Содержание
Введение………………………………………………………………...……2
Глава 1. Региональное прогнозирование в условиях переходного периода
1.1 Развитие регионального прогнозирования в России…………………..3
1.2 Роль программ в системе управления…………………………………..7
Глава 2. Региональные целевые программы в экономике России
2.1 Понятие и виды региональных целевых программ…………………….9
2.2 Опыт разработки программ социально-экономического развития регионов……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………...…..21
Список использованной литературы ……………………………..………22
Введение
Рост интереса к региональной экономике в последние годы обусловлен реальными изменениями в системе общественных отношений, отразившимися на разделении прав и ответственности федерального центра и субъектов Федерации. Растущая финансовая зависимость регионов от успешности бизнеса, функционирующего на территории, вынуждает местные власти искать действенные организационно-экономические технологии при выстраивании отношений с хозяйствующими субъектами, облегчающие разработку и реализацию долгосрочной социально-экономической политики.
Логика долгосрочного территориального развития ориентирует региональную власть на создание условий, обеспечивающих стабильное улучшение качества жизни.
Очевидная дифференциация российских регионов по климатическим, географическим, ресурсным и социально-экономическим условиям актуализирует любое исследование региональной экономики, имеющее конкретные результаты и облегчающее другим территориям выстраивание собственной политики.
Определенной корректировки требует практика использования программно-целевых технологий и методов регионального прогнозирования.
Объект работы - экономика регионов.
Предмет работы - региональные целевые программы развития регионов.
Цель работы - исследование механизма формирования и реализации региональных целевых программ.
Задачи:
1. изучить региональное прогнозирование в условиях переходного периода;
2. рассмотреть региональные целевые программы в экономике России;
Глава 1. Региональное прогнозирование в условиях переходного периода
Развитие регионального прогнозирования в России
Прогнозирование является важным элементом системы управления, результативность которого в определяющей степени зависит от того, насколько правильно определены движущие силы и перспективы развития общественно-экономических и природных процессов.
Управление региональным развитием, в том числе разработка региональной политики, опирается на региональное социально-экономическое прогнозирование. К этому классу прогнозов относятся:
по объекту прогнозирования
· прогнозы территориального аспекта развития России;
· прогнозы развития отдельных природно-экономических зон и экономических районов;
· прогнозы развития субъектов РФ;
· прогнозы развития территориально-производственных комплексов и районов нового освоения (например, Нижнего Приангарья);
· прогнозы развития локальных регионов и городов;
· по предмету прогнозирования - прогнозы комплексного социально-экономического характера; прогнозы инвестиционные;
· прогнозы социальные (демографические, рынков рабочей силы и т.п.); прогнозы экологические и т.п.;
по срокам прогнозирования
· краткосрочные,
· среднесрочные
· долгосрочные прогнозы;
по субъектам прогнозирования –
· прогнозы, выполняемые федеральными министерствами, субъектами РФ и научными организациями;
· комплексные прогнозы, выполняемые совместно федеральными и региональными органами.
Огромное разнообразие условий регионов РФ обусловливает крайнюю необходимость первоочередного учета региональной специфики при проведении любых реформ, решении любых экономических и социальных проблем.
Поэтому при постановке и осуществлении государственных задач в обязательном порядке должен прорабатываться их территориальный аспект, должны учитываться не только общероссийские, но и региональные интересы. Это означает, что экономические и социальные прогнозы развития Российской Федерации на любой период,
· во-первых, должны содержать территориальный разрез;
· во-вторых, должны подкрепляться соответствующими региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ.
При этом, в отличие от предплановых документов прошлых лет, прогнозы территориального развития не могут сводиться к той или иной региональной разбивке макроэкономических показателей, а должны играть активную роль в формировании общих задач к параметров государственной политики в той или иной сфере деятельности.
В методологическом плане важно установить критерий (или критерии) завершения переходного периода. Такими критериями могут выступать:
· достижение определенной доли частной собственности как основы рыночных отношений;
· стабилизация в области финансово-кредитных и валютных отношений;
· резкое увеличение инвестиционной активности;
· начало подъема производственной деятельности в основных отраслях хозяйства;
· стабильное повышение уровня жизни и прекращение усиления социального расслоения общества.
Главным звеном в действующей системе прогнозирования стали краткосрочные прогнозы. На втором месте идут среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ. Причем временной горизонт среднесрочных прогнозов до сих пор носит в значительной мере формальный характер и в реальной управленческой деятельности не используется
Территориальный аспект прогнозирования представлен краткосрочными прогнозами, где превалируют данные о финансовых и бюджетных показателях субъектов РФ, которые играют существенную роль в определения масштабов и направлений межбюджетных потоков. В среднесрочных прогнозах в территориальном разрезе появляются показатели по экономическим законам, которые практически не используются в процессе принятия управленческих решений.
Таким образом, сложившаяся к настоящему времени система прогнозирования имеет существенные недостатки. Она,
· во-первых, не охватывает основные элементы экономической структуры, относящиеся к реальному сектору экономики;
· во-вторых, не определяет долгосрочные перспективы, а следовательно, не может служить базой для выработки стратегии экономического развития; в-третьих, не обеспечивает согласования макроэкономического, отраслевого и регионального аспектов прогнозов.
Порядок и продолжительность разработки прогнозов будут меняться в зависимости от временного горизонта. Краткосрочный прогноз должен разрабатываться в течение 6-9 месяцев, среднесрочный - одного года, а долгосрочный - до полутора лет. Однако общую структуру работ по прогнозированию целесообразно сделать типовой. Она может включать следующие действия Минэкономразвития РФ:
·. Принятие решения о разработке регионального прогноза с указанием
· порядка и сроков выполнения.
·. Направление системы показателей региональных прогнозов, представляемых в министерство, а также методических рекомендаций по их разработке.
·. Направление контрольных цифр и сведений по финансово-экономическим условиям на прогнозный период.
·. Создание информационной базы по важнейшим сводным показателям на основе предварительного варианта прогноза регионов, анализ прогнозных показателей и подготовка рекомендаций по их доработке.
·. Обобщение и анализ уточненных прогнозов субъектов РФ и подготовка на этой базе.
· предложений по корректировке общероссийских прогнозов по макроэкономическим, отраслевым, финансовым и социальным показателям;
· замечаний в адрес субъектов РФ по ошибкам методического характера, допущенным в прогнозных материалах.
· обсуждения путей решения наиболее сложных региональных проблем;
· выявления региональных интересов н определения возможностей их согласования с общегосударственными в рамках действующего законодательства;
· выработки более действенных методических положений регионального прогнозирования и управления.