· предложений по корректировке общероссийских прогнозов по макроэкономическим, отраслевым, финансовым и социальным показателям;

· замечаний в адрес субъектов РФ по ошибкам методического характера, допущенным в прогнозных материалах.

· обсуждения путей решения наиболее сложных региональных проблем;

· выявления региональных интересов н определения возможностей их согласования с общегосударственными в рамках действующего законодательства;

· выработки более действенных методических положений регионального прогнозирования и управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: