Система древнегреческого образования и воспитания




В основу древнегреческой системы образования и воспитания был положен синтез умственного и физического совершенствования. Образование включало три одинаково важные части — интеллектуальную, музыкальную и физическую. В результате образования и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела и духа, достичь идеала — единства красоты и добра.

Древнегреческое образование и воспитание явились выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному и всестороннему раскрытию способностей человека.

Наивысшего успеха древнегреческая система образования и воспитания достигла в IV в. до н.э. благодаря софистам, которые стали первыми учителями-профессионалами. Для того, чтобы обеспечить полноценное преподавание, блистать знаниями и красноречием, уметь аргументировать свое мнение и достигать побед в спорах, софисты глубоко изучали литературу и историю, вели исследования в области мифологии, составляли списки и скрупулезно описывали важнейшие исторические события. Хорошо знали софисты и историю атлетических соревнований, наиболее интересные события Олимпийских игр, имена победителей.

Значительных успехов древнегреческая школа достигла в риторике и философии, благодаря знаменитой школе риторики, основанной в 392 г. до н.э. афинским оратором Исократом, и не менее известной Академии Платона, основанной им около 387 г. до н.э.

Мальчики в Древней Греции должны были иметь трех учителей — грамматика, кифариста и педотриба. Первый обучал чтению и письму, прививал навыки счета, позднее помогал детям изучать основные произведения поэтов и писателей, в первую очередь — Гомера и Эзопа, знакомил их с произведениями законодателей. Второй учитель обучал игре на кифаре и лире, песням и гимнам. Под руководством педотриба — учителя гимнастики — дети занимались физическими упражнениями, тренировались, соревновались в беге, прыжках, метаниях и других видах атлетики, надеясь достичь высоких показателей и победить в больших спортивных играх.

К сожалению, до нас не дошли элементы музыкального наследия древнегреческой цивилизации, что во многом, как отмечают, умаляет наши представления о роли музыки и танца в образовательной системе древних греков.

Музыка и танец, наряду с физическими упражнениями, развивали ритмичность и гармонию движений, подвижность и гармоничные пропорции тела, а также способствовали равновесию и сбалансированности побуждений, поступков и действий человека.

О связи музыкального и танцевального искусства с физическими упражнениями свидетельствуют произведения Платона и Аристотеля, многочисленные изображения на вазах, где тренировка и соревнования в борьбе, кулачном бою, метании копья и диска, в беге и прыжках сопровождаются игрой на флейте. Именно эта часть образования и воспитания определила исключительную гармоничность фигур дискоболов, метателей копья и диска, прыгунов и борцов в многочисленных скульптурных произведениях, являющихся наследием древнегреческой цивилизации и предметом гордости крупнейших современных музеев.

В начале упражнения и состязания юношей проводились на открытых площадках. Название таких площадок — "дромос" (по-гречески — место для бега) — характеризует и основную направленность физического воспитания.

Позднее физическое воспитание переводилось на городские площадки — в палестры — двухлетние или трехлетние школы для 13—15-летних мальчиков, в которых обучали борьбе, бегу, прыжкам, ме­танию диска и копья, плаванию, а также вели бесе­ды на политические и нравственные темы.

Одновременно с палестрами открываются и гимнасии — учебно-воспитательные учреждения, в которых занимались гимнастикой, а также обучались политике, философии, литературе. Свое название гимнасии получили от слова "гимнос". У Гомера оно означало "без оружия", а в дальнейшем стало употребляться в значениях "без верхней одежды", "обнаженный".

Постепенно происходит смешение 2-х направлений физического воспитания, характерных для палестр и гимнасиев. Гимнасии становятся основными центрами физического воспитания, в которых размещаются помещения для борьбы (палестры), беговые дорожки, залы для кулачного боя, бассейны, бани, помещения для массажа и др.

Гимнасии привлекали к себе художников и служили для них своеобразными студиями. Благодаря этому было создано множество произведений искусства, воспевающих красоту человеческого тела. Росписи ваз, изображения на монетах, скульптуры знакомят нас с техникой атлетов, за­нимающихся различными видами спорта, с особенностями их подготовки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: